Главная
Новости сайта
Анатомия профессии
Основные даты
Жилые дома
Общественные здания
Градостроительство
Архитектурные конкурсы
Недостоверные объекты
Карта Киева
Архив
Библиотека об Алешине
* Публикации
* Тематические блоги
* Журналы, газеты
* Видеоматериалы
Глоссарий
Книжная полка
Ссылки
Автора!
Гостевая книга
 
Поиск







Copyright © 2000—
Вадим Алешин
Публикации
Селим Хан-Магомедов
Илья Голосов
75. Слову "архитектурный"-ая и т. д. всегда нужно предполагать предшествующее ему определение: "художественно". (Примечание, как и все последующие - И. Голосова). Вернуться в текст
76. Примитив надо понимать в данном случае как первое, начальное, охватывающее весь предмет сразу, понятие. Вернуться в текст
77. Термином "сооружение" я буду обозначать как отдельное здание, так и группу их. Вернуться в текст
78. Наилучшее определение. Вернуться в текст
79. На этом рукопись обрывается (примеч. авт.). Вернуться в текст


Приложение. Рукопись И. А. Голосова

  Новизна увлекает за собой беспокойные, пылкие темпераменты, помогает открывать новые пути к движению вперед в области бесконечного художественного развития.

ПОНЯТИЕ МАССЫ И ФОРМЫ В ПРОЦЕССЕ АРХИТЕКТУРНОЙ КОМПОЗИЦИИ

I.

Думаю, что не будет ошибки, если предположить несуществующим более или менее однородного понятия у современных архитекторов об архитектурной массе и архитектурной форме.

Те определения, которые приходилось слышать, категорически говорят о полной необоснованности и беспочвенности существующих понятий о данном предмете, что естественно порождает соответствующие этому положению архитектурные произведения, подойти к которым с более или менее серьезной критикой невозможно.

Пришло время поставить на очередь задачу: возрождение архитектуры путем поднятия ее на высоту, ей присущую по природе ее. Эта задача неминуемо рождает другую, не решив которую, невозможно думать об осуществлении первой: необходимо поставить архитектурно-художественное воспитание в плоскость его целесообразности в отношении необходимости первоначального усвоения ряда научно-художественных дисциплин, могущих способствовать выявлению здорового творческого начала у индивидуума. Стремясь как можно ближе подойти к решению поставленных задач, мною задуман настоящий труд, долженствующий установить, наконец, твердое понятие об архитектурных массах и формах, на основе целесообразности этих понятий в отношении полезности их в процессе архитектурной композиции.

Принцип этого понятия есть одна из необходимых к изучению в научно-художественном воспитании дисциплин, т. к. ясно обозначившееся в настоящее время решительное отсутствие созидательной мысли в современных архитектурных сооружениях несомненно есть результат полного отсутствия этого воспитания.

Архитектурное75 сооружение тогда только ценно, когда в нем присутствует художественная мысль, явившаяся результатом ясного представления об архитектурных массе и форме.

Первым обязательным условием ценности архитектурной композиции надо признать присутствие у созидающего правильной отправной точки архитектурного мышления в области выявления примитива76 данного сооружения или комбинации их наперед, предполагая, что без выявления этого примитива не может быть ясного понятия о каком-либо сооружении как продукте архитектурной композиции.

Чтобы объять, со стороны архитектурной композиции, группу сооружений, объединенных в одно целое, понять сущность ситуации его масс, необходим критерий, от которого мысль начинала бы свое поступательное продуктивное движение.

Ясный отчет в своих действиях есть несомненный признак целесообразности их. До сих пор для создания какого-либо художественно-цельного архитектурного сооружения приходится обращаться к так называемым примитивам и там искать художественного вдохновения. Обращение это имеет характер безотчетного интуитивного стремления к существующей вне времени и места художественной ценности, и тогда только будет устранена необходимость этого обращения, когда сущность этой ценности будет раскрыта и изучена.

Прежде всего надо научиться легко охватывать мысленно общую идею сооружения77 со стороны его пространственного положения, так как каждое сооружение первоначально воспринимается именно с этой стороны.

Первичное восприятие сооружения есть чувствование его зависимости от пространства, внушение его массы, следовательно, понятие массы, уясняющее ее положение, или иначе говоря, представление примитива сооружения как показателя общей его пространственной идеи есть фактор чрезвычайной важности в процессе архитектурной композиции.

Отдавать себе ясный отчет в процессе создания архитектурного сооружения - это значит иметь в своем мышлении определенную отправную точку, основанную на необходимом для этого представлении о массе и форме в архитектуре.

Все выведенные ниже положения не следует понимать как незыблемые законы, не допускающие никаких отступлений. Полученные здесь, путем ясного обоснования, принципы понятий должны быть гибкими, незатрудняющими свободного проявления творческого начала у созидающего. Я стремился, по возможности, дать такие положения, приняв которые приобреталось бы определенное условное понятие масс и форм в архитектуре, как различное твердое и необходимое основание для дедуктивного архитектурного мышления.

II. АРХИТЕКТУРНАЯ МАССА. ПОНЯТИЕ АРХИТЕКТУРНОЙ МАССЫ

Существующее понятие физической массы как количество материи, вещества, заключенного в предмете, не может служить отправной точкой в изучении массы в архитектуре как в продукте художественного творчества.

Интересующую нас массу следует понимать как нейтральную ко всем обычным ей присущим свойствам и представлять ее как ценность только относительно пространства и других, ей родственных масс, т. е, принять ее условно, приложив к ней соответственный термин, ее характеризующий.

Условимся массу в архитектуре называть "архитектурной массой".

Под этим термином следует понимать массу, не имеющую в себе определенного содержания, совершенно свободную в своих формах и относительно их безответственную. Архитектурная масса или, что то же, примитив сооружения, есть существующее в архитектуре явление, воспринимаемое с помощью нашего дедуктивного мышления независимо от других явлений в этой области, сознательность которого находится в прямой зависимости от методического изучения этого явления как одной из специальных научно-художественных дисциплин.

Это изучение должно вестись только в плоскости абстрактного представления.

Такова должна быть отправная точка в процессе развития архитектурного мышления вообще и в области ясного представления значения архитектурной массы в процессе архитектурной композиции, в частности.

Такое условное понятие массы вызывается необходимостью абстрактного представления о ней для лучшего уяснения значения ее в архитектуре.

Архитектурная масса всегда несет в себе ценность объема; она характеризуется полным отсутствием внутреннего содержания, кроме своего объемного значения и положения относительно пространства и родственных с ней масс.

Архитектурная масса как явление, главным образом, объема не мыслима в представлении вне зависимости от формы, поэтому всякой архитектурной массе всегда присуща та или иная форма.

Форма эта, в целом, зависима от массы, ее объема и, по существу, имеет признаки массы, поэтому я буду обозначать ее специальным термином: "геометрическая объемная форма", т. е. пространственная форма в отличие от архитектурной формы, о которой будет речь впереди.

Итак: архитектурная масса есть простейшая объемная форма, не несущая в себе никакого внутреннего содержания и свободная в своем проявлении.

Или:

Архитектурная масса есть объемная форма, не несущая в себе внутреннего содержания сооружения и имеющая пространственное положение, свободное в своем проявлении.

Или:

78Архитектурная масса есть пространственная объемная форма, свободная от внутреннего содержания сооружения, несущая в себе ценность положения относительно пространства и родственных ей масс...

Таким определением архитектурной массы устанавливается твердое понятие о ней как о познаваемой положительной художественной ценности. Каждое архитектурное сооружение всегда несет в себе эту ценность примитива.

Введение твердого понятия архитектурной массы и изучение ее имеет главной своей целью приобретение способности быстро и уверенно схватывать художественную идею сооружения, верного определения его ценности как примитива, поэтому для полноты постижения массы вышеприведенного определения ее недостаточно, что влечет за собой необходимость подразделения ее на виды, имеющие свои индивидуальные признаки.

До сего времени мы рассматривали архитектурную массу как отвлеченную единицу, вне всякой зависимости от ее индивидуальных свойств.

Это было необходимо постольку, поскольку требовалось иметь общее понятие об архитектурной массе как таковой.

Теперь, имея установленное общее понятие, перейдем к более детальному изучению ее, предварительно расчленив общее понятие о ней по наиболее характерным признакам на две основных части, каковыми следует считать:

1) Субъективность архитектурной массы и 2) объективность архитектурной массы.

III. СУБЪЕКТИВНАЯ АРХИТЕКТУРНАЯ МАССА

Субъективная архитектурная масса - это такая масса, на которой сосредотачивается идея общей архитектурной композиции; она несет на себе всю тяжесть ответственности единства всех с ней живущих масс.

Ее зависимость только от идеи общего пространственного расположения организмов и каждого в отдельности элемента в нем, короче - от архитектурно-пространственной идеи. Под организмом будем понимать группу сооружений, обособленную в пространственном отношении и связанную в одно неразрывное целое.

Субъективная масса как ядро ею живущих организмов есть явление, рождающее жизнь масс, органически зависимых от него. Она абсолютно индивидуальна и в своих формах, в общей ситуации масс, неповторяющаяся.

Следовательно: субъективная масса абсолютно независима от подчиняющихся ей масс и есть функция общей архитектурно-пространственной идеи.

На чертеже 1, показывающем общую ситуацию масс, легко можно отличить массу субъективную, где ее исключительное значение в этой ситуации ясно выражено и несомненно.

Субъективная масса (черт. 1) как функция общей архитектурно-пространственной идеи, выявляет ее сущность в своей геометрической объемной форме. Эта сущность в настоящем случае выражается в следующем:

1) в статичности субъективной массы относительно других масс и стремлении ее вверх;

2) в замкнутости ее развития в одном направлении и в возможности свободного развития в другом, что обусловливает характер расположения подчиненных масс;

3) в выявлении значения каждой из ее четырех сторон;

4) в подчинении себе выявленных ею масс; ...

Отсюда видно то огромное значение, которое имеет субъективная масса в общей ситуации масс. Правильность решения общей ситуации находится в прямой зависимости от индивидуальных свойств субъективной массы.

Если субъективная масса решена правильно относительно пространственной архитектурной идеи, то достигнуть гармонии в общей ситуации масс с нею живущих не представляет труда, т. к. субъективная масса ясно намечает все возможности для этого решения.

Данное положение субъективной массы допускает очень много решений, сохраняющих общий принцип построения масс.

Не следует, однако, понимать субъективную массу как нерушимую в смысле частичного изменения ее формы: первоначально установленная форма принимается как гибкая в процессе архитектурной композиции до момента установления полной гармонии жизни художественного организма, объединенных одной архитектурной идеей масс, но при условии не нарушения первичного принципа построения субъективной массы, если ценность таковой несомненна.

Значение субъективной массы, показанной на черт. 2, равномерно значению таковой же массы черт. 1, несмотря на частичное несходство их в своих общих пространственных формах; выражение сущности пространственной идеи в обоих случаях одинаково.

Чертеж 1. Чертеж 2.

В целях свободного распоряжения массами единого организма в пределах установленных выше положений и имея в виду чрезвычайное значение субъективной массы, весьма существенным этапом в процессе архитектурной композиции надо признать более или менее точное разграничение подчиняющих и подчиняющихся масс между собой.

Но такое разграничение лежит исключительно на ответственности созидающего и есть его прерогатив. В некоторых случаях субъективной массой может быть названа группа масс, несущая в себе все признаки единичной субъективной массы.

Итак: архитектурная масса, сосредоточивающая на себе архитектурно-пространственную идею и являющаяся сердцем в организме общей ситуации масс, называется субъективной архитектурной массой.

Таким образом, мы имеем установленное общее понятие о субъективной архитектурной массе.

Перейдем теперь к рассмотрению возможных образов этой массы и соответственно их характерным признакам, попытаемся установить ее виды.

Такое расчленение ее необходимо в интересах более совершенного представления о ней.

По признакам образов субъективной массы можно наметить, как главнейшие, два следующих вида:

1) Субъективная масса простой зависимости.

2) Субъективная масса сложной зависимости.

Позволю себе на время прервать изложение вышеприведенных положений в целях предварительного пояснения полезности их.

Всякий организм архитектурных масс имеет свой образ, воспроизводящий основную идею композиции. Идея композиции есть следствие архитектурного мышления.

Архитектурное мышление в свою очередь есть продукт установленного принципа этого мышления.

Следовательно: установив принцип архитектурного мышления, мы можем иметь организм архитектурных масс, построенный по этому достигающему цели художественного творчества принципу, ибо продукт сознательного достижения цели творчества художественного, определенно себе представляемой, несоизмеримо выше бессознательного.

Имея в багаже архитектурного мышления определенные положения, служащие помощью в процессе художественного творчества, созидающий несравненно быстрее и правильнее ориентируется в сложных вопросах способов достижения художественной цели, каковую также разумнее себе представляет.

Вводимое мною разделение архитектурной массы на субъективную и объективную, субъективной, в свою очередь, на виды, а также иные разделения, введенные ниже, преследует цель разумного архитектурного мышления в интересах такового же представления архитектурного построения, с конечными его художественными задачами.

Еще раз напомню, что выведенные здесь положения не следует понимать как единственные, незыблемые законы, но принять их полезно, даже необходимо, исходя из убеждения, что без определенных положений, логически построенных и ясно обоснованных, невозможно продуктивно мыслить.

Система лучше бессистемности и, если бы была предложена иная, нежели изложенная здесь система положений, достигающая цели в отношении разумного архитектурного мышления, она также была бы полезна и необходима в достижении художественной разумной цели в процессе творчества.

Я сознательно вывожу абстрактные заключения, так как убежден, что только при этом условии можно обрести ценные понятия о художественных элементах в архитектуре, вне какой бы то ни было их зависимости от существовавших до сего времени традиций в ней.

Приобретение свободного и разумного духа в творчестве - вот задача, которую я преследую, вводя изложенные принципы понятий масс и форм в архитектуре.

IV. СУБЪЕКТИВНАЯ МАССА ПРОСТОЙ ЗАВИСИМОСТИ

Несколько организмов масс могут быть объединены в одну общую жизнь. Такое объединение возможно только при условии возвеличения, в смысле первенствующего значения, одной из субъективных масс организмов и чрез посредство субъективных масс организмов.

Первенствующую возвеличенную массу должно понимать как субъективную среди субъективных же масс.

Масса, объединяющая и связывающая организмы масс, независима от них, т. е. от субъективных масс этих организмов и своею формою ответственна исключительно перед архитектурно-пространственной идеей, ее выявившей, следовательно от нее только зависима.

Такую зависимость будем называть единичной, простой зависимостью. Следовательно: субъективная архитектурная масса, объединяющая на себе организмы масс, называется субъективной массой простой зависимости.

Таковым же термином следует обозначать субъективную массу отдельно живущего организма масс.

Субъективная масса, показанная на чертежах 1 и 2, может нести термин "простой зависимости" только в том случае, если ее организм масс живет независимой жизнью. Зависимость этого организма выразится в зависимости его субъективной массы от первенствующей субъективной же массы другого организма.

Чистая субъективная масса простой зависимости в большинстве случаев выявляется в образе простейшей геометрической объемной формы, по боковым поверхностям своим равноценной со всех сторон, так как развитие этой формы в одном каком-либо направлении, исключая вертикальное, создает ее тяготение, что, до некоторой степени, нарушает ее ценность как массы простой зависимости.

Субъективная масса простой зависимости, как первенствующая, теряет необходимость иметь свой, непосредственно ей подчиненный организм; она может существовать вне его, т. е. быть одиночной.

В этом случае ее значение усугубляется.

На черт. 3 изображены некоторые виды субъективной массы простой зависимости, могущие быть как одиночными, так и входящими в организм. Они равноценны со всех своих сторон, потому могут быть названы массами полной симметрии.

Масса полной симметрии всегда имеет центральную, проходящую через центр тяжести, вертикальную ось и как таковая допускает свободное свое развитие по вертикали.

Полная симметрия массы есть один из характернейших признаков ее как субъективной и простой зависимости.

Куб, цилиндр, пирамида, конус, шар и другие им равноценные геометрические объемные формы при трактовке каждой из них как отдельно стоящей массы могут входить в организм масс только один раз, не имея себе равноценной и исключительно в комплексе субъективной массы.

Следовательно, субъективная архитектурная масса простой зависимости в большинстве случаев имеет форму полной симметрии при тяготении ее к развитию только по вертикальной своей оси и равномерному изменению в центробежном или центростремительном направлениях от нее.

Черт. 4 показывает развитие массы по вертикальной ее оси и в центробежном направлении от нее. Это положение выведено как схема и, конечно, не категорическое. Наряду с вышеприведенным видом субъективной массы не исключена возможность существования таковой в форме группы масс вне общей симметрии, где отдельные элементы так или иначе связаны в одно неразрывное целое. Такая группа, так же как и отдельная масса, может нести в себе сущность субъективной массы простой зависимости и возможна без своей главной массы, т. е. - все элементы этой группы равнозначащи друг другу по степени их важности относительно общей архитектурно-пространственной цели.

Чертеж З. Чертеж 4.

На чертеже 5 изображены два, несходных между собой по общей ситуации, организма масс, но связанные в одну жизнь. В каждом из двух данных организмов легко можно, на основе вышеприведенных положений, определить субъективную массу.

Чертеж 5.

Связь данных организмов выражается исключительно в зависимости субъективной массы одного организма от такой же массы другого.

Организм I, имея своей субъективной массой куб, приобретает исключительное значение, т. к. куб должен рассматриваться как масса полной симметрии и как таковая равноценная со всех своих сторон и потому независимая.

В организме II субъективная масса имеет форму не симметричную, определенного тяготения по линии, соединяющей ее с организмом куба.

Куб как объемная форма вне какого бы то ни было определенного тяготения в одну из своих сторон и, следовательно, по своей сущности не могущая быть зависимой, должен как отдельно стоящий, рассматриваться в данном случае как субъективная масса простой зависимости.

Субъективная масса организма II, имея независимое положение относительно других масс своего организма, по форме своей определенно зависима от организма I, т. е. от его субъективной массы - куба как формы, выявляющей архитектурно-пространственную идею организма, которая в данном организме выражается в полной статичности по положению и восприятию его.

Очевидно, что субъективная масса организма I может существовать и без своего подчиненного себе организма, не теряя своего значения.

Кроме субъективной массы простой зависимости в организме и отдельно стоящей без него, но имеющей значение объединяющей, могут существовать массы отдельно стоящие без своего организма и не несущие на себе объединения каких бы то ни было организмов; таковые массы также должны быть рассматриваемы как субъективные простой зависимости, но более свободные в своих формах.

Такое положение сооружения возможно только при условии полной его обособленности и изолированности в архитектурно-художественном отношении от организмов масс.

V. СУБЪЕКТИВНАЯ МАССА СЛОЖНОЙ ЗАВИСИМОСТИ

Каждый организм, как уже было сказано выше, живет своей субъективной массой различного по ее зависимости значения. Субъективная масса простой зависимости выявляется в более или менее простых, легко воспринимаемых формах, приближающихся в большинстве случаев к простейшим геометрическим объемным формам, что значительно облегчает выявление ее образа, а также ею живущего организма.

Выявление этого образа есть прямое свидетельство необходимости объединения организмов масс. Объединенные организмы подчиняются главному организму чрез посредство своих субъективных масс, которые, в свою очередь, непосредственно подчинены главному организму, т. е. субъективной массе простой зависимости.

Такую подчиняющуюся субъективную массу будем называть массой сложной зависимости, т. к. она, кроме подчинения субъективной массе простой зависимости, зависима еще от архитектурно-пространственной идеи; такая масса имеет двойную зависимость и несет ответственность как перед своим организмом, так и перед организмом субъективной массы простой зависимости.

Архитектурная масса сложной зависимости, будучи, как продукт архитектурно-пространственной идеи, по существу своему самостоятельная по своей форме, в то же время зависима от субъективной массы простой зависимости, что непременно, в той или иной мере, нарушает первоначальную ее форму, выявленную архитектурно-пространственной идеей.

Такая нарушенная форма есть существенный признак субъективной массы сложной зависимости, так как ненарушенная форма присуща только массе простой зависимости.

Нарушение формы должно в настоящем случае понимать как нарушение симметрии, т. к. субъективная масса независимой, ненарушенной формы, почти всегда несет в себе симметрию, что характеризует простую зависимость ее.

Итак: субъективная масса, подчиняющаяся такой же массе другого организма, называется субъективной массой сложной зависимости.

Форма субъективной массы сложной зависимости может выявляться чрезвычайно разнообразно; характернейшим ее признаком надо считать отсутствие симметрии. Этот признак является и единственным, так как рассматриваемая масса не поддается иной какой-либо классификации по характеру своих форм.

Субъективная масса сложной зависимости, так же как и субъективная простой зависимости, может иметь ясно выраженную, вертикальную ось, а также существовать, не имея своего, себе подчиненного, организма. Иначе говоря, какое-либо отдельно стоящее сооружение возможно рассматривать как субъективную массу сложной зависимости. Также возможно положение нескольких отдельно стоящих, не имеющих подчиненных себе организмов, субъективных масс, объединенных одним организмом или одной, отдельно стоящей массой.

Из вышеприведенных соображений видно, что при выявлении субъективной массы сложной зависимости как отдельно стоящей, так и входящей в организм, предоставим полный простор проявлению творчества в области создания художественной формы массы и ее организма.

Творческий порыв с начала своего должен быть поставлен на путь разумного решения художественных задач, что возможно только при условии твердого и ясного представления цели художественного достижения и ее ценности.

На чертеже 5 в организме II показана субъективная масса, форма которой легко говорит о нарушении симметрии.

Чертеж 6.

Это нарушение свойства субъективной массы простой зависимости произошло только в силу зависимости данной массы от другого организма; оно могло вылиться в другую, совершенно не сходную с изображенной, форму, не изменяя в основе вызвавшей его причины.

На чертеже 6 показана измененная форма субъективной массы организма II 5-го чертежа, которая не нарушает принципа построения этого организма, несмотря на то, что две рассматриваемые массы совершенно не сходны между собой.

Субъективную массу сложной зависимости допустимо, в некоторых случаях, рассматривать как массу простой зависимости, но утерявшую первоначальные свои свойства введением тяготения ее по той или иной линии, что существенно изменяет ее основную форму нарушением совершенно или частично полной ее симметрии и абсолютной вертикальности центральной оси.

Следовательно, субъективная масса сложной зависимости допускает присутствие в себе некоторой симметрии, которая, во всяком случае, не есть признак сложной зависимости, а является второстепенным вводным элементом, не нарушающим основного принципа субъективной массы сложной зависимости - ее тяготения.

Определение вида зависимости субъективной массы есть весьма существенный этап в процессе творчества, который должен протекать в плоскости свободного упомянутого определения с помощью изученных и усвоенных принципов разделения масс.

Субъективная масса сложной зависимости одна из наиболее распространенных и существенных масс в архитектуре, что ставит ее на первое место в архитектурно-про-странственном значении.

VI. ЛИНИЯ ТЯГОТЕНИЯ

В процессе изучения введенного принципа разделения архитектурной массы на субъективную и объективную выявляется другой существенный принцип, также требующий определенного представления о нем - это принцип тяготения.

Прежде чем перейти к изучению объективной массы и положений масс, как таковых, в пространстве, будет полезно рассмотреть эти положения со стороны взаимоотношений в этой области отдельных организмов.

Главным фактором отношения между отдельными организмами является тяготение одного организма к другому.

В каждой группе организмов, живущих единой жизнью, непременно присутствует система, построенная на принципе объединения отдельных частей в одно целое. Система эта есть ни что иное, как абстрактное представление связи масс, выливающейся в представление о присутствии в каждом организме, как направляющей отдельный организм и являющейся основным связующим началом нескольких организмов, - главной линии.

Всякий организм несет в себе заложенную в нем силу, которая есть его жизненный импульс. Эта сила несет в себе свойство равнодействующей напряжений всех элементов организма и графически выражается линией того или иного порядка.

Обозначенное в организме направление этой линии, как суммы всех существую щих в нем сил, выражает тяготение данного организма в ту или другую сторону.

Такую направляющую организм линию назовем линией тяготения.

Итак: линия, показывающая общее направление организма, называется линией его тяготения.

Во всяком организме, как системе заложенных в его части сил, присутствует линия тяготения, выражающая характер этой системы и могущая выявляться несколькими направлениями. В простом организме - простая линия тяготения; в более слож-ном - сложная.

Линия тяготения, как существенный элемент архитектурно-пространственной идеи в большей мере выражает ее существо; представить себе линию тяготения организма - это значит иметь понятие о его ценности относительно пространства, что значит познать общую архитектурно-пространственную идею в ее существенной части.

Нет надобности классифицировать виды линии тяготения, ибо они чрезвычайно разнообразны и зависимы только от индивидуального взгляда, созидающего эту линию, конечно, в пределах выведенных положений, все же придется наметить два характернейших ее вида, каковыми следует считать:

1) Активную, или вертикальную линию тяготения и

2) пассивную, или горизонтальную линию тяготения.

ВЕРТИКАЛЬНАЯ ЛИНИЯ ТЯГОТЕНИЯ

Под вертикальной линией условимся понимать прямую, проходящую при продолжении своем через центр земли. Настоящее условие необходимо, т. к. термином "вертикальная линия тяготения" допустимо обозначать линии не строгой вертикальности, что пока не будет приниматься во внимание при рассмотрении вида линии, упомянутом в 1-м вышепомещенном, пункте.

Вертикальную линию тяготения легко себе представить в геометрической объемной форме, имеющей ясно выраженное тяготение вверх.

Таковыми формами надо признать: круговой цилиндр, круговой конус и пирамиду с основанием квадрата или правильного многоугольника, при условии вертикальности их осей.

Очевидно, что в выявлении тяготения вверх исключительное значение имеет отношение видимых основных горизонтальной и вертикальной линий. С развитием протяженности одной из них изменяется значение другой, тем самым приобретается ясно воспринимаемая разность их протяженностей, что создает преимущество большей из них как преобладающей и тем выражающей тяготение.

Представим себе (чертеж 7) стоячий прямой круговой цилиндр, имеющий образующую, равную диаметру его основания.

Данное отношение горизонтали к вертикали не выявляет заметно тяготения в каком-либо направлении, что можно назвать состоянием скрытого тяготения.

Коль скоро отношение горизонтали к вертикали изменится увеличением образующей цилиндра (чертеж 8) и преобладание вертикальной линии ясно воспринимается, можно определенно констатировать присутствие тяготения данной формы вверх, что образует линию этого тяготения, проходящую по оси цилиндра.

Чертеж 7. Чертеж 8.

Необходимо упомянуть, что круговой цилиндр, круговой конус и пирамида с основанием квадрата или правильного многоугольника, независимо от отношений их высот к площадям своих оснований, всегда несут в себе, в скрытом или в выявленном состоянии, принцип тяготения по своим центральным осям.

Присутствие скрытого тяготения определенного напряжения есть, в данных формах, следствие свойств конфигурации их оснований, как правильных фигур с центральной точкой, равно удаленной от элементов параметров этих оснований.

Из вышесказанного следует, что существуют геометрические объемные формы с заложенным в них принципом тяготения вверх.

Рассмотрим теперь организм масс с точки зрения его возможного тяготения по вертикали.

Вертикальность центральной оси массы обусловливает полную ее статичность как по положению своему, так и по восприятию ее.

Этим свойством полной статичности, как уже было сказано прежде, а также свойством полной симметрии, характеризуется субъективная масса простой зависимости, которая в большинстве случаев имеет формы именно такого порядка. Это дает основание вывести заключение, что вертикальная линия тяготения главным образом проявляется в субъективной массе центрального объединяющего организма, т. е. в субъективной массе простой зависимости. Такая масса, в силу своего назначения, не может иметь тяготения в какую-либо из своих боковых сторон, что говорит о единственной возможной в этом случае линии тяготения - вертикальной.

Применение этой линии должно быть строго обосновано на твердых положениях архитектурного построения организмов масс; она, как существенный элемент архитектурно-пространственной идеи, являясь в то же время жизненным импульсом организма масс, не может не быть строго согласованной со всеми элементами организма в общей его ситуации.

Строгая вертикальная линия, по своей структуре, наиболее простая и как таковой легко воспринимается, следовательно и организм, имеющий эту линию тяготения, наиболее простой по своей структуре и так же прост на восприятие и его созидание.

Само собой разумеется, что наряду с существованием в организме вертикальной линии тяготения могут присутствовать ясно выраженные линии другого порядка, но, как уже было сказано выше, линию тяготения должно рассматривать как равнодействующую всех, заложенных в организме, сил, что конечно, не исключает возможности действия ее выявляющих сил.

Линию тяготения следует понимать как несомненно доминирующую в организме.

Итак: линия, показывающая вертикальное стремление организма или отдельной массы, называется вертикальной линией тяготения. Линия строго вертикального тяготения называется линией тяготения центрального объединяющего организма.

ГОРИЗОНТАЛЬНАЯ ЛИНИЯ ТЯГОТЕНИЯ

Существуют организмы масс, имеющие ясно выраженное доминирующее тяготение в определенную сторону; это тяготение выявляется, главным образом, в направлении, приближающемся к горизонтальному, т. е. равнодействующая сила организма или горизонтальная линия, или приближающаяся к таковой.

Зависимость организма в большинстве случаев выражается в его горизонтальном тяготении, что, конечно, еще не обусловливает определенного направления этого тяготения в сторону объединяющего организма: подчинение организма с горизонтальным тяготением другому организму, одинаково возможно как при стремлении его к главному организму, так и тяготению от него, т. е. - центральный организм можно рассматривать или как собирающий организмы или как распространяющий их,

Следовательно, горизонтальную линию тяготения должно рассматривать безотносительно к какому-либо одному из двух его направлений.

Возможен случай горизонтального тяготения одновременно в двух противоположных направлениях при условии неравномерного разложения этого тяготения на 2 части, в противном случае образовывается центральная уравновешенная точка, совершенно не характеризующая принципа тяготения, другими словами-получается потеря тяготения, что коренным образом меняет положение.

Необходимо упомянуть, что под термином "горизонтальная линия тяготения" не следует разуметь исключительно прямую, имея в виду, что такое узкое толкование весьма вредно отразилось бы на организме, выявление которого должно происходим. в полном соответствии с его линией тяготения.

Итак, будем рассматривать горизонтальную линию тяготения безотносительно ее определенного направления к центральному организму и не в плоскости строгой ее прямизны и горизонтальности.

В каждой геометрической объемной форме, исключая куб и шар, заложена та или иная сила, полученная разностью вертикальной и горизонтальной сил; преобладание одной из двух этих сил дает ей преимущество действия на восприятие и создает ее активность при относительной пассивности другой силы.

Заложенные в геометрической объемной форме силы выражают возможность развития ее в их направлениях.

Очевидно, что форма с квадратом в своем основании, не имеет преимущества развития ни в одну из своих боковых сторон за отсутствием разности заложенных в нее горизонтальных сил.

В таких формах всегда преобладает вертикальная сила, независимо от ее влияния.

Геометрическая объемная форма, показанная на чертеже 9-м, имеет ясно выраженное тяготение по горизонту.

Чертеж 9.

Это легко воспринимаемое явление есть следствие решительного преобладания горизонтальной силы данной массы над ее вертикальной, в то же время преимущества протяженности относительно другой, ей перпендикулярной, горизонтальной силы.

В показанной на чертеже 9-м массе тяготения распространяется по прямой горизонтальной линии. На чертеже 10-м линия тяготения расположена по горизонтальной кривой.

Чертеж 11 показывает горизонтальную линию тяготения, составленную из ряда отдельных тяготений, не имеющих строго горизонтального направления.

Чертеж 10. Чертеж 11.

Во всех трех показанных случаях горизонтальная сила преобладает над вертикальной, но в повторяющихся массах, показанных на чертеже 11, возможно преобладание и вертикальных сил в отдельных элементах. В этом случае воспринимается отношение вертикальной силы к горизонтальной не отдельного элемента, а суммы всех горизонтальных сил элементов к вертикальной силе одного из них.

Подчиненный организм состоит из элементов-масс, где каждая масса в отдельности представляет собой геометрическую объемную форму того или иного порядка с преобладанием или вертикальной линии, или горизонтальной. Но, исходя из положения, что подчиненный организм почти всегда несет в себе тяготение, направленное по горизонтальной линии, представляющей собой равнодействующую всех присутствующих в организме сил, можно легко вывести заключение, что элементы данного организма несут в себе преобладание горизонтальных тяготений.

Зависимый организм выявляет свою зависимость своей линией тяготения, по которой он и определяется. Однако, выражение основного свойства организма в горизонтальной линии тяготения не исключает возможности присутствия в этом организме и ясно воспринимаемого вертикального тяготения, выявляющегося всегда в субъективной массе.

Существование в организме двух ясно выраженных упомянутых тяготений нормально только в том случае, когда вертикальное тяготение тесно связано с горизонтальным, т. е. обе эти линии слиты в одну нераздельную линию тяготения организма.

Искать в данном случае строгих горизонтальной и вертикальной линий не приходится, очевидно потому, что факт слияния этих линий отклоняет их от своих первоначальных положений взаимным тяготением друг к другу.

Переход горизонтального тяготения в вертикальное характеризует процесс закан-чивания или начала тяготения организма, что принимает на себя всегда субъективная масса организма.

Если одиночный процесс заканчивания или начала тяготения парализуется другим таким же, ему встречным процессом, получается преобладание вертикального тяготения, приобретающее характер центра тяготений. В этом случае субъективная масса данного организма должна рассматриваться как масса простой зависимости со всеми из сего вытекающими ее свойствами как таковой.

На чертеже 12 показан одиночный процесс слияния двух линий тяготения: горизонтальной и вертикальной; преобладание горизонтального тяготения ясно выражено, что служит характерным признаком зависимости этого организма.

Законченный или начатый процесс горизонтального тяготения оставляет таковой к жизни, продолжающий существовать в организме, не изменяя его архитектурно-пространственного значения.

Если же горизонтальная линия тяготения в своем процессе перехода в вертикальную будет парализована введением другой такой же линии, проходящей в плоскости первой, горизонтальное тяготение, как главный признак назначения организма, будет потерян и его место займет тяготение, полученное уничтожением двух горизонтальных тяготений - вертикальное.

Чертеж 13 поясняет процесс поглощения двух горизонтальных тяготений с выявлением им вертикального тяготения.

Чертеж 12. Чертеж 13.

Итак: линия, показывающая горизонтальное стремление организма или отдельной массы, называется линией горизонтального тяготения.

Таковы главнейшие виды линий тяготения.

Законченным или начатым процесом горизонтального тяготения называется слияние горизонтального тяготения с вертикальным.

Незаконченным процессом горизонтального тяготения называется тяготение в горизонтальной плоскости вне непременного условия ее строгой горизонтальности.

Нет основания предпринимать рассмотрение всех возможных видов тяготений организмов, что отняло бы весьма много времени и все-таки не дало бы возможности исчерпать все виды их, а поэтому должна быть предоставлена полная свобода выявления того или иного вида тяготения, ибо это есть прерогатива созидающего.

VII. ОБЪЕКТИВНАЯ АРХИТЕКТУРНАЯ МАССА

На основе предыдущего изложения мы имеем понятие о принципе построения организма архитектурных масс, рассмотренного с точки зрения значения его главного элемента - субъективной массы, ее зависимости от архитектурно-пространственной идеи и ее значения в организме масс.

Рассматривая организм, мы совершенно не касались его подчиненных субъективной массе элементов, по количеству своему занимающих в нем первое место.

Мы знаем, что организм масс состоит из элементов, связанных между собой той или иной зависимостью, также известно нам о том, что в организме непременно живет субъективная масса, выявившая этот организм и как таковая не может иметь в своем организме себе подобную массу по значению, которое она имеет, следовательно, прочие элементы ее организма не будут субъективными массами и, очевидно, по значению своему в организме не сходны с ней, сохраняя, однако, с ней связь.

Субъективная масса несет ответственность перед архитектурно-пространственной идеей и за себя, и за элементы своего организма, ею выявленного, откуда понятна последовательность в связи всех элементов организма и значение каждого из них как такового.

За каждый элемент организма несет ответственность его субъективная масса, следовательно, ни один из прочих элементов ее организма непосредственно не ответственен перед архитектурно-пространственной идеей и потому прямо независим от нее, откуда очевидно, что элементы организма зависимы только от своей субъективной массы и по отношению к ней находятся в полном подчинении.

Подчинение себе субъективная масса выполняет главным образом своей линией тяготения, которая, как уже было сказано выше, есть существенная часть архитектурно-пространственной идеи, следовательно, все элементы организма должны пребывать в полной согласованности с архитектурно-пространственной идеей, как скоро они зависимы от субъективной массы.

Отсюда видна последовательность согласования всех элементов организма с архитектурно-пространственной идеей, что обязывает нас, при рассмотрении существа элементов организма, ясно и точно выявить возможные виды его геометрических объемных форм.

Прежде всего необходимо рассмотреть элементы организма с точки зрения зависимости его от субъективной массы и установить характер этой зависимости.

Мы знаем, что субъективная масса характеризуется своей формой, выражающей стремление вверх или просто доминирующей над всеми прочими элементами своего организма, что уже до некоторой степени обусловливает их формы, как не несущие в себе сходных с субъективной массой свойств, следовательно они не могут иметь тяготение вверх и ни один из них не должен доминировать в организме, отсюда ограниченность высоты элемента по отношению к субъективной массе.

Итак, элементы в организме ограничены в своем развитии по вертикальной линии.

Полная зависимость элемента обусловливает его форму, которая есть следствие этой зависимости и потому не должна выражать свое индивидуальное стремление, а в целом выполнять предначертания своей субъективной массы.

Форму элемента выявляет субъективная масса посредством линии тяготения, которой сама она живет, следовательно форма элемента организма выявляется характером линии тяготения и, по своей сущности, не индивидуальна.

Если форма элемента не индивидуальна, естественно она не несет на себе обязательства неповторения в себе других элементов, зависимых вместе с нею от одной субъективной массы.

Элемент организма той или иной субъективной массы, будучи пассивным в своем проявлении, не может жить отдельной от своего организма жизнью; в этом есть существенная разница между ним и субъективной массой, которая, по лишении ее своего организма, продолжает существование, как главный элемент проявления ахритектурно-пространственной идеи.

Итак, элемент организма субъективной массы зависим, пассивен и не индивидуален.

В организме масс не может быть элемента, не подчиненного субъективной массе этого организма и без ее посредства обнаруженного.

Элемент организма есть, объективной ценностью, звено его, живущее только при условии существования ядра этого организма-субъективной массы. Такой элемент может быть назван элементом объективной ценности, а так как этот элемент несет в себе все признаки архитектурной массы, он может быть назван архитектурной массой объективной ценности или объективной архитектурной массой.

Следовательно, объективной архитектурной массой называется каждый не индивидуальный элемент организма субъективной массы.

Образ объективной массы выявляется как следствие зависимости ее от субъективной массы и линии тяготения. Кроме того, объективная масса не может существовать как элемент одного организма, не связанной с другими, с ней рядом живущими массами, что обусловливает взаимную зависимость элементов.

Следовательно, объективная масса несет в себе тройную зависимость, которая, несомненно, кладет свой решительный отпечаток в ее форме.

Трудно перечислить все виды форм объективной массы, которые могут быть выявлены на основе всех побуждающих для этого причин, т. к. каждая из причин в свою очередь несет в себе чрезвычайное разнообразие возможного ее проявления, что, несомненно, можно назвать благоприятным обстоятельством для проявления индивидуального побуждения созидающего формы объективных масс.

Но, в интересах необходимой, все-таки, расшифровки образов этой массы, надо признать полезным разделение ее на два характернейших по признакам вида, каковыми следует считать следующие:

1) объективная масса организма вертикального тяготения и

2) объективная масса организма горизонтального положения.

Это разделение произведено соответственно с главнейшими видами линии тяготения.

VIII. ОБЪЕКТИВНАЯ МАССА ОРГАНИЗМА ВЕРТИКАЛЬНОГО ТЯГОТЕНИЯ

Разбирая организм со стороны видов его субъективной массы и линии тяготения, я совершенно не касался возможных форм других его элементов, что было вызвано стремлением к необходимой последовательности в изучении и обособлении понятий рассмотренных явлений.

Теперь, имея установленным понятие о видах субъективной массы и линии тяготения организма, а также общее представление объективной массы этого организма, перейдем к изучению главнейших видов его элементов.

Мы знаем, что существует организм, имеющий линией своего тяготения вертикаль и что такой организм есть центральный объединяющий с субъективной массой полной симметрии.

Этот организм имеет свои элементы, называемые объективными массами, формы которых нам неизвестны и в данный момент интересуют нас.

Исходя из положения, что элементы организма зависимы от субъективной массы и линии тяготения, мы имеем право предположить, что каждый элемент этого организма тяготеет к субъективной массе и линии тяготения, т. е. к вертикальной линии.

Но мы также должны брать в соображение свойства организма иметь в себе только одну массу с ясно выраженной вертикальной линией, на основании чего можно установить, что тяготение элемента к вертикали должно выразиться в форме его стремления к этой линии в пределах, примерно, выраженной ее величины.

На чертежах 14 и 15 показаны вертикальные линии субъективных масс (а), объективные массы (о) и линии тяготений объективных масс (б и с). Вертикаль а есть выражение величины субъективной массы, следовательно, исходя из предыдущего, линия тяготения объективной массы лежит в пределах треугольника 1, 2, 3.

Чертеж 14. Чертеж 15.

Если же линия тяготения объективной массы выходит за пределы выраженной величины вертикали субъективной массы, переходя из горизонтального направления в вертикальное, с ясно выраженным превосходством второй, то такую массу следует рассматривать как субъективную или, вернее, как отдельную часть ее (чертеж 16).

Чертеж 16.

Таким образом, очевидно, что зависимость от вертикальной линии тяготения организма обусловливает форму объективной массы, как не имеющей вертикального стремления, откуда следует, что она, в большинстве случаев, имеет форму с преобладанием в ней силы, своим направлением приближающейся к горизонтальной линии.

Субъективная масса полной симметрии имеет боковые стороны, равноценные между собой по действию их в выявлении элементов организма, следовательно объективная масса или группа таковых, расположенная в сфере действия одной из сторон субъективной массы, может быть тождественная другой объективной массе, находящейся в одинаковых с ней условиях.

Такая масса или группа таковых зависит главным образом от той стороны субъективной массы, в сфере действия которой она расположена, что дает возможность иметь ей свою серединную ось, т. е. быть по форме своей относительно субъективной массы симметричной, не имея такого преимущества относительно других, с нею соседних, объективных масс.

На чертежах 17 и 18 показаны наиболее простые по структуре организмы, с ясно выраженными стремлениями их по вертикальным линиям, т. е. объединяющие организмы с субъективными массами простой зависимости (а).

Чертеж 17. Чертеж 18.

Их боковые стороны равноценны между собой и каждая из них имеет свою объективную массу (б).

Четыре объективных массы, изображенные на чертеже 17, тождественны между собой, что обусловлено тождеством сторон субъективной массы; каждая из четырех объективных масс симметрично расположена относительно той стороны субъективной массы, от которой она несет непосредственную зависимость, следовательно и от ее центральной оси.

Такое положение обусловливает существование срединных осей объективных масс, имеющих направление к линии тяготения, т. е. в них присутствует симметрия по осям, направленным к центральной оси субъективной массы организма.

Итак, объективная масса организма вертикального тяготения может иметь симметричную форму относительно субъективной массы своего организма, или другими словами, зависимость элемента от субъективной массы допускает в нем симметрию, не нарушая принципа зависимости его от линии тяготения.

Но элемент, кроме двух рассмотренных зависимостей, имеет еще третью - взаимную зависимость всех элементов организма, следовательно формы элементов находятся в известной мере в подчинении и от этой зависимости.

Очевидно, что в данном организме взаимная зависимость элементов выражается в одинаковом их стремлении или к центру организма, или от него. Это стремление, несомненно, должно отразиться на форме элемента.

Если предположить возможным существование симметрии элемента по отношению одного из них к другому, тогда исключается зависимость его от главной линии тяготения, т. к. присутствие в элементе одновременно двух осей симметрии обусловливает две линии тяготения, что противоречит основному принципу построения центрального объединяющего организма.

Следовательно, объективные массы центрального объединяющего организма могут иметь в себе симметрию относительно субъективной массы, но не допускают таковой во взаимном своем отношении.

Иными словами: сторона а объективной массы (черт. 17 и 18), обращенная.к субъективной массе - симметрична; сторона же ее б асимметрична.

Все вышеизложенное в равной мере относится и к организму, изображенному на чертеже 18.

Итак, объективная масса организма вертикального тяготения имеет характерный признак - возможность присутствия секущей вертикальной плоскости, разделяющей ее на две равноценные относительно друг друга части.

Но, наряду с такой формой объективной массы в центральном объединяющем организме, могут существовать и другие формы этой массы, не отличающиеся вышеописанным признаком.

Представим себе центральный объединяющий организм, по ситуации своих элементов, имеющий характер спирали.

В этом организме, конечно, нельзя предполагать существование элементов, симметрично расположенных относительно субъективной массы а, т. к. присутствие таковых как безразличных к направлению движения, уничтожило бы ценность существа спирали - ее закономерного движения.

В настоящем случае элементы, благодаря поглощению их спиральной линией тяготения, утеряли непосредственную свою зависимость от такой поверхности субъективной массы и каждый из них несет в себе только двойную зависимость - от линии тяготения и от взаимоотношения.

Следовательно, возможна и такая объективная масса организма вертикального тяготения, которая имеет только двойную зависимость, но такой вид ее есть следствие исключительности формы центрального организма.

К рассмотренному виду организма, исключая спиральный вид его, следует отнести центральный объединяющий организм, возглавляемый субъективной массой формы куба.

Такой организм, очевидно, не имеет выраженного тяготения по вертикали, но обладает всеми свойствами такового в отношении выявления своих объективных масс.

Итак, рассмотрев наиболее характерные формы объективной массы организма вертикального тяготения, мы подошли к некоторому представлению о возможных их формах, которые следует понимать как простейшие и не исключающие иного порядка характера формы, каковая может быть создана созидающим объективную массу.

Но жизненность выведенных здесь по данному вопросу положений несомненна, так как подтверждена всеми истинно художественными сооружениями древнеистори-ческих времен.

Перейдем теперь к изучению объективных масс в организме горизонтального тяготения с точки зрения выявления их характернейших и простейших форм.

ОБЪЕКТИВНАЯ МАССА ОРГАНИЗМА ГОРИЗОНТАЛЬНОГО ТЯГОТЕНИЯ79

IX.

К началу страницы
Оглавление    Заключение  Список литературы