Главная
Новости сайта
Анатомия профессии
Основные даты
Жилые дома
Общественные здания
Градостроительство
Архитектурные конкурсы
Недостоверные объекты
Карта Киева
Архив
Персоналии
Библиотека об Алешине
* Диссертация
* Публикации
* Журналы, газеты, блоги
* Видеоматериалы
Глоссарий
Книжная полка
Ссылки
Автора!
Гостевая книга
 
Поиск







Copyright © 2000—
Вадим Алешин
Публикации
Владимир Ясиевич
Архитектура Украины на рубеже XIX-XX веков

ЗРЕЛИЩНЫЕ И СПОРТИВНЫЕ ЗДАНИЯ

Наряду с традиционными типами общественных сооружений, такими как культовые сооружения, здания управляющих и административных органов, на рубеже XIX-XX вв., в результате развития образования, науки, культуры и искусства сооружаются новые театры, цирки, театры-клубы, народные дома и аудитории, музеи, панорамы, библиотеки, появляются первые кинотеатры и спортивные сооружения. Усложняется типология и дифференциация учебных заведений. Появляются такие ростки архитектуры будущего, как детские сады и ясли, с развитием медицины строятся больницы и лечебницы.

Типы планировочных решений театральных зданий.
Городские театры:
а - в Одессе (1884-1887); г - в Киеве (1897 - 1901).
Частные театры:
б - Соловцова в Киеве (1898); в - Сибирякова в Одессе (1907); д- "Муссури" в Харькове (1911 - 1913).
Проекты театров-комплексов:
е - театр-курзал в Ялте (1904, архит. Ф. О. Шехтель); ж - театр с доходным домом в Харькове (1914, архит. А. Н. Бекетов).

Первые театры были построены на Украине еще в начале XIX в., цирки же были преимущественно временными, под брезентовыми навесами типа "Шапито". Эксплуатационные качества зданий были низкими, они не отапливались, освещались свечами или газовыми светильниками, постоянно подвергались пожарам. В результате этого и конце XIX в. повысились требования к их каин тальности, огнестойкости и эвакуации зрителей. Изменилось и само отношение к театру и цирку как к видам искусства, возросло престижное значение городского театра, в котором выступали знаменитые артисты, певцы и композиторы. На Украине во второй половине XIX в. театральная деятельность получила широкое развитие, что вызвало строительство новых крупных зданий театров и цирков вместимостью до 1000-2500 зрителей. Здания отличались капитальностью, сложной функциональной структурой, престижностью архитектурного образа, высоким качеством технического оборудования и декоративного убранства. О развитии театров в городах Украины говорят следующие цифры: в 1910 г. в Одессе насчитывалось 10 театров (в том числе 5 летних), в Киеве и Харькове - по 3 и по одному - в большинстве губернских городов и части уездных. Новые здания театров были построены в Мариуполе (1887), Ялте (1896), Евпатории (1910), Виннице (1910), Сумах (1909-1912).

В планировке театральных зданий XIX в. преобладала схема многоярусного зритель ного зала с глубинной кулисной сценой, сложившаяся в Европе. По этой схеме строились и крупнейшие городские театры Украины - в Одессе (1883-1887), Львове (1897- 1900), Киеве (1897-1901), Черновцах (1907) и др. В 1886 г. Петербургская дума опубликовала нормативы габаритов входов и выходов в театрах, в 1914 г. они были пересмотрены, уточнены размеры кресел и проходов между ними, установлена величина уклона пола. Престижная ориентация на всемирно известные театры сказалась на проектных решениях городских театров Одессы и Киева, на которые был объявлен международный конкурс. К проектированию были привлечены видные петербургские и зарубежные архитекторы. Огромное по размерам, насыщенное декором живописью и скульптурой здание городского театра в Одессе (1883-1887, архитекторы Ф. Фельнер и Г. Гельмер), например, обошлось городу в 1,3 млн. руб.

Городской театр в Симферополе (1911, архит. А. Н. Бекетов). Общий вид. Здания цирка Крутикова в Киеве (1898-1903, архит. Э. П. Брадтман) Фото нач. XX в.

Для Одесского театра принята кулуарная система и подковообразная форма зала с партером и тремя ярусами лож и балконов вместимостью 1700 мест. Эвакуация осуществлялась по двум парадным и шести вспомогательным лестницам. Были устроены 24 выхода, впервые на Украине применены электроосвещение, несгораемый занавес, огнестойкие перекрытия, специальное водоснабжение. Главное качество здания - высокий акустический уровень зала, позволивший создать одинаковые условия для всех мест. Пространство зала - это целая симфония форм, декоративных элементов, которые венчает потолок с живописными медальонами с изображением сцен из пьес Шекспира "Гамлет", "Двенадцатая ночь", "Зимняя сказка", "Сон в летнюю ночь". Монументальный объем здания венчает скульптурная композиция "Мельпомена" на главном фасаде, а вход обрамляют скульптурные группы из трагедии Эврипида "Ипполит" и комедии Аристофана "Птицы" (скульпторы Ф. Й. Натали и Ф. Фридль). В нишах боковых фасадов установлены бюсты А. С. Грибоедова, Н. В. Гоголя, М. И. Глинки, А. С. Пушкина. Здание Одесской оперы является одним из лучших театральных сооружений Европы.

Здание оперного театра во Львове (1897- 1900, архит. 3. Горголевский) близко по своему архитектурному решению к Одесскому. Оно отличается более развитой вестибюльной частью. Зрительный многоярусный зал рассчитан на 1800 мест. Фасады и интерьеры насыщены аллегорической скульптурой, росписями и лепкой, выполненными известными скульпторами и художниками П. Войтовичем, А. Попелем, С. Рейханом, Т. Барончем и др.

Оперный театр во Львове (1897-1900, архит. 3. Горголевский). Скульптура "Комедия" (скульптор Т. Баронч). Цирк в Одессе (1894 г.). Интерьер.

Театр в Киеве (1897-1901, архит. В. А. Шретер) рассчитан на 1200 мест, площадь зала 382 м2. Форма зала выбрана не совсем удачно, что ухудшало видимость и акустику, кулуары первого этажа были тесными. В то же время здание хорошо размещено в генплане города, создает яркий и запоминающийся образ общественного сооружения. Зрительный зал его хотя традиционен, но не лишен индивидуальных черт.

Лучше был решен зал многоярусного типа на 1200 мест в театре Соловцова в Киеве (1898, архит. Г. П. Шлейфер). Подковообразная форма позволила уменьшить максимальную удаленность зрителя до 23 м и улучшить условия видимости. Он отличался большей интимностью и компактностью, что характерно для драматического театра.

Проблема планировки театров обсуждалась на съездах русских зодчих. Так, в 1892 г. в докладе архит. А. И. Бернардацци была высказана идея широкого кругового кулуара в каждом ярусе и развитого входного вестибюля. "Главное,- говорил архитектор,- простор и удобства, предоставленные всем и каждому" [16, с. 106]. Эти предложения отражали требования демократизации в планировке театров и создания новой формы кулуаров и зала. В развитии типа здания для драматического театра заметную роль сыграл Ф. О. Шехтель при реконструкции здания МХАТа в 1902 г., впервые предложив камерное решение интерьеров.

Новые принципы планировки получили развитие при проектировании драматических театров Сибирякова в Одессе (1907, архит. С. А. Ландесман), "Муссури" в Харькове (1913, архит. Б. Н. Корниенко), городского театра в Сумах (1909, архит. А. М. Гинзбург), театров Хренникова в Екатеринославе (1913) и городского в Евпатории (1910, архитекторы А. Л. Генрих, П. Я. Сефиров) а также театра с доходным домом в Симферополе (1911, архит. А. Н. Бекетов) и др. В основу планировки этого типа зданий были положены новая форма зала с большими палконами вместо лож, увеличенные вестибюльная и кулуарная части, упрощенное устройство сцены. Впервые на Украине новая система зала с партером и балконом на половину глубины зала предложена еще в 1885 г. в проекте Народного дома для Киева архит. В. И. Сычуговым. Наиболее полно она реализована в здании театра Сибирякова и Одессе, где применены прямоугольный зал на 1600 мест, большой балкон, развитый вестибюль-фойе с открыто расположенными лестницами. Здание и зал, в отличие от оперного театра такой же вместимости, решены просто и удобно. Театр в Сумах по организации внутреннего пространства - совершенно новый тип. Внешне здание выглядит камерно, его фасад локален, входы широкие, большие пространства зала и балкона (на 600 мест) решены просто, железобетонные конструкции экономичны, декор сведен к минимуму.

Оригинальностью планировки отличалось здание театра Хренникова в Екатеринославе. Просторная вестибюльная часть, решение входов в зал через пониженную часть вестибюля, сам зрительный зал с двумя большими балконами представляли совершенно новый тип организации пространства скупыми и лаконичными архитектурными формами.

Театры в начале века становятся центрами культурной жизни и объектами массового посещения, поэтому возникла необходимость в создании при них вспомогательных сооружений. Так, при театре на ул. Дальницкой в Одессе (1902) сооружаются доходные дома для актеров, сад, рестораны. В проекте театра на 2200 зрителей с доходным домом для Харькова (1914, архит. А. Н. Бекетов) уделяется большое внимание удобству сценических помещений и артистических уборных, которые имеют дневной свет. В доходных домах, примыкающих к театру, размещены ресторан и небольшие 2-3-комнат-ные квартиры. Таким образом, проект комплексно решал вопросы жилья для артистов и обслуживания зрителей. Частично эта идея была реализована А. Н. Бекетовым в здании театра в Симферополе.

Цирк отражал потребности приобщения к эстетическим и культурным ценностям наиболее широких слоев населения. Писатель А. Куприн говорил о цирке: "Там человек, каков он есть на самом деле. Сильный, смелый, подымает тяжести, прыгает, скачет на лошади, в каждом движении его - пение и красота жизни" [68, с. 20].

Объемно-планировочные решения зданий цирков и скетинг-ринков. Цирки:
а, 6 - Бергонье в Киеве (1873); г, е - Грике в Харькове (1892); ж - в Херсоне (конец XIX в.); з - в Одессе (1894).
Скетинг-ринки:
в - в Одессе (1910); д - в Херсоне (1910).

В 1870-е годы на Украине строят ряд деревянных цирков. В Киеве на ул. Фундуклеевской сооружено первое каменное здание цирка Бергонье (1873, архит. В. Н. Николаев). В 1900-1910 гг. постоянные здания имели цирки в Киеве, Харькове, Одессе и Екатеринославе, а также в небольших городах и поселках. Вместимость их достигала 2500 зрителей, т. е. была большей, чем театров.

Планировочная структура цирка определялась международным стандартом цирковой арены (манеж диаметром 13 м) и цирковым действием, происходившим как бы внутри цилиндрического пространства Уже в первых проектах заметно противоречие между круглой формой манежа и традиционной прямоугольной формой здания. В цирке Бергонье это противоречие выражено прямоугольными ярусами лож театрального типа, в проекте цирков в Херсоне (1873), Харькове (1892) и Одессе (1894) оно преодолевается многоугольной и цилиндрической формой плана с прямоугольными пристройками, в которых размещаются уборные артистов и вспомогательные помещения.

Формируется типичный интерьер цирка с многоярусным амфитеатральным залом, оркестровой эстрадой, размещенной над выходом для артистов, и центральной ложей напротив него. В XIX в. цирки проектировали, в основном, как утилитарные сооружения с минимальными затратами. Помещения для артистов были малы, отопление и вентиляция отсутствовали, проходы и лестницы на ярусы отделены от главного входа, плохо освещены и имели крутой подъем.

Цирк Крутикова в Киеве (1898-1903, архит. Э. П. Брадтман) был самым большим на Украине и одним из лучших зданий в России *.
* Здание разрушено во время Великой Отечественной войны. Вернуться  в текст
Его зал на 2500 мест был перекрыт металлическим куполом диаметром 33,6 м. Здание имело 3 этажа. В первом располагались кассы, вестибюль, гардеробы. Из вестибюля в зал вели две широкие лестницы. Здесь было применено много технических новинок: трансформация арены и частично зала (которая позволяла за 3 часа переоборудовать его в концертный зал для феерических спектаклей), паровое отопление, электрическое освещение, новейшая вентиляция и хорошая акустика. Здание цирка Крутикова знаменовало новый этап развития архитектуры этого типа.

Наряду с театром и цирком в начале XX в. значительную роль в развитии культуры начинает играть кинематограф. В 1907 г. в России начался регулярный выпуск фильмов, а в 1916 г. число их достигло 600. В связи с этим в крупных городах приспосабливались помещения под синематографы, иллюзионы и биографы. Так, в Киеве в 1914 г. функционировало 37 кинотеатров, большинство из них размещалось в приспособленных и встроенных помещениях. Лучшим кинотеатром города был "Шанцера" на Крещатике, интерьер которого оформил архит. В. Н. Рыков. Строительство специальных зданий кинотеатров на Украине началось в 1910-е годы. Кинотеатр в Одессе на ул. Екатерининской имел зрительный зал с балконом (общее число мест 320) и небольшим вестибюлем. Здание кинотеатра встроено в рядовую застройку, его фасад подчеркнут большим порталом.

Оперный театр во Львове (1897-1900, архит. 3. Горголевский). Скульптура "Комедия" (скульптор Т. Баронч). Цирк в Одессе (1894 г.). Интерьер.

До наших дней сохранились и отличаются интересным образным решением здания первых отдельно стоящих кинотеатров в Могилеве-Подольском, Гадяче на Полтавщине, в Ахтырке на Харьковщине.

Кинотеатр в Гадяче на 500 мест представляет собой двухэтажное здание с небольшим кассовым вестибюлем и залом, имеющим естественное освещение и непосредственные боковые выходы. Архитектурный образ здания здесь намечен, но еще не найден: парабола центральной части фасада и другие характерные для модерна элементы недостаточно увязаны с формой оконных проемов.

Фасад кинотеатра в Могилеве-Подольском решен в формах модерна с большой подковообразной нишей центрального входа, что можно рассматривать как поиск образа здания.

Приспособление помещений под кинотеатры, пристройки и достройки велись без учета специальных требований до 1911 г., когда Министерство внутренних дел утвердило правила по устройству кинематографов, в соответствии с которыми запрещалось размещать кинозалы в подвалах и выше второго этажа в каменных зданиях. Число мест в ряду устанавливалось не более 12, число мест у стен - не более 6.

В 1910-е годы кинотеатры были построены во многих городах и поселках Украины: в Горловке - клуб-кинотеатр на 300 мест (1914); в Мариуполе - 3 кинотеатра (1906- 1910); в Екатеринославе-5 кинотеатров (1914), в том числе "Гигант" на 1000 мест; в Севастополе - 4 иллюзиона (1910-1913). Так постепенно кинотеатр становится массовым типом зрелищного здания.

Начало XX в. ознаменовалось развитием физической культуры и спорта как игрового зрелища. Многие спортивные выступления, например, по боксу, борьбе, тяжелой атлетике, гимнастике и т. п., проходили в цирках. Конные соревнования требовали специально оборудованных сооружений - ипподромов, которые в XIX в. были в большинстве крупных городов. В начале века появились циклодромы - велотреки. На ипподромах устраивали легкие деревянные трибуны и навесы. В начале XX в. были построены первые капитальные здания трибун ипподромов. Первая трибуна построена в Харькове (1906, архитекторы А. М. Гинзбург, М. Ю. Харманский). Здание представляет собой 2-этажное сооружение, в центре которого размещен большой зал с кассами тотализатора. Со стороны бегового поля расположены трибуны на 600 мест с большим металлическим навесом. Объемно-пространственное решение здания пластично. Оно состоит из отдельных функциональных объемов, органично слитых в единую композицию. По-новаторски решено пространство зала, перекрытое параболическим железобетонным сводом, в котором световые проемы размещены сбоку. В деталях здания нашли отражение стилистические приемы модерна, оригинален его силуэт. Авторам удалось решить принципиально новый архитектурный образ этого типа, предвосхитивший спортивные трибуны будущего.

По-иному задумана архитектура трибун ипподрома в Киеве (1915-1916, архит. В. Н. Рыков, скульптор Ф. П. Балавенский). В компоновке здания отражена двойственность функций спорта и зрелищ. Главный фасад решен в традиционных формах общественного здания, увенчанного скульптурами античных спортсменов. Фасад со стороны поля определяли трибуны на железобетонных
* В настоящее время здание перестроено.Вернуться  в текст
опорах-консолях с легким металлическим навесом *.

В начале века появились открытые спортивные сооружения - футбольные стадионы, спортивные площадки, яхт-клубы, скеттинг-ринки, велотреки. Один из первых стадионов, где прошли первые международные футбольные матчи, открыт в 1910 г. в Харькове при заводе сельхозорудий. В начале века построены гребной клуб в поселке при заводе в с. Каменском и яхт-клуб в Киеве.

Новым типом спортивного здания стали скеттинг-ринки. В 1910 г. был создан проект деревянного скеттинг-ринка для Херсона, а в Одессе сооружено первое каменное здание для этих целей (1910, архит. Ф. А. Троупянский). Деревянные скеттинг-ринки были сооружены в Екатеринославе (1911-1913) и других городах. Из них сохранилось только одно здание в Одессе, да и оно было перестроено под театр.

Основу плана скеттинг-ринков составляла овальная по форме ледяная арена, представляющая Собой двухсветный зал (17X38 м) высотой 1,1 м с ложами в первом и галереями во втором этажах. В зданиях предусматривались помещения для оркестра, одевания коньков и буфета. Объемно-планировочное решение скеттинг-ринков можно рассматривать как прообраз дворца спорта и крытых хоккейных залов.

К началу страницы
Оглавление   Магазины, крытые рынки, выставки  Народные дома, музеи, библиотеки