Главная
Новости сайта
Анатомия профессии
Основные даты
Жилые дома
Общественные здания
Градостроительство
Архитектурные конкурсы
Недостоверные объекты
Карта Киева
Архив
Персоналии
Библиотека об Алешине
* Диссертация
* Публикации
* Журналы, газеты, блоги
* Видеоматериалы
Глоссарий
Книжная полка
Ссылки
Автора!
Гостевая книга
 
Поиск







Copyright © 2000—
Вадим Алешин
2-й жилой дом врача по ул. Заньковецкой, 5/2 в Киеве

2-й Дом врача. Проект, 1932 г. Как говорят, если бы этого дома не было, его нужно было придумать. И вот почему. На его примере можно увидеть, какую роль играет государство в развитии культуры при тоталитаризме.

Проектирование дома совпало с принятием правительственного постановления "О литературно-художественных организациях", поставившего крест на поисках нового стиля советскими зодчими (художниками, писателями, т. д.). Все было подогнано под жесткие рамки так называемого "социалистического реализма", в котором (по меткому выражению, кажется, Синявского) "партия проповедовала свои идеи в понятной для нее форме".

2_й Дом врача. Проект, 1933 г. Алешин, будучи по своей сути сторонником конструктивистской архитектуры, но никогда не порывавший с классицистическим восприятием мира с его идеально выверенными гармоническими построениями, первый вариант сделал в чем-то схожим с 1-м домом врача. Лаконизм и геометричность объемов, по-алешински нетривиальное решение угла, сложный план дома, создание озелененных курдонеров, четко выявленная на фасаде внутренняя структура здания, рациональная планировка квартир.

2-й Дом врача. Современное состояние Но конструктивизм объявляется в советском обществе персоной "нон грата". И Алешину ничего не остается, как слегка "приодеть" дом в классические одежды, практически полностью сохранив планировочную структуру.

Он соединяет в одном объекте оба свои пристрастия, он не конфликтует с властью, а, по-своему, творчески переосмысливает жесткость партийного вердикта. Что это - конформизм? Или попытка самовыражения - вопреки?..

Это грандиозна тема для исследования - взаимоотношения мастера и государства, государства, в котором развитие культуры идет не эволюционно, а как бы пунктирно, от одного постановления к другому, где законы гармонии декларируются не художниками, а вождями с высоких трибун, где взгляды творца обязаны колебаться вместе с линией партии... Я непременно вернусь к этой проблеме.

К началу страницы
Читайте также -
Библиотека (статьи и книги) об Павле Алешине