Главная
Новости сайта
Анатомия профессии
Основные даты
Жилые дома
Общественные здания
Градостроительство
Архитектурные конкурсы
Недостоверные объекты
Карта Киева
Архив
Персоналии
Библиотека об Алешине
* Диссертация
* Публикации
* Журналы, газеты, блоги
* Видеоматериалы
Глоссарий
Книжная полка
Ссылки
Автора!
Гостевая книга
 
Поиск







Copyright © 2000—
Вадим Алешин
Публикации
Владимир Ясиевич
Особенности планировки и застройки Киева в конце XIX - начале XX века
1. Київська область. Історія міст і сіл УРСР. Київ, УРЕ АН, 1971. Вернуться в текст
2. Київ. Провідник. За ред. Федора Ернста. Київ, 1930. Вернуться в текст
3. Киевский трамвай за 40 лет (1892-1932). Киев, 1933. Вернуться в текст
4. Весь Киев на 1914 г. Изд. С.М.Богуславского. Киев, 1914. Вернуться в текст
5. Дачные места вблизи Киева. Киев, 1909. Вернуться в текст
6. Киевская сельскохозяйственная и промышленная выставка и ее участники. Киев, 1897. Вернуться в текст
7. Осипов А.П. Очерк истории древесных насаждений г.Киева и деятельности городской садовой комиссии за 1887-1897 гг. Киев, 1897. Вернуться в текст
8. Методфонд КиевНИИТИ, коллекция П.Ф.Алешина. Вернуться в текст
9. Обремский В. Постройка зданий Киевского политехнического института. Киев, 1914. Вернуться в текст
10. Дубелир Г.Д. Записка профессора Дубелира по вопросу планировки окраин г.Киева. В книге "Известия Киевской городской думы", 1912. Вернуться в текст
11. Киевлянин (газета), 1900-1917 гг. Вернуться в текст
12. ЦГВИА, фонд 349, оп. 18, д. 6295. Вернуться в текст
13. ГІАКО, фонд 802, оп. 41, д. 968. Вернуться в текст
14. ГІАКО, фонд 802, оп. 38, д. 1588. Вернуться в текст
15. ГІАКО, фонд 1542 (коллекция планов, чертежей, карт. Вернуться в текст
16. Отдел картографии ПНБ АН УССР № 5170, 22201. Вернуться в текст

Исследования, проведенные в 1975-1980 гг., позволяют по-новому осветить важный этап градостроительного развития Киева, который ранее представлялся как период упадка и регресса [1]. Изучение архивных планов, проектных и литературных материалов позволяет предположить, что на рубеже XIX и XX вв. в архитектуре Киева происходили значительные изменения.

В результате промышленного развития юго-западного края в начале XX в. возрастает значение Киева как промышленного, транспортного и культурного центра Украины. В Киеве концентрируются управления промышленностью, железными дорогами, банками. Население города возросло о 126,7 в 1874 г. до 495 тыс. в 1913 г. [2]. Город по числу жителей вышел на третье место в России после Петербурга и Москвы. Расширилась территория города; в его состав вошла Соломенка, Батыева гора, Шулявка, Караваевы дачи и др. предместья. В городе велись работы по строительству новых зданий, инженерному оборудованию и благоустройству. Впервые сооружается водопровод (1872) и канализация (1894) [2].

Утверждение, что город в этот период развивался стихийно опровергается фактами, свидетельствующими о влиянии природных, экономических и технических факторов на формирование города как сложного функционального организма, получивших отражение в официально утвержденных планах 1837, 1861 и 1878 гг. До середины XIX в. Киев развивался как торговый, культовый, административный и военный город с ярко выраженными самостоятельными зонами, в котором главной транспортной осью был Днепр, что оказывало существенное влияние на разобщенность его частей (Старый город, Подол, Печерок, Липки), в которых сформировались изолированные функциональные зоны [12-16].

В генплане 1837 г. предложена идея развития Киева в южном направлении, что способствует застройке района университета. "Высочайше" утвержденный генплан Киева 1861 г. с разделением улиц на разряды объединял отдельные части города на административной основе. В 1870-е годы в районе Шулявки, Куреневки и Лукьяновки были распланированы новые кварталы, и город получил развитие в западном направлении.

Cхема города с показом линий дорог и поселков

Строительство Киево-Курской (1868), Юго-Западной (1890-е гг.). Полтавской и Ковельской (1902-І907) железных дорог, которые прошли по долине р. Лыбидь, стало принципиально новым градообразующим фактором. В полосе железной дороги размещались промышленность, поселки, осваивались новые территории. Город расширялся в южном и юго-западном направлениях. В 1916 г. началось строительство северной линии железной дороги, которая замыкала кольцо внешнего транспорта.

Вторым градоформирующим фактором развития стало создание городского рельсового транспорта - конки, а затем и первого в России электрического трамвая (1892), линии которого фактически определили функциональное значение многих улиц и целых районов. За 1901-1916 гг. в Киеве построено 33,5 ж новых линий и 62,8 км вторых путей, а общая длина линий трамвая достигла 172 км [3]. Трамвай связал обособленные районы и центр с предместьями, что во многом определило быстрое развитие новых дачных поселков - Святошино, Пущи-Водицы, Дарницы [5].

Значительную роль в этот период в формировании архитектурного облика Киева сыграла деятельность городских архитекторов В.Н. и И.В.Никодаевых, А.Я.Шиле, Э.П.Братман, а также произведения архитекторов В.В.Городецкого, А.В.Кобелева, П.Ф.Алешина, В.Н.Рыкова, П.С.Андреева и др. Городские архитекторы и инженеры решали главным образом вопросы размещения и архитектурного облика отдельных зданий, благоустройства и озеленения улиц и площадей города. Возникла проблема изменения масштаба застройки города, создания новых улиц и площадей. На месте пустырей, малоэтажных усадеб вдоль Крещатика, Фундуклеевокой, Владимирской, Большой Житомирской, Мариияской и др. возникли плотно застроенные кварталы с 3-4-, а в начале века и 4-6-этажной застройкой доходными домами.

Важную роль в формировании нового центра Киева сыграло размещение крупных общественных зданий на Крещатике, где осуществлялось строительство зданий городской думы (1873), купеческого собрания (1882) и славянского общества, ряда банков, почтово-телеграфной конторы 1914-1915) и др. общественных зданий (начало XX в.). Этому же способствовала прокладка линий трамвая по Крещатику, Александровской (Кирова), Брест-Литовскому шоссе, Набережно-Крещатикской, Круглоуниверситетской, Б.Владимирской. Крещатик стал в начале XX в. деловым и транспортным центром, объединившим исторически сложившиеся части города - Старый город, Подол и Печерск.

Центральная часть города

Важным градостроительным мероприятием, способствовавшим этому, стала распланировка большой усадьбы Меринга и прокладка на ее территории улиц Николаевской (К.Маркса), Меринговской (Заньковецкой), Новой (Маяковского). Видные киевские архитекторы Э.П.Братман, В.В.Городецкий и Г.П.Шлейфер умело использовали сложный рельеф и создали новый район, примыкающий к Крещатику. Они построили здесь гостиницу "Континенталь" (1899), цирк Крутикова (1898-1903), театр Соловцева (теперь им. И.Франко, 1898), создали площадь со сквером и фонтаном на месте старого озера. Над площадью, на краю обрыва, "повис" уникальный особняк В.В.Городецкого. На другом холме сооружают 8-10-этажный доходный дом Гинзбурга, который определяет совершенно новый масштаб застройки города. Здесь же впервые в архитектуре Киева зазвучали принципы и формы модерна.

На рубеже Х1Х-ХХ вв. активно застраиваются другие участки Крещатика и примыкающие к нему улицы. Например, на ул. Александровской сооружается музей 4900) и библиотека (1911). Прокладывают Петровскую аллею (1909), на которой строят ажурный металлический мост (инж. Е.О.Патон, 1915) и новый театр (И.В.Николаев, 1912). На Бессарабской пдощади воздвигают первый на Украине крытый рынок (1908-1912). Застраиваются и площади Крещатика - Царская (Ленинского комсомола), Думская (Октябрьской революции) и Бессарабская. Завершается формирование его архитектурного облика как нового общественного центра. Крещатик благоустраивают, озеленяют, мостят, здесь размещаются кинотеатры, кафе, магазины [11].

В застройке Киева в начале XX в. прослеживается стремление отдельных зодчих к ансамблевому решению площадей и улиц, облик которых определяют общественные здания, скверы, памятники, фонтаны. При этом на смену формально эстетическим принципам классицизма приходят приемы функционального метода проектирования, учитывающего роль улицы как транспортной коммуникации. Вместо огромных площадей для парадов формируются относительно небольшие площади. Например, площади Софийская, Думская. В центре таких площадей сооружают памятники или общественные здания. Градостроительное значение этих площадей сохранилось и в наше время. Площадь Богдана Хмельницкого с памятником органически включила в себя ансамбль Софийского монастыря, присутственные места, жилые дома начала XX в. и стала одной из главных достопримечательностей Киева.

Прокладка двухпутной трамвайной колеи усиливает значение улиц Владимирской, Б.Васильковской, Александровской, Бульварно-Кудрявской, Большой Житомирской, а также Прорезной (Свердлова), Ярославова вала, Фундуклеевской. На этих улицах и вблизи их сооружаются новые общественные здания, гостиницы, многоэтажные доходные дома. Так, если в 1901 г. в Киеве построили только три 5-этажных дома, то в 1911 г. количество их возросло до 45. Кроме того, возведено еще 25 6-этажных и 5 7-этажных зданий [6]. Постепенно складывается ядро города с преобладающей многоэтажной застройкой, которая заменяет усадебную.

Схема путей городского трамвая

В связи с этим возникает необходимость благоустройства, озеленения и контроля за эстетическим обликом города. Киев коренным образом изменяется в своем масштабе, силуэте, связях с рельефом и историческими памятниками. Наиболее наглядно архитектурно-планировочная деятельность проявилась в работе городской садовой комиссии, которую в 1887 г. возглавили архит. В.Н.Николаев и ученые-садоводы И.А.Жуковский и А.П.Осипов. Комиссия разработала план озеленения, заложила 12 новых скверов в разных частях города, несколько небольших бульваров, Пушкинский парк (1901). Упорядочены ранее посаженные парки и скверы, сооружены фонтаны (проект архит. А.Я.Шиле). Тщательно подобран дендрологический состав насаждений, например, рекомендованы липа, каштан, клен, верба,акация, заложен питомник, дававший до 50 тыс. растений. В 1896 г. дума приняла постановление об озеленении улиц "для оздоровления города и пресечения пожаров...", после чего началось планомерное их озеленение [7]. Таким образом, работа садовой комиссии позволила на основе единого плана привести зеленые насаждения города в систему, во многом сохраняющую свое значение и сегодня.

В 1912 г. в Киеве создана комиссия "О красоте города" в составе художников А.А.Мурашко, С.И.Светославокого и архитекторов Э.П.Братмана, В.В.Городецкого, И.В.Николаева.

На Днепровских склонах и в парках были сооружены беседки, видовые площадки, эстрады для оркестра, первые детские площадки. В 1914 г. архит. П.Ф.Алешин разработал проект расширения купеческого собрания и сада (теперь филармония и Пионерский парк) [9], который предполагал раскрытие панорам на Днепр примерно в том же месте, где теперь сооружают памятник воссоединения Украины с Россией. В том же году была построена красивая железобетонная лестница (архит. М.П.Бобрусов) к Днепру и пляжам у памятника Магдебургскому праву (1897-1899 гг.).

В связи с развитием судоходства на Днепре, по проекту инженера Н.И.Максимовича сооружена новая гавань с судостроительной верфью. Вынесение ее за пределы города, устройство набережной вдоль Подола, а затем сооружение правобережного шоссе (1915-1916) вдоль всей береговой полосы города у Днепра стало важнейшим градостроительным мероприятием, обеспечивающим выход города к реке. И поэтому новое значение приобрела Почтовая площадь, которую линии трамвая связали с Подолом и Крещатиком. Рекреационная зона сформировалась на Трухановом острове (яхтклуб, парк "Эрмитаж").

Развитие планировки и застройки Киева на рубеже XIX-ХХ вв. происходило под воздействием экономических и технических факторов, но без какой-либо целостной градостроительной идея. Такая идея высказана в форме проектного предложения профессора политехнического института Г.Д.Дубелира. Критически развивая идеи "городов-садов", получивших распространение в Европе и России, он считал необходимым развивать плановое градостроительство. Им разработан проект планировки окраин Киева, посланный в Киевскую думу [10]. Идея проекта заключалась в планировочном развитии нового района города (Шулявка. Соломенка, Батыева гора) площадью в 750 га для расселения в течение 15 лет 100 тыс. человек. Проектом предполагалось использование природного ландшафта для создания оптимальных условий проживания. В нем были заложены прогрессивные принципы разделения улиц на магистральные (транспортные, шириной 27-36 м) и жилые (переходные, шириной 16-24 м), устройство кольцевой бульварной дороги шириной 50 м. Линии трамвая размещались с таким расчетом, чтобы максимальная удаленность жилищ от остановок была в пределах 5-7 мин. ходьбы. В новом жилом районе предусматривалось два типа площадей - транспортные и "тихие" (пешеходные), устройство садов и парков в оврагах, использование высоких холмов района, например, Батыевой горы, для размещения общественных зданий и создания нового силуэта города. Этот уникальный проект получил золотую медаль на Всероссийской гигиенической выставке 1913 г., но не был реализован. Заложенные в нем идеи получили воплощение только в последние годы, что утверждает его научную обоснованность.

Подытоживая проведенные исследования, можно сформулировать следующие выводы:

  1. В конце XIX - начале XX в. планировка и застройка Киева претерпели значительные изменения, в результате которых в Киеве окончательно сформировалась объемно-планировочная структура единого города с нейтральным ядром, как крупнейший город европейского типа, обладавшего развитой сетью электрического транспорта, инженерными коммуникациями, крупным портом на Днепре.
  2. В результате развития внешнего и внутреннего транспорта, город получил новые планировочные оси СЮ и СЮЗ, вокруг Киева сформировалась система новых дачных и железнодорожных поселков. Таким образом, начала создаваться звездообразная система города.
  3. В начале XX в. роль общественного и транспортного центра города окончательно закрепилась за Крещатиком, который стал главной улицей города, застроенной жилыми и общественными зданиями. Здесь началось формирование трех важнейших площадей города, сохраняющих свое значение и поныне.
  4. В рассматриваемый период в Киеве реализован ряд важных градостроительных мероприятий, что позволяет опровергнуть тезис о "хаотичности" развития города (вынесение порта в район Оболони, распланировка усадьбы Меринга, устройство новых и реконструкция старых улиц, скверов, садов и парков).
  5. Определился новый масштаб застройки центральных частей города, где преобладающей стала многоэтажная застройка улиц.
  6. Несмотря на трудные условия капитализма, тормозившего градостроительную деятельность, как установлено, в Киеве были разработаны проекты, предвосхитившие будущее развитие города (проф. Г.Д.Дубелир, архит. П.Ф.Алешин).
  7. Градостроительное наследие Киева начала XX в. представляет большую историческую и архитектурную ценность, поэтому необходимо значительно увеличить число памятников архитектуры за счет зданий этого периода, которые следует включить в Свод памятников истории и культуры.
К началу страницы