Главная
Новости сайта
Анатомия профессии
Основные даты
Жилые дома
Общественные здания
Градостроительство
Архитектурные конкурсы
Недостоверные объекты
Карта Киева
Архив
Персоналии
Библиотека об Алешине
* Диссертация
* Публикации
* Журналы, газеты, блоги
* Видеоматериалы
Глоссарий
Книжная полка
Ссылки
Автора!
Гостевая книга
 
Поиск







Copyright © 2000—
Вадим Алешин
Публикации
Владимир Ясиевич
Архитектура Украины на рубеже XIX-XX веков

ОСНОВНЫЕ ТИПЫ ЖИЛИЩА

Развитие типов жилища в рассматриваемый период теснейшим образом связано с классовой структурой общества и с жилищной проблемой, о которой Ф. Энгельс писал, что жилищный вопрос порожден самой природой буржуазного общества, которая превращает жилищное строительство в отрасль производства, приносящую прибыль и земельную ренту [2, с. 221].

Типологическая структура жилища при капитализме многообразна, причем она характерна не только разными типами домов, но и типами самих жилищ-квартир, которые резко отличаются своими габаритами и оборудованием.

Рост населения городов и поселков определял увеличение объема строительства жилых домов. С развитием водопровода, канализации и появлением электрических лифтов в начале XX в. стало выгодно строить большие многоэтажные дома на сравнительно небольших земельных участках. В то же время окраины городов и поселки продолжали застраиваться 1-2-этажными жилыми домами, лишенными сантехнического оборудования. Так в области жилища сложились очень большие различия в уровне оборудования, капитальности, этажности, гигиенических условий и в особенности размеров площади квартир.

Жилье рабочих и служащих. По данным обследования 1910 г. рабочих квартир в Бахмутском уезде на Донбассе 40 % из них составили избы полуземляночного типа, 2 - самодеятельные сарайчики из подручных материалов, 22 - кирпичные и каменные здания [73]. Проектные типы жилищ в рабочих поселках были различными по планировке и по уровню благоустройства, в частности: бараки казарменного типа - одноэтажные, а в начале XX в. иногда 2-3-этажные здания с большими комнатами, которые оборудовались нарами в 2, а иногда в 3 яруса. Казармы предназначались для холостых, на Донбассе такие казармы называли балаганами.

Основные типы жилых домов. Жилища для рабочих:
а - казарма (1895). Планы первого и второго этажей; б - балаганы; в - сблокированные дома (1906).
Доходные дома:
г - в Киеве на ул. Паньковской (1909-1910); д - Гинзбурга в Киеве (1910-1913), разрез; е - в Одессе (конец XIX в.); ж, и - в Плетневском пер. (1913-1915) и на ул. Рымарской (1913) в Харькове; з - особняк Ковалевского в Киеве (1911 - 1912).

Вторым типом были казармы, рассчитанные на проживание семейных рабочих. Они имели коридорную планировку, отдельные комнаты, общие кухни и уборные. Примером таких зданий могут быть 1-2-этажные казармы, построенные в 1900 г. на рудниках в районе ст. Долгинцево [97, с. 93]. Третий тип - сблокированные двух- и четырехквартирные дома с тремя и четырьмя комнатами в квартире, например в поселке металлургического завода в с. Каменском. Четвертый тип - отдельно стоящие двух- и четырехквартирные дома с одной или двумя жилыми комнатами и кухней. В таких домах жили, главным образом, служащие, технический персонал и семейные мастера.

Концентрация производства, сооружение крупных заводов с поселками на несколько десятков тысяч человек ставили принципиально новые задачи по проектированию жилища, решение которых упиралось в острейшие классовые противоречия. Архитекторы пытались создавать комплексы жилищ с обслуживанием, однако их реализацию сдерживали предприниматели. Одной из первых таких попыток в России был конкурсный проект колонии для рабочих ниточной мануфактуры в Петербурге (1896, архит. Н. К. Толвинский), в котором предложен микрорайон с обслуживанием, жилой дом-комплекс на 300 чел. со столовой и читальным залом, 18- и 24-квартирные жилые дома и общежития, школа, ясли, амбулатория, аптека и другое обслуживание. Этот интересный проект остался неосуществленным, хотя в Петербурге были построены другие аналогичные комплексы [96].

Примером планировочного решения казармы с обслуживанием является здание для рабочих сахарного завода в г. Тростянце на Сумщине (1895, инж. М. Тихонов). Здесь на первом этаже располагались столовая с кухней, общие комнаты отдыха, квартиры обслуживающего персонала, а на 2-м этаже - спальни.

Дома с экономичными квартирами были предназначены для средних слоев городских ремесленников и служащих. Они строились сначала на средства филантропов, а затем на кооперативных началах. Первые подобные здания на Украине были построены в Одессе, в частности здание так называемых Павловских дешевых квартир (1887, архит. Ф. В. Гонсиоровский). Оно занимает целый квартал в привокзальной части города и состоит из 5 блоков-корпусов. Все корпуса имеют секционную планировку с 4-8 малогабаритными квартирами. Квартиры сгруппированы вокруг санузлов и световых колодцев, имеют 1 или 2 комнаты площадью 16, 20 и 23 м2 и кухню-столовую - 10- 14 м2. Квартиры были оборудованы санузлом без ванны, печным отоплением.

В 1904 г. архитектор А. Н. Бекетов создал "Проект дешевых квартир для беднейшего населения г, Харькова". На участке (60 х 60 м) предусматривалось два 2-этажных и три 1-этажных жилых дома, 4-квартирные дома имели компактную планировку с однокомнатными квартирами: жилая комната площадью 16 м2, прихожая и кухня. По этому проекту в Харькове было начато строительство.

Доходные жилые дома стали одной из наиболее типичных форм городского жилища при капитализме. Главным для заказчика было извлечение максимальной прибыли из земельного участка. Цены на землю в центрах городов быстро росли. Это обусловило увеличение этажности застройки от 3-4 этажей в конце XIX в. до 5-6 - в начале XX в. Сложное инженерное оборудование постепенно превращало доходный жилой дом в объект, требовавший больших затрат. Так, большой 4-этажный дом Распопова в Одессе (1898) обошелся владельцу в 400 тыс. руб., а 8-10-этажный дом Гинзбурга в Киеве (1910-1914) стоил уже 1,5 млн. руб., т. е. столько же, сколько оперный театр в Одессе. Строительство больших доходных домов потребовало кооперирования средств предпринимателей, подрядчиков и архитекторов для приобретения более крупных земельных участков. Для начала XX в. характерен рост числа многоэтажных доходных домов. В Киеве, например, в 1901 г. построили всего 3 пятиэтажных дома, а в 1911 г.- уже 45, кроме того, начали строить 25 шестиэтажных и 5 семиэтажных домов. Многоэтажные доходные дома строили в Харькове, Львове, Ивано-Франковске и других городах.

Фасады жилых домов:
а - доходный дом в Харькове на ул. Сумской (1910 г.); б - особняк в Виннице (1909 г., архит. М. Г. Артынов).

Изучение большого числа доходных домов в натуре, проектных и обмерных чертежей планов (около 350 объектов) позволило выявить типичные приемы планировки многоэтажного доходного дома в городах Украины на рубеже веков.

Увеличение этажности доходных домов, а также развитие инженерного оборудования обусловили необходимость упорядочения функциональной структуры и замены индивидуальной планировки секционной. Для односекционных жилых домов характерна конструктивная система с тремя несущими продольными стенами и несущими конструкциями стен лестничной клетки. В планировке применены 2- и 4-квартирные секции с центральным размещением одной и чаще двух (парадная и черная) лестниц. Подсобные помещения квартиры - кухня, санузел, спальня, другие помещения сгруппированы вокруг черной лестницы с выходом во двор, а основные - гостиная, кабинет, спальня - вдоль главного фасада.

В конце XIX в. начинается тенденция вынесения лестничных клеток односекционных домов наружу в самостоятельный объем. Это позволило лучше организовать вход, разместить лифты, вынести кухни и санузлы в отдельный блок, использовать фасадную часть дома для размещения больших комнат.

В начале XX в. в этом типе планировки намечаются укрупнение площади зданий, переход к большим 4- и 6-квартирным секциям, усложнение конфигурации. Примером наиболее крупного односекционного дома является доходный дом на ул. Сумской, 82 в Харькове (1912-1914, архит. В. А. Эстрович).

В 1910-е годы появляется новый тип односекционного дома коридорной системы с одноквартирной секцией. Судя по размеру квартир, они предназначались для самых зажиточных съемщиков. Лестницы располагались в торцах, что позволяло увеличить площадь комнат, выходящих на главный фасад и придать им анфиладную планировку, кухня размещалась в глубине квартиры. Примеры подобных зданий в Киеве - на Александровской (ныне ул. Кирова, 16), ул. Пушкинской, 17; в Харькове - в Плетневском пер., 9 и др.

Многосекционные доходные дома с двумя или тремя секциями строили трех типов: протяженные вдоль улиц, угловые здания и компактные при небольшой длине фасадной части с замкнутыми дворами или курдонерами. Дома первого типа обычно имеют двухквартирные секции, с расположенными на одной оси (или сдвинутыми) двумя лестницами. Применение этого типа относительно ограничено, так как подобной формы участки земли были редкими, например в Киеве на ул. Большой Васильковской (теперь Красноармейская, 14, 1911, архит. П. П. Свадковский). Характерным примером углового решения является, например, дом Мороза на ул. Толстого, 11 в Киеве (1910-1912, архитекторы И. А. Зекцер и Д. Г. Торов). Это огромное здание сложной конфигурации с насыщенной пластикой объемов, фасады которого определяются функциональными элементами - лоджиями, балконами, карнизами. Здание имело большие, площадью 130-160 м2, квартиры из 5-6 комнат, оборудованные двумя санузлами. Большие вестибюль и лестницы придают зданию общественный характер.

Третий тип - дома с замкнутыми внутренними дворами, многосекционные, сложной конфигурации. Примером этого типа является 4-секционный дом на угловом участке по ул. Екатерининской в Одессе (1914), с 2-квартирной угловой секцией. В другом доме по ул. Пушкинской, 87 в Одессе 4 секции скомпонованы вокруг двух дворов-колодцев.

Попыткой уйти от дворов-колодцев с их антисанитарными условиями и отсутствием инсоляции была разработка многосекционных домов П-образной конфигурации с курдонерами. Такое решение позволяло увеличить длину фасадов и занять участок на всю ширину квартала. Характерным примером этого типа является так называемый дом Гинзбурга в Киеве (1910-1914, архитекторы Ф. А. Троупянский, А. Б. Минкус). Этот огромный 8-10-этажный дом имел сложную конфигурацию: большое количество примыканий между отдельными корпусами вызвало усложнение в планировке секций квартир. Этот дом служил примером комплексного решения сложных функциональных и композиционных задач и задавал новый градостроительный масштаб застройке Киева.

Примером рационального решения указанной задачи является жилой дом в Харькове по ул. Рымарской, 19 (1913-1914, архит. А. И. Ржепишевский), который отличается компактным решением лестничных узлов, квартир и комнат, имеет сквозное проветривание. Здесь впервые применены раздвижные перегородки, позволяющие получить комнаты площадью 50 м2. Секции дома - двухквартирные с 4-5 комнатами в каждой. Площади квартир 100-150 м2, комнат - 16-30 м2. В части квартир санузел с ванной размещен в глубине квартиры при спальне, а второй - при кухне. В здании большие квадратные окна, легкие деревянные эркеры, объемы решены просто и выразительно.

Строительство многоэтажных жилых домов, однако, не означало улучшения жилищных условий горожан. Так, например, в Харькове количество квартир в подвалах и полуподвалах возросло с 1892 по 1911 гг. почти вдвое и составило 2910. Более половины всех квартир фактически не имели отдельной кухни. В то же время 19,4 % квартир представляли собой 4-7-комнатные апартаменты для богатых семей. Таким образом, в типах квартир в яркой форме отразилась классовая структура общества.

В доходных домах можно выделить 3 планировочных типа квартир. Малогабаритные, общей площадью до 30-40 м2, с выходом на одну лестницу, имели 1-2 комнаты с кухней (или без нее). Планировка таких квартир отличалась компактностью, санузел без ванны располагался обычно при кухне. Средние по размерам квартиры общей площадью 50-80 м2 состояли из 3-5 комнат, имели выход из кухни на вторую лестницу и 2 санузла; площадь отдельных комнат в пределах 16-24 м2, кухонь 6-9 м2. Планировка больших квартир площадью в 100-330 м2 была наиболее разнообразной. Такие квартиры были трех видов: квартиры с кухней, примыкающей к главному входу и передней; квартиры с кухнями в глубине; квартиры с коридорно-анфиладной планировкой. Площадь комнат больших квартир составляла 30-40 м2, передних до 14- 20 м2.

Примером рационального решения планировки квартиры является дом на ул. Maло-Владимирской, теперь Чкалова, 74 в Киеве (1911, архит. П. Ф. Алешин). Компактпая планировка, сочетание 3-комнатной (48 м2) и большой 5-7-комнатной (125 м2) квартир, размещение санузлов при кухне и ванн при спальнях - все это было шагом к новому типу четырехквартирной секции. Интересно решена 3-комнатная квартира в доме по ул. Виноградной в Киеве (теперь Богомольца, 20, 1914, архит. П. Ф. Алешин). Она состоит из проходной комнаты-столовой, из которой входы ведут в спальню и детскую. Компактно решены кухонный и санитарный узлы.

Доходные дома на ул. Валовой во Львове (нач. ХХ в. архитекторы. О. Сосновский, А. Захаревич и др.).

Большое значение в облике городов, особенно в зонах с плотной застройкой, играло архитектурное решение угловых частей доходных домов. Обычно угол получал соответственное решение в плане (эркер, выступ, лоджия) и завершение в виде фронтона или башенки со шпилем. Это придавало живописность застройке и позволило визуально увязать силуэт застройки улицы с культовыми зданиями, которые доминировали в старой застройке. Здания с курдонерами вносили разнообразие в сплошную рантовую застройку улиц и улучшали условия инсоляции, дома-пломбы рядовой застройки решались либо в строго симметричной форме, либо в асимметричной, что вносило в застройку некоторое композиционное разнообразие. Особенности рантовой застройки ставили перед архитекторами задачу создания новой системы выразительных средств. В качестве таких средств были выбраны и отработаны прежде всего функциональные элементы: карнизы, мансарды, парапеты и другие завершения зданий; выделение объемов лестничных клеток; форма и компоновка оконных и дверных проемов; балконы, эркеры, лоджии и входы в здания.

Наиболее распространенными были одно-, двух- и трехстворчатые окна. В зависимости от стиля форма оконного и дверного проемов имела арочное, стрельчатое или пологое завершение. В зданиях модерна форма окон была усложненной, криволинейной, иногда индивидуализированной. В произведениях неоукраинского стиля окна скошенные трапециевидные. В многоэтажном доходном доме обычно применяли от 3 до 7 различных форм окон. Разные приемы архитектурного обрамления окон (сандрики, наличники, подоконные вставки, орнаментальные элементы) позволяли добиваться неповторимости каждого отдельного фасада.

Особое внимание в композиции фасада архитекторы уделяли входу и лестничной клетке (если она выходила на фасад). Вход всегда выделялся индивидуализированным порталом, в который зачастую включался проем, освещающий вестибюль. Полотнища входных дверей представляли собой резные деревянные изделия местных мастеров, отвечавшие стилю дома. Они были глухими либо остекленными. В жилых домах Львова и Ивано-Франковска входные двери украшались кованными декоративными решетками, а лестничные фрамуги выполнялись в виде витражей.

Высокими художественными качествами обладали металлические ограждения балконов, парапетов и въездные ворота. Эти подлинные произведения прикладного искусства городских ремесленников были литыми и коваными, повторяющимися по типу орнаментики, но в большинстве индивидуализированные. Наиболее разнообразными были решетки в стиле модерн. Лучшие образцы их изготовляли по эскизу автора. Виртуозно выполнены балконные решетки в жилых домах Киева, сохранившихся до наших дней по ул. Саксаганского, 68 (1910-е годы, архит. В. Н. Рыков) и Стрелецкой, 20/24 (1910-е годы, архит. А. М. Вербицкий), многие балконные решетки жилых домов Львова (архит. И. И. Левинский) и Харькова (архитекторы А. И. Ржепишев-ский, А. М. Гинзбург).

Декоративное решение фасадов жилых домов отличалось богатством и разнообразием приемов, материалов, форм и фактур. Различные приемы обработки цементной штукатурки на поле стены, применение естественного камня и декоративных бетонов с различными добавками, облицовочный кирпич различных оттенков под расшивку швов, майоликовая плитка, фигурная кладка, набивные цементные детали определили художественную палитру зодчих.

Барельеф на тему "Труд" в жилом доме на ул. К. Маркса, 35 в Одессе (1912, архит. Л. М. Чернигов). Декоративное решение оконного проема в жилом доме в Киеве на ул. Кирова, 8 (нач. XX в.).

Следует особо отметить продуманность функционально-конструктивных решений жилых домов и согласованность их с композиционным замыслом, что проявилось в устройстве мансард, навесов, карнизов, раскреповок, водостоков, вентиляционных каналов, наружных труб на крышах, завершений углов и торцов зданий. Все это определяло высокую градостроительную культуру зодчих, умевших в условиях узких городских участков и улиц "встраиваться" в городскую среду, сохраняя приеемственность и согласованность архитектурных решений в рамках разностильности.

В архитектуре доходных домов начала XX в. все шире стали применять синтез искусств. В композиции фасадов активную роль начинают играть скульптура, барельефы, майоликовые панно. Эти произведения искусства отражали новые гуманистические устремления. На смену абстрактным кариатидам и атлантам приходят более реалистические образы XX в. Среди примеров - жилой дом в переулке, который теперь называется Музейным, в Киеве (1909, архит. В. Н. Рыков, скульптор Ф. П. Балавенский), где барельефный фриз "Поход Фрины" впервые размещен в простенках второго этажа, и зоне прямого восприятия человеком, и жилой дом в Одессе по ул. К. Маркса, 35 (архит. Л. М. Чернигов) с барельефом на тему "Труд". Подобные решения встречаются в других доходных домах Одессы, Харькова и Львова. Во Львове многие дома украшены барельефами скульпторов Ю. Белтовского и 3. Курчинского. Тематическое панно из майолики применил архит. А. М. Вербицкий в жилом доме по ул. Лютеранской, пыне Энгельса, 15 (1908, художник А. Козлов) в Киеве. Оригинальной репликой на тему произведений М. А. Врубеля является скульптурное обрамление въезда в жилой дом по ул. Костельной, 5 в Киеве (скульптор Ф. П. Соколов).

Значительное место в декоративном оформлении жилых домов, особенно в стиле модерн, заняли природные и антропоморфные формы. Представляют интерес кованые решетки балконных ограждений и ворот, в которых отразилось виртуозное владение металлом местных мастеров и зодчих. Эти произведения определяли своеобразие домов и улиц, они требуют бережного отношения и тщательной реставрации.

Городские и загородные особняки и дачи. В конце XIX в. изменение классовой структуры общества определило социальный заказ на новый тип дома-особняка. Особняк для архитекторов представлял интересную творческую задачу, которая могла быть решена свободно. Вспоминая об этом, А. Н. Бекетов писал в автобиографии: "Не давая жесткого задания на проекты своих особняков, они (заказчики - В. Я.) просили им в этом помочь, а проект сделать так, "чтобы он был красив". История архитектуры показывает, что особняк всегда был наиболее подходящим объектом для архитектурного экспериментирования. Городские особняки Украины на рубеже веков в планировочном отношении, в зависимости от характера земельного участка, так же, как и доходные дома, могут быть отнесены к трем типам: свободно стоящие, здания в рядовой застройке улицы и на угловых участках.

Оригинальные здания особняков построены в Харькове по улицам Садово-Куликовской (1911 - 1912, архит. В. В. Величко), Сумской, 62 (1912-1913, архит. А. И. Горохов) . Они отличаются высокой профессиональной культурой отделки интерьеров. Примером совершенно оригинальной формы в стиле модерн является особняк в Виннице (1910-е годы).

К типу свободно стоящих относятся особняки, построенные архит. А. Н. Бекетовым в Харькове: Алчевской (1897), Игнатищева (1914), Соколовой и Сомова (1899). Одним из лучших является особняк Алчевской по ул. Мироносицкой, где ныне размещается Дом ученых. В основе его решения - камерность, стремление к гармонии, насыщенность произведениями искусства. Это подлинно художественное произведение. Особенно удались интерьеры лестничного холла, белого зала, кабинета. Здесь даже мебель создавалась по эскизам автора.

Особняк в Киеве (1901-1902, архит. В. В. Городецкий). Интерьер. Особняк в Виннице (1900-е годы).

Выдающимся архитектурным произведением был особняк на ул. Левашовской в Киеве (1911-1912, архит. П. Ф. Алешин). На относительно небольшом участке архитектору удалось создать иллюзию "дома в саду", уголок природы с фонтаном и беседкой. Центральный холл здания служит коммуникационным узлом для всех помещений, из него на второй этаж ведет лестница из белого мрамора, освещенная круглым окном с витражом. Скрупулезная реставрация, выполненная специалистами Укрпроектреставрации, позволила сохранить первоначальный облик этого сооружения, внешний вид которого напоминает средневековый романтический замок, а интерьеры отличаются высокохудожественной лепкой, каминами, деталями (теперь МИД УССР).

Особняки в рядовой застройке составляли наиболее распространенный тип начала XX ст. Они располагались вдоль красной линии улицы, вплотную примыкая к соседним зданиям, иногда с небольшими разрывами для проездов или ограды. К этому типу относятся здания, построенные в Харькове архитекторами А. И. Ржепишевским (1914), А. М.Гинзбургом (1912), в Киеве - архитекторами А. Гуном (1892), Р. Ф. Мельцером (нач. XX в.), П. П. Голландским (1912).

В планировочных решениях многих особняков важное место занимала парадная лестница, расположенная в глубине здания и освещенная верхним или боковым светом с использованием витражей. В отделке применялись различные декоративные материалы, резьба, лепка, росписи. В интерьеры некоторых из них органично вписывались подлинные произведения искусства разных эпох, вывезенные из других стран, скульптура и живопись. В этом отношении наиболее характерен особняк Б. И. и В. Н. Ханенко в Киеве (начало XX в., архит. Р. Ф. Мельцер), интерьеры которого - подлинно музейные залы, посвященные искусству различных эпох и насыщенные известными произведениями мастеров прошлого *.
* Особняк и все произведения искусства в 1919 г. были национализированы - здесь находится Музей западного и восточного искусства. Интерьеры сохранились близко к первоначальному виду. Вернуться  в текст

В конце XIX в. возникает потребность в летнем жилище - даче, которую стремятся построить за городом в хороших природных условиях. В отличие от помещичьих и дворянских усадеб дачи и виллы, расположенные в пригородах больших городов и в Крыму, имели значительно меньшие земельные участки, решались более скромно. Их сооружали сначала на окраинах городов, а затем в специальных поселках. Здания дач были, в основном, деревянными, 1-2-этажными, планировка - нестандартной, архитектурный облик преимущественно романтический - с башнями, верандами, балконами, большое внимание уделялось связи с природой, окружающим ландшафтом.

В начале XX в. на Украине возникли общества дачных поселков, которые рекомендовали типовые проекты дач, например для поселка Константинове в Одессе предлагали 1-этажные здания на 2, 3 и 4 комнаты площадью 15-22 м2, рассчитанные на круглогодичное использование [69, с. 14-15].

Оригинальные проекты вилл и дворцов были созданы для строительства в Крыму, например проект виллы художника (1906, архит. Л. М. Браиловский), дома художника (1900-е годы) и виллы Ф. И. Шаляпина (1915, архит. И. А. Фомин). Архитектура некоторых построенных в Крыму вилл совершенно неповторима, поскольку они органично слились в ландшафтом и стали его составной частью. Трудно себе представить Южный берег Крыма без дворца в Ливадии (1910-1911, архит. Н. П. Краснов),, вилл "Кичкине" (1911) в Кореизе, в пос. Утес под Алуштой (1900) и в особенности, наиболее экзотичной виллы "Ласточкино гнездо", (1912, архит. В. В. Шервуд) в Гаспре.

Несмотря на присущие этим произведениям черты историзма, все они могли появиться только в начале XX в., когда новые материалы и конструкции позволили вынести сооружения на самую кромку прибрежных скал. Например, "Ласточкино гнездо" как бы повисло над пучиной моря: создав реплику на тему средневековых замков и ратуш Швейцарии, петербургский зодчий сумел так органично слить архитектуру с природой Крыма, что оно стало одним из его романтических символов.

Органично вписалась в ландшафт горного Крыма и архитектура дворцового комплекса в пос. Соколиное (1910), вызывающего ассоциации с архитектурой Бахчисарая. Автор этого произведения очень скромными средствами добился большого эстетического совершенства только на основе единения с природным пространством.

Некоторые дачи и виллы Крыма создавались при участии владельцев и отражали их индивидуальные представления о загородном жилище. Такова, например, дача А. П. Чехова в Ялте (1898-1899, архит. Л. Н. Шаповалов), которая проектировалась при участии писателя и его сестры. Этот 2-этажный дом на склоне с небольшим садом вошел в историю мировой культуры. Архитектурное решение некоторых дач отражало потребности и склонности владельца, например, дома художника И. К. Айвазовского в Феодосии и поэта М. Волошина в Коктебеле. В проектировании дач для Крыма принимали участие архитекторы А. М. Вербицкий, А. Н. Бекетов, К. Н. Жуков и др. Конкурсные проекты вилл позволяли реализовать творческую фантазию архитекторов, которая была скована в условиях плотной городской застройки.

Изучение архитектуры жилища убедительно показывает, что на Украине в рассматриваемый период проявились все характерные черты и противоречия жилищного вопроса при капитализме, что нашло отражение прежде всего в сложной дифференциации типов жилищ, отражающей классовую структуру общества.

Анализ типов жилищ позволяет установить следующую их структуру: жилища рабочих (бараки, казармы, сблокированные квартирные дома), дома с дешевыми квартирами, доходные жилые дома, городские и загородные особняки и виллы, дачные дома в поселках, гостиницы и ночлежные дома *.
* Эти типы жилища в книге не рассматриваются. Вернуться  в текст

В рассматриваемый период сложились типы массового экономичного жилья, предвосхищавшие проекты 1920-х годов. Эти типы были шагом вперед по сравнению с предыдущими проектами жилых домов начала XIX в., так как ориентировались на достижения техники, учитывали сложную дифференциацию функций и потребностей. Создание на рубеже веков нового типа многоэтажного секционного жилого дома с типизированным планом и инженерным оборудованием (электричество, сантехника, лифты) было важным достижением этого периода.

Архитекторы отработали типы секций и приемы их компоновки на основе лестнично-лифтовых узлов. Разработанная классификация типов планировки секций, домов и квартир показывает, что к 1917 г. сформировались односекционные и многосекционные жилые дома с компактной и коридорной планировкой. В 1910-е годы появляются дома П-образные в плане, с курдонером.

Сложились основные типы квартир, характерных для начала XX в., с определенными габаритами квартир и комнат, сформировался принцип трансформации квартиры с помощью раздвижных перегородок, компактной планировки, типизированный подход к функциональным элементам (входы, эркеры, балконы, ограждения) на основе использования различных материалов, цвета, фактуры декоративных материалов.

Разработка новых типов жилых зданий значительно расширила и углубила профессиональный уровень архитекторов, вынудила их отказаться от традиционных симметричных схем, характерных для классицистического метода, потребовала внедрения и развития функционального метода проектирования, принципов функционального зонирования квартиры - и др. Во многих архитектурно-планировочных решениях архитекторам А. Н. Бекетову, П. Ф. Алешину, A. М. Вербицкому, В. Н. Рыкову, К. Н. Жукову, В. А. Осьмаку, А. М. Гинзбургу, B. А. Эстровичу, Ф. А. Троупянскому, И. И. Левинскому удалось создать новые типы жилых зданий, новые приемы организации пространства, композиции и декора фасадов.

Подводя итог рассмотрению функционально-типологических особенностей архитектуры рассматриваемого периода в целом, следует отметить, что на смену нормативности творческого метода классицизма с его четким детерминизмом всех родов и жанров архитектуры пришел рационалистический, который в 20-е годы XX ст. окончательно осмыслен как функциональный метод проектирования. Разнообразие новых задач, местных условий, новые технические возможности материалов и конструкций, конкурсное проектирование обеспечивали большую свободу архитектурного творчества. В недрах старых исторических форм рождалась новая планировочная структура и новый метод проектирования, в котором прослеживаются ростки архитектуры XX в. Так, А. И. Бернардацци писал: "Современность требует и создает все более громадные крытые помещения для всевозможных общественных целей... эта ширь и простор обуславливает и новые конструкции и если для них не найдет последнее слово эстетика, то позволительно думать, что это лишь вопрос времени" [15, с. 105].

К началу страницы
Оглавление   Здания медицины  Историзм и эклектизм