Главная
Новости сайта
Анатомия профессии
Основные даты
Жилые дома
Общественные здания
Градостроительство
Архитектурные конкурсы
Недостоверные объекты
Карта Киева
Архив
Персоналии
Библиотека об Алешине
* Диссертация
* Публикации
* Журналы, газеты, блоги
* Видеоматериалы
Глоссарий
Книжная полка
Ссылки
Автора!
Гостевая книга
 
Поиск







Copyright © 2000—
Вадим Алешин
Дом Торгово-промышленного товарищества Бажанова и Чувалдиной в Санкт-Петербурге
При написании этого раздела были использованы: статья из книги "Памятники архитектуры Ленинграда", 1976, с. 402, статья А.Л. Пунина "Богатырский фриз" Н.К.Рериха" в сборнике "Вопросы архитектуры и графики", Ленинград, ЛИСИ, 1964, статья В.П.Князевой "Богатырский фриз" в сборнике "Н.К.Рерих. Жизнь и творчество", М., 1978. С. 105-117, исследовательская работа Глеба Пекного "Дом Бажанова" с большим количестом фотографий, статья М. Д. Ромма "Улица Марата, 72" в журнале "Ленинградская панорама", 1988, № 5, монография В. Е. Ясиевича "Київський зодчий П. Ф. Альошин", 1966, с. 9-12, архивные материалы Центрального Государственного архива-музея литературы и искусства Украины.
Я также очень благодарен Владимиру Тезину и Владимиру Уварову за предоставленные фотографии, а также Александру Левченя и Сергею Солдатову за информационную помощь.
[1] Цитата по упоминаемой статье М.Д.Ромма.Назад в текст
[2] Князева В.П. "Богатырский фриз" // Н.К.Рерих. Жизнь и творчество. Сборник статей. М., 1978. С. 105-117. Назад в текст


На строительстве дома Вскоре после окончания Института гражданских инженеров в Санкт-Петербурге (1899-1904 гг.) Алешин получает заказ, позволяющий ему проявить себя в качестве профессионала. Многочисленные поездки за рубеж в целях ознакомления с мировыми памятниками культуры и наиболее прогрессивными методами в строительстве дали свои позитивные результаты. Еще в студенческие годы он писал в статье в ведущем архитектурном журнале того времени "Зодчий": "Появление нового стиля следует ждать в зависимости, в первую очередь, от новых конструкций" (Зодчий, 1903, № 11, с. 303).

Фасад дома Бажанова Большой 3-хэтажный дом с подвалом на ул. Николаевской (ныне ул. Марата), 72 был выстроен на сравнительно небольшом участке земли, что потребовало от молодого гражданского инженера значительного мастерства и выдумки. Ведь на этой территории необходимо было разместить не только жилые квартиры, но и офисные и складские помещения.

Заказчик, купец 1 гильдии Филадельф Геннадиевич Бажанов, не жалел денег на техническое оборудование оборудование сооружения и строительные материалы - в основном они выписывались из-за границы.

План 2-го этажа В конструкции здания было использовано множество строительных новинок - от использования железобетона для фундаментов и междуэтажных перекрытий до водяного отопления с принудительной циркуляцией воды. В жилых помещениях применялись кондиционеры и горячее водоснабжение.

В архитектуре был использован ведущий архитектурный стиль того времени - модерн. Фасад, выходящий на улицу, имеет слабо зафиксированные и асимметричные ризалиты, которые возвышаются над карнизом дома. Первый цокольный этаж отделен от второго профилированный тягой. Однако, несмотря на внешнюю асимметрию, сооружение производит впечатление цельности. Этому способствуют и скульптурный орнаментальный фриз, и четкий ритм окон, и выразительное решение входа.

Дворовой фасад Интересно, что значительное внимание было уделено и художественному решению дворового фасада. Кованные ограждения балконов, применение майоликовой плитки и даже оконные стекла, повторяющие очертания полукруглого в плане ризалита - эти приемы совершенно не характерны для обычного двора-колодца.

Особый интерес представляют интерьеры здания. Парадная лестница с фонарями обработана белым мрамором, каждое из помещений оформлено с учетом его функции - декорированы дубовыми резными панелями, майоликовыми изразцами, барельефными фризами на стенах, лепным орнаментом на потолках.

Украшением дома стал и майоликовый камин, распологавшийся в приемной Бажанова, выполненный по эскизу М. А. Врубеля на сюжет былины "Вольга и Микула" в знаменитых ваулинских мастерских в Абрамцево. (Кстати, впоследствии П. К. Ваулин стал основателем керамического производства в Кикерино под Петербургом, ныне завод "Горн" в Волосовском районе Ленинградской области). Савва Мамонтов привлек к работе этой мастерской таких замечательных художников как М. А. Врубель, В. М. Васнецов, А. М. Васнецов, В. А. Серов, К. А. Коровин, В. И. Суриков, В. Д. Поленов, А. Я. Головин. Врубель был очень увлечен новой техникой и целые дни проводил в мастерской, опробуя новые сорта поливы. В своем письме сестре он пишет: "...Так всем этим занят, что к живописи стал относиться легкомысленно"[1]. В мастерской им было создано множество скульптур и произведений прикладного искусства.

Камин по эскизам М.А.Врубеля Камин на былинную тематику, пожалуй, самая крупная работа художника в этой технике. Известно пять вариантов камина, отличающиеся друг от друга рисунком деталей и орнаментом - в Третьяковке, Русском музее, Музее декоративного искусства в Москве и музее в Коломенском. Пятый - бажановский.

Но если первые четыре - всего лишь майоликовые панно, то камин из дома Бажанова - единственный используемый по назначению. Все его чугунные элементы - таган, колосники, боковины - жестко связаны между собой. Стороны топки скреплены выполненными из латуни змеями. Все это гармонично увязано с майоликовыми элементами лицевой стороны камина.

На Всемирной выставке 1900 г. в Париже за эту работу Врубель был удостоен Золотой медали. И вполне вероятно, что в именно в доме на улице Марата находится премированный камин.

Окно приемной фланкируют еще два изделия Врубеля - изразцы "Павлин". Как указывает М.Ромм в своей статье, существуют еще три варианта этого изразца, два - в абрамцевском музее, один - в частном собрании. Отличие - в размере и окраске изразцов. Судя по всему (об этом свидетельствует несколько акварелей художника), врубелевские произведения попали в дом не случайно - художник был приглашен работал над интерьерами. Но когда велось строительство дома, Врубель уже тяжело болел и был практически выключен из работы.

Интерьер столовой с фризом Н.К.Рериха Несколько каминов, выполненных на заводе П. К. Ваулина, находятся в других помещениях дома. В целом керамика ограет весьма значительную роль в оформлении дома - вспомним облицовку дворового фасада.

Стены столовой были декорированы живописным фризом на сюжеты русских былин работы Н. К. Рериха (1909 г.) и известным под названием "Богатырский". Это единственная сохранившаяся роспись интерьера гражданского здания, выполненная Рерихом.

Фриз состоит из 19 больших панно (темпера на холсте) высотой 205 сантиметров и длиной около 30 метров. По обе стороны от двери находились панно "Витязь" и "Боян", вдоль стен "Вольга" и "Микула", далее "Илья Муромец" и "Соловей-разбойник". Над окнами панно на тему Фрагмент панно"Город" возле окон панно с изображением растений и птиц. На торцевой стене напротив двери 7-метровое панно "Садко". В целом фриз выполнен в тонких сочетаниях золотистых, светло-лиловых, зеленых и розовых оттенков.

Детально изучила это блестящее творение Николая Константиновича его исследователь, сотрудник Русского музея В.П.Князева [2]. Она указывает, что весь фриз задумывался Рерихом как единое целое, ссылаясь на хранящийся в Третьяковке набросок, где отдельные части композиции разделены только чертой. В интерьере роль черты выполнял камин.

В годы блокады Ленинграда фриз был серьезно поврежден - покрылся толстым слоем копоти; в особенности сильно пострадало панно "Волька" - Фрагмент паннокроме загрязнения был утрачен правый нижний угол холста размером 52х36 см. В 1964 г. фриз был передан в Русский музей в Санкт-Петербурге, где усилиями художника-реставратора К. Б. Берняковича был очищен от грязи, были заделаны многочисленные прорывы и проколы, укреплен и тонирован осыпающийся красочный слой.

Весьма любопытна ранее не публиковавшаяся переписка между Алешиным и Рерихом по поводу архитектурного оформления интерьеров и самого фриза, часть которой можно увидеть в разделе"Архив".

До недавнего времени в основных помещениях здания размещалась библиотека им. Чехова, однако сейчас эти помещения находится в состоянии перманентной реставрации. В целом здание, как и многие другие сооружения этого периода, требует серьезных ремонтно-восстановительных работ.

P. S. По информации Л. Березкина "В гостях у купца Бажанова. Через сто лет после новоселья", опубликованной в газете "Известия" (СПб) за 24.01.2005 г., сейчас реставрация практически завершена, и уже в марте здесь будет открыта "Детская библиотека истории и культуры Петербурга". При этом любопытно, что несмотря на годы совкового нигилизма по отношению к старине, в интерьерах сохранилось немало "родных" деталей - камины, люстры, дубовые двери, кожаная обшивка на боковинах оконных проемов, резьба по дереву, даже замки.

Завидная судьба!

К началу страницы
Читайте также -
Библиотека (статьи и книги) об Павле Алешине