Главная
Новости сайта
Анатомия профессии
Основные даты
Жилые дома
Общественные здания
Градостроительство
Архитектурные конкурсы
Недостоверные объекты
Карта Киева
Архив
Библиотека об Алешине
* Публикации
* Тематические блоги
* Журналы, газеты
* Видеоматериалы
Глоссарий
Книжная полка
Ссылки
Автора!
Гостевая книга
 
Поиск







Copyright © 2000—
Вадим Алешин
Публикации

Мастера советской архитектуры об архитектуре
Избранные отрывки из писем, статей, выступлений и трактатов в двух томах
Том первый

Примечания:

1. Журнал "Современная архитектура", 1929, № 4, стр. 148. Вернуться в текст
2. Журнал "Современная архитектура", 1929, № 3, стр. 103, 108, 110. Вернуться в текст
3. Пояснительная записка к проекту Леонидова "Клуб нового социального типа" (журнал "Современная архитектура", 1929, № 3, стр. 106-107). Вернуться в текст
4. Журнал "Современная архитектура", 1929, № 3, стр. 110-111. Вернуться в текст
5. Журнал "Современная архитектура", 1930, № 5, стр. 4. Вернуться в текст
6. Журнал "Современная архитектура", 1930, № 4, стр. 1-2. Вернуться в текст
7. Журнал "Современная архитектура", 1930, № 3, стр. 1. Вернуться в текст
8. Статья И. Леонидова, предваряющая публикацию конкурсных студенческих проектов домов-коммун, выполнявшихся во Вхутеине под его руководством. На этих проектах сказалось влияние его теоретических взглядов на проблемы перестройки быта, которые наиболее четко были выражены в проекте социалистического расселения при Магнитогорском комбинате. Вместо создания огромного жилищно-коммунального комбината, рассчитанного на недифференцированный коллектив дома-коммуны, в выполнявшихся под руководством И. Леонидова проектах была сделана попытка выявить внутреннюю структуру самой организации жизни членов студенческой коммуны ("Дома-коммуны", Л., 1931, стр. 29). Вернуться в текст
9. Журнал "Архитектура СССР", 1934, № ю, стр. 14-15. Вернуться в текст
10. Статья в журнале "Архитектура СССР" (1934, № 4, стр. 32-33) в разделе "Творческая трибуна", как одна из статей, в которых обсуждалась предложенная журналом тема: "Техника - материал - стиль". Вернуться в текст
11. Эжен Фрейссинэ (1879-1962)-французский инженер. В 1916-1924 гг. по его проекту в Орли (в пригороде Парижа) были построены ангары с параболическим складчатым железобетонным сводом пролетом 80 м и стрелой подъема 56 м. Вернуться в текст
12. "Архитектурная газета", 1936, 3 марта. Вернуться в текст

 


ИВАН ИЛЬИЧ ЛЕОНИДОВ
(1902-1959)

ИЗ ПОЯСНИТЕЛЬНОЙ ЗАПИСКИ К КОНКУРСНОМУ ПРОЕКТУ "ПАМЯТНИК КОЛУМБУ В САНТО-ДОМИНГО". [1] 1929 г.

Цель

Миллионы народов должны знать о великом деятеле и его исторической роли в развитии современной культуры.

Памятник должен быть конденсатором всех достижений мирового прогресса, местом широковещания о жизни и роли деятеля и о движении мировой истории.

Средства

Данную цель нельзя свести к "монументу", ограниченному средствами логического воздействия и небольшим кругозором действия.

Сегодняшний день с его неисчерпаемым научным и техническим прогрессом дает возможность разрешить как цель, так и средства к ее осуществлению применительно к мировому кругозору.

Радио и радиоизображения на расстоянии, воздушный и морской порты конденсируют движение мировой культуры.

Радио, радиоизображения, воздушный и морской порты, кино, музей и т. д.- средства, вещающие миру о жизни и роли деятеля и о достижении мирового прогресса.

Музей - центр памятника, где хранятся все ценности, связанные с жизнью Колумба и прах Колумба, перенесенный из "храма".

Конструкция

Большая площадь музея покрыта армированным стеклом. Принимая во внимание условия тропического климата и назначение музея, вместо стен пущена струя сильного воздуха, которая является необходимой изоляцией. По крыше также в жаркие дни протекает искусственная струя воздуха.

Часовня покрыта стеклянным куполом, вокруг которого спиралью идет пандус, дающий возможность видеть ее со всех точек зрения.

Научные лаборатории - мозг памятника, где вырабатывается его рабочий план.

1) радио, 2) кино, 3) обсерватория, 4) институт межпланетных сообщений, ставящий своей целью разрешение проблем межпланетных сообщений средствами последних достижений науки и техники; демонстрационным полем последнего служит аэродром и окружающая местность, другой частью - море, 5) зал мировых научных и технических съездов, причем съезды организуются при помощи радио.

О КЛУБЕ НОВОГО СОЦИАЛЬНОГО ТИПА. [2] 1929 г.

Из доклада о клубе нового социального типа на 1 съезде ОСА

[...] Культурно-просветительная работа профсоюзов должна широко обслуживать непосредственные запросы и нужды рабочих масс, создавая культурно-бытовые условия для обеспечения всестороннего развития рабочих и организуя для них культурный отдых и развлечения. В связи с этим культурно-просветительная работа профсоюзов должна охватить действительно широчайшие массы рабочего класса, изжить элементы аполитичности и ограниченного культурничества, по-новому перестроить свои методы и на деле занять важнейшее место по всей работе профсоюзов.

[...] Опираясь на наиболее сознательные передовые слои рабочих и работниц, профсоюзы должны вести активную систематическую работу по развитию элементов нового быта.

[...] В целях охвата еще не обслуживаемых слоев рабочих необходимо, не ограничивая культработу рамками клубов, широко развернуть ее на самих предприятиях, в цехах, в рабочих казармах и общежитиях, в рабочих поселках, а также поставить культурно-просветительную работу в деревне, в местах сосредоточения промышленных рабочих и сезонников, тесно связывая ее со всей массовой политической и пропагандистской работой партии.

Организация работы клуба нового социального типа [3]. 1929 г.

Рабочие средства:

1) библиотека, 2) кружки политико-просветительные, общественно-политические, туризма, спорта, нового быта и т. д., 3) лаборатории: физическая (электротехника, мехарика и т. д.), химическая (авиахим), кино-фото, производственная, астрономии, географии, краеведения, зоологии, ботаники, изобретательства, радио.

Метод.

1) Углубленная аналитическая работа в лабораториях.

Массовая работа.

1) широкая демонстрация лабораторной работы, 2) лекция, 3) спорт, спортивные и военные игры, 4) музейная работа, 5) краеведческая, 6) собрания, 7) общественно-политические кампании, 8) выставки, 9) туризм, 10) производственные соревнования, 11) киногазета (кино), 12) планетарий, 13) бытовые походы и т. д.

Руководство.

Руководство углубленно-аналитической и массовой работой должно происходить главным образом из организованного института - центра высококвалифицированных педагогов, средствами радио, телевидения (видение на расстоянии) и кино, чем и обеспечивается высокое качество руководства, экономически выгодное и охватывающее самые широкие слои.

Для ясности и ориентировки в вопросах, знакомство с научными и бытовыми фактами мыслится путем практики, а также технически совершенного популярного изложения их при помощи кино, радио, телевидения, аэроплана, фото и т. д.

Составные части проекта, организация, функциональные зависимости аботы.

1. Зимний сад научного типа (ботанический) площадью в 2500 кв. м. В нем размещены отделы и площадки: а) Краеведение, б) Зоология, в) Выставки, г) Площад. игр спортивных, теннис, баскетбол, крокет, шахматы, шашки и т. д., д) Детская и пионерская площадка, ж) Радио, з) Кино - газеты, и) Уголки общественно-политической работы, к) Демонстрационные площадки.

2. Зал площадью 700 кв. м для лекций, кино, демонстраций, планетария, собраний и т. д.

3. Библиотека с читальней площадью 200 кв. м.

4. Для углубленно-аналитической работы 8 лабораторий по 100 кв. м.

5. Демонстрационное поле (открытое) для больших демонстраций (планерное состязание, воздухоплавание, авиация, автоспорт, газовые демонстрации, военные игры, туризм и т. д.).

6. Спортивный зал с подсобными помещениями, пл. 400 кв. м.

7. Спортплощадка

8. Детский павильон с площадками и бассейном

9. Парк.

Помимо клуба самодеятельной организации культуры проектируется устройство экранов с радиорупорами, на которые посредством радио и телевидения передаются все политические и хозяйственные события дня, работа клуба, научных институтов и т. д. Своего рода живая газета, которая должна быть неотъемлемой принадлежностью каждого рабочего и крестьянского коллектива. Материал:

Оболочка главным образом из стекла и несущая конструкция из железобетона. До сих пор стена являлась главным образом теплозвукоизолятором и источником света. Сегодняшние технические условия позволяют делать стену не изолирующей от окружающей жизни - не непрозрачным, каменным или деревянным массивом, а прозрачной стеклянной, тем самым расширяющей охват человеком бытовой обстановки в ее динамике.

Из ответов И. И. Леонидова на вопросы, заданные ему по докладу на 1 съезде ОСА, посвященном клубу нового социального типа [4]. 1929 г.

[...] Вопрос. Будет ли отдыхать рабочий в вашем клубе?

Ответ. Отдыхать рабочий будет и в клубе, и в санатории, доме отдыха, и в своем жилье. Абсолютного отдыха нет. Чем бы человек ни занимался, он утомляется. Но возможно относительно отдыхать от одной работы, занимаясь другой (отдыхать от "физической", занимаясь "умственной"). Только исходя из трудовых процессов можно организовать рабочий день человека, его культурное развитие и его отдых.

Вопрос. Как скоро экономические и технические возможности позволят строить такие клубы?

Ответ. Сегодня. Только скептики и консерваторы и любители традиций могут игнорировать те научно-технические факты, какие мы имеем на сегодня, и не понимать, что с их помощью можно организовать любую культурную работу. Не видящим дальше своего носа, предлагающим культурную революцию делать по старинке, землю обрабатывать сохой вместо трактора и с помощью "искусства" заражать массу пафосом индустриализации, а индустриализацию делать старым кустарным способом, - только таким людям сегодняшние средства культурной организации кажутся несбыточпой фантазией.

Вопрос. Учитываете ли вы влияние света на организм, и как быть с вашими стеклянными стенами в Баку, где люди прячутся от солнца?

Ответ. Климатические условия, конечно, должны отразиться на организации стены, и механически переносить в Баку то, что сделано для Москвы, - нельзя.

Вопрос. Чем, как не эстетически-формальными соображениями, можно объяснить введенные вами одинаковые формы для разных функций?

Ответ. Вопрос говорит о том, что спрашивающий прежде всего интересуется внешней формой [...], а для нас же форма - результат организации и функциональных зависимостей рабочих и конструктивных моментов.

Вопрос. Какую площадь нужно отвести для вашего клуба?

Ответ. Гигиенические и рабочие моменты организации клуба прежде всего требуют большой хорошо изолированной от грязи и пыли площади (парк, окраина города и т. д.). Отсюда ясно, чем больше площадь, тем лучше. Минимальная площадь - 2 гектара.

Вопрос. Учитывается ли вами влияние цвета на психику человека?

Ответ. Цвет несомненно влияет на психику человека, и вопрос весь заключается в том, чтобы переключить бессознательную игру цвета в научно осмысленную работу с цветом.

Вопрос. Какова организация вами эмоций человека?

Ответ. Эмоции, чувства отнюдь не абстракция, не поддающаяся научному анализу, и организация эмоций и чувств - это прежде всего организация вашего сознания. [...]

Вопрос. Считаете ли вы нужным организовывать вообще зрительные ощущения?

Ответ. Дело не в организации зрительных ощущений, а в общей организации вашего сознания. Глаз - точный механизм, передающий сознанию виденное. Отрицательная и положительная окраска зрительных ощущений зависит от индивидуального и социального классового опыта вашего сознания. [...]

ИЗ ПОЯСНИТЕЛЬНОЙ ЗАПИСКИ К ПРОЕКТУ ДВОРЦА КУЛЬТУРЫ. [5] 1930 г.

[...] 1) Дать определенную целеустремленность во всей культработе. Создать условия для 100%-ного охвата рабочих масс политехническим и политическим образованием. 2) Дать четкую организованность, способствующую проявлению инициативы и самодеятельности со стороны посещающих Дворец рабочих. 3) Сделать Дворец культуры не только местом концентрированной массовой культработы и отдыха, но и руководящим центром культработы всего рабочего района. [...] 5) Применить к решению этих общественно-политических задач самые мощные средства науки и техники и новые формы ведения массовой культработы. [...]

ИЗ ПОЯСНИТЕЛЬНОЙ ЗАПИСКИ К КОНКУРСНОМУ ПРОЕКТУ "ДОМ ПРОМЫШЛЕННОСТИ". [6] 1930 г.

Всякое новое сооружение в наших условиях - есть шаг к социализму, оно должно отвечать новым условиям труда и быта. Архитектор, пренебрегающий этими условиями, - консерватор.

Труд - не досадная необходимость, а целеустремленность в жизни.

Труд как физическое и психическое состояние, должен быть цельно организован.

Признаки новой организации сооружений

Организованный труд, труд и физкультурная зарядка, свет, воздух, организованный отдых и питание, повышенный жизненный тонус.

Признаки старой организации сооружений

Замкнутые дворы, отсутствие зрительных перспектив, каморки-комнаты, отсутствие достаточного количества воздуха, света, казарменные коридоры. Отсутствие плановой организации. Нервность, геморрой, пониженный жизненный тонус, пониженная производительность труда.

Организация Дома промышленности

Отделы распределены в группы по признаку труда. Каждая группа занимает этаж. Связь организована телефоном и конвейерами. Этаж разбит на соответствующие количеству людей площадки по 5 кв. м каждая, не считая проходов. Перегородки отсутствуют. Между площадками насажена зелень, пол мягкий, звукопоглощающий, потолок тоже. С одной стороны площадок устроена зона отдыха и физкультурной зарядки с кушетками для лежания, библиотекой, местами принятия пищи, которая подается снизу, душами, бассейном, дорожками прогулок и бега, площадками для приема посетителей.

Полная возможность регулярного получасового и десятиминутного отдыха, зарядки, душа, принятия пищи и т. д.

Свет с двух сторон, летом стены открываются. Открываемые перспективы повышают жизненный тонус.

Здоровый отдых, здоровый труд. На первом наземном этаже расположены помещения общие. Зал собраний и демонстраций, физкультурный зал, кружковая работа и гардероб, справочная и т. д.

На крыше переносимый бассейн - металлический каркас и прорезиненная материя, гимнастическое поле, беговая дорожка для массовой физзарядки до и после работы.

На верхнем этаже расположены комнаты для приезжающих (сообщение главным образом лифтом).

[...] Промежуточный напольный этаж используется для ресторана и прогулок на воздухе. Крыша использована для физигр и отдыха. Подсобные помещения, гараж и склады и т. д. расположены в подвале.

В результате организации имеем:

1) поднятие производительности труда;

2) физическое оздоровление;

3) повышение жизненного тонуса;

4) экономический эффект сооружения: объем на 40 тысяч куб. м меньше заданной кубатуры (уничтожение коридоров, полное использование рабочей площади).

ИЗ ПОЯСНИТЕЛЬНОЙ ЗАПИСКИ К ПРОЕКТУ "СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЕ РАССЕЛЕНИЕ ПРИ МАГНИТОГОРСКОМ КОМБИНАТЕ". [7] 1930 г.

[...] Социалистическое расселение - это не старый стихийный город кварталов, казарм, оторванный от природы, случайно привязанный к промышленности, монотонностью лишающий человека жизненного тонуса.

Социалистическое расселение - это разумная организация промышленности и сельского хозяйства, культуры, отдыха - всего, что организует сознание и жизнь человека. Расселение, построенное на базе высшей социалистической техники. [...]

Город располагается между промышленным комбинатом и гигантом-совхозом. Жилые дома, построенные из стекла и дерева, размещены в шахматном порядке, тянутся на протяжении 25 км в виде прямой линии. Каждый жилой комплекс рассчитан на 250 человек. Он состоит из восьми отдельных жилых ячеек - каждая на 32 человека. Детский сектор, включающий в себя ясли, детский сад, площадки для игр, бассейн, находится в зеленой зоне между двумя жилыми комплексами. Здания общественного порядка, стадионы, спортивные площадки, а также парки, зоологические и ботанические сады располагаются по обе стороны жилья на всем протяжении города. По периферии вдоль города идут грузовые и пассажирские магистрали.

Транспорт, хозяйственное и культурное обслуживание предполагаются обобществленными. [...]

Жилье мыслится не в виде каменных мешков-гостиниц с шумными коридорами, где лишенные света, индивидуального отдыха, оторванные от природы, проживают тысячи людей, а как жилье, организующее небольшие коллективы, где личность не теряется в тысяче, но имеет возможность максимально развиваться и общаться с людьми (последовательно от небольшого с большим коллективом). Жилье, окруженное садами, спортивными площадками и бассейнами, исключающее необходимость устройства домов отдыха вне города. Жилье, где труд, отдых и культура органически связаны друг с другом. [...]

К ПРОЕКТАМ МОСКОВСКОГО ВЫСШЕГО ХУДОЖЕСТВЕННО-ТЕХНИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА (НЫНЕ ВАСИ). [8] 1931 г.

Проблема социалистического расселения вообще и Дома-коммуны в частности полностью еще не разрешена.

Установившийся тип Дома-коммуны, по своей архитектурной организации повторяющий старую гостиницу или казарму, не может отвечать требованиям новой социальной организации человека.

Поэтому архфак Вхутеина свое очередное академическое здание, Дом-коммуна для студентов гуманитарных вузов в г. Ленинграде, поставил как проблемное задание, в основу требований которого ставилось: 1) новая социальная схема и 2) принципы ее архитектурной организации. Ввиду короткого срока (1 месяц), требований детальной проработки не предъявлялось, и данные проекты представляют собой первые эскизы социальной и архитектурной схемы.

В большинстве проектов преобладает дифференцирование живущих в Коммуне на небольшие группы от 10-50-100 человек, включающие индивидуальные комнаты сна, отдыха и занятий, общие и обслуживающие помещения, как-то: гигиена, спорт, отдых, принятие пищи, ясли и детсад, бригадные занятия и т. д., с центральным местом культурной работы: кино, собрания, лекции, физкультура и массовые действия.

Цели, преследуемые данной организацией:

1. Организация жилья по бригадам, устранение принудительной близости и ненужного скопления, стихийно нарушающих плановость дня.

2. Связь с природой, уничтожение дворов и задворков, архитектурная организация со всех 4-х сторон.

3. Максимальная свобода жизни и взаимоотношений.

4. Организация жизненного тонуса - в результате плановой организации жизни отведенного участка.

Материал, конструкция и амортизация в условиях переходного периода играют большую роль.

Бытовой прогресс неразрывно связан с архитектурной схемой. Поэтому один из принципов организации в данных проектах - сооружение из недолгостойких дешевых материалов, как дерево и др., что, конечно, не могло не отразиться и на социальной схеме (некрупные постройки).

В проектах с крупными жилыми группами (многоэтажных) вышеизложенные принципы также являются основными, с различной архитектурной трактовкой.

ИЗ ПОЯСНИТЕЛЬНОЙ ЗАПИСКИ К КОНКУРСНОМУ ПРОЕКТУ НАРКОМТЯЖПРОМА. [9] 1934 г.

До сих пор архитектура Кремля и храм Василия Блаженного служили архитектурным центром Москвы. Естественно, что с возведением нового грандиознейшего сооружения на Красной площади изменится и роль отдельных памятников в ансамбле этого центрального московского комплекса.

Я считаю, что архитектура Кремля и Василия Блаженного должна быть подчинена архитектуре Дома Наркомтяжпрома, а само здание НКТП должно занять центральное место в городе.

Архитектура Красной площади и Кремля - это тонкая и величественная музыка. Введение в эту симфонию нового громадного по масштабу и сильного по звучанию инструмента допустимо только при условии, что этот инструмент будет ведущим и по своему архитектурному качеству будет превосходить все остальные здания ансамбля.

Не пышность, не витиеватая мишурность деталей и форм - простота, строгость, гармоничная динамичность, содержательность должны лечь в основу композиции дома НКТП. Исторические мотивы должны быть композиционно подчинены по принципу художественного контраста этому ведущему объекту.

В проекте центром композиции являются высотные башни, выбор которых обусловлен соображениями функциональными и архитектурными (требование стройности, композиции, движения, простран-ственности, величины). Низкие части здания (зал, трибуны, выставки, задний корпус) по своей высоте отвечают окружающей архитектуре и композиционно строятся в ограниченном контрасте нижнего плана.

Башен три. Первая - прямоугольная в плане, с легким пространственным верхом и обращена фасадом на Красную площадь. Верх башни стеклянный, с подвесными террасами металлической конструкции (нержавеющая сталь).

Круглая башня задумана как контрастирующая первой, живописная по форме и обработке. Башня обработана террасами-трибунами. Материал - стеклянный кирпич, что дает возможность сохранить цельность формы, используя фактурные эффекты необычайного материала. Освещение внутри башен рассеянное, видимость решена вставкой вертикальных стекол в общую систему кладки. Ночью башня будет выделяться своим светлым силуэтом с едва заметной сеткой конструкции и темными пятнами террас-трибун.

Третья башня задумана пространственной в плане, простой и строгой в фасадах.

Красная площадь, как центральная площадь пролетарского коллектива, не должна замыкаться от коллектива, и поэтому обработка низких частей здания должна войти в общее идейно насыщенное движение площади.

Это достигается расположением трибун на первом плане.

Площадь делится на две террасы, находящиеся на разных уровнях, что даст возможность при военных парадах добиться новых эффектов (например, пустить в одной плоскости танки, в другой кавалерию и т. д.).

Даже при существующей ширине площади невозможно обеспечить хорошую видимость Мавзолея со стороны ГУМа при прохождении демонстраций. Расширение площади до 200 м еще более затруднит видимость. Поэтому террасообразный принцип решения площади обеспечит и хорошую видимость Мавзолея. [...]

ПАЛИТРА АРХИТЕКТОРА. [10] 1934 г.

Одним из решающих факторов, определяющих стиль и общую композицию архитектурного сооружения, наряду с социально-бытовыми условиями является техника строительных материалов и конструкций.

Общеизвестно, что впервые со всей остротой это положение было сформулировано нашими функционалистами. Но тут же необходимо указать на кардинальный грех, свойственный современным архитекторам как СССР, так и Запада. К новейшим строительным материалам они подходили чисто механически. Они отталкивались исключительно от примитивного функционально-бытового назначения сооружения, творчески не работая над новой функциональной и бытовой организацией человека, что привело к известному утилитарному бытовизму в их решениях проекта. Художественные и даже отчасти технические возможности новейших стройматериалов не были этой архитектурой полностью освоены.

В нашей практике наиболее характерными образцами такого механического подхода к строительному материалу могут служить клубные сооружения. Казалось бы, новое социально-бытовое назначение клуба должно было получить наиболее четкое выражение в архитектурном решении объемов и фасадов клуба. В действительности же эти сооружения архитектурно решены чрезвычайно примитивно, а новейшие конструкции здесь используются чрезвычайно грубо.

Архитекторы используют такой великолепный по своей гибкости и выразительности строительный материал, как железобетон, чрезвычайно тяжеловесно. Как на пример смелого и верного использования железобетона, дающего максимум архитектурной выразительности, можно указать на эллинг для дирижаблей, построенный французским конструктором Фрейссинэ [11].

Мало быть только в теории поклонником новейшей строительной техники, надо еще уметь архитектурно правильно подходить к ее рациональному использованию. Архитектор должен глубоко вдумываться в то, что принято называть "свойствами" и "возможностями" каждого строительного материала. Он должен уметь комбинировать и искать и только тогда он сумеет раскрыть все возможности каждого материала и конструкции. Архитектор не должен подходить к строительной технике только с узкоконструктивной точки зрения. Он должен, если это здесь позволительно сказать, философски осваивать возможности строительной техники. Он должен творить новые формы и конструкции из данного материала. Это элементарная творческая необходимость, требующая определенной смелости в поисках новых форм. Но это же в свою очередь и подскажет новые возможности решения пространственных и вообще стилевых задач, стоящих перед архитектором.

Говоря о последних достижениях зарубежной архитектуры в области освоения новейших стройматериалов и конструкции, необходимо прежде всего указать на огромнейшие успехи французских инженеров. Фрейссинэ, в частности, применяя новые конструкции и стройматериалы, добился острой архитектурной выразительности в своих технических сооружениях.

Мне кажется, что единственно правильным решением вопроса явилось бы близкое сотрудничество архитектора и инженера уже в первоначальной стадии работы над проектом технического сооружения.

Производство строительных материалов и конструкций должно развиваться при ближайшем участии архитектора. Он должен консультировать и даже контролировать эту отрасль нашей индустрии. Но архитектор не должен ограничиваться одним проектированием крупных конструкций и материалов. Мелкие отделочные детали - рамы, ручки, двери и т. д. - также нуждаются в предварительной архитектурной разработке до их сдачи в массовое стандартное производство. Иначе эти "мелочи", как это и бывает сплошь да рядом, могут изуродовать самый совершенный архитектурный проект.

Необходимо внести ясность и в проблему стандартного производства отдельных конструкций и крупных строительных деталей. Некоторые прожектеры имеют здесь в виду организацию массового производства также и крупных "художественных" строительных деталей. Это типичный эклектический подход к архитектурным вопросам. Если архитектору придется оперировать уже заранее данными стандартными "моделями", он будет связан в своей творческой фантазии рыночным ассортиментом "стилей"-образцов. Крайне желательно поэтому избежать той ошибки, которая имеет место в строительной промышленности США, и ограничить массовое производство стройматериалов одним производством крупных блоков, конструкций и т. п.

В будущем пластические массы безусловно займут почетное место среди наших новейших строительных материалов. Пластмассы открывают неограниченные возможности широкого и виртуозного использования новых материалов, и можно смело утверждать, что для архитектуры они сыграют такую же революционную роль, как в свое время железобетон.

Как рисуется проблема фасада в свете современной строительной техники?

Здесь прежде всего необходимо установить следующее. Фасадной плоскости как таковой в жилом сооружении может и не быть. И вообще навряд ли можно считать сейчас спорным положение, что фасад должен быть исключительно пространственно-объемным. Иначе можно к любому фронту сооружения приклеить любую фасадную декорацию. Да так оно, в сущности, в громадном большинстве случаев и бывает сейчас. Это не подлинное архитектурное искусство, а нечто вроде "архитектурной аппликации", маскирующей убожество вкусов и творческое бессилие мастеров.

Цветовая обработка фасада, и в том числе, конечно, и железобетонного (цветной штукатуркой и другими изолирующими материалами) обязательна. Цвет, однако, не должен маскировать строительный материал, закрашивая его, он должен подчеркивать его возможности так, чтобы они работали с предельной выразительностью.

Вопрос о строительной технике является для архитектора кардинальным вопросом, и привлечение к этой области внимания архитектурной общественности необходимо всячески приветствовать. Инициатива "Архитектуры СССР", поставившей эти вопросы, является как нельзя более своевременной.

ИЗ РЕЧИ НА ОБЩЕМОСКОВСКОМ СОВЕЩАНИИ АРХИТЕКТОРОВ В ФЕВРАЛЕ 1936 г. [12]

Меня причисляют ко многим "измам" - я и конструктивист, и формалист, и схематист и т. д. В сущности, я все время был конструктивистом и работал в группе конструктивистов. [...]

Громадная путаница существует в вопросе о творческом методе. Метод работы архитектора - прежде всего метод художника, а метод художника не имеет определенной нормы. Сегодня у меня вышел великолепный план, а завтра вышел великолепный фасад к этому плану, или наоборот.

[...] Я делаю все, что в моих силах, чтобы делать вещи реальными и конкретными.

[...] Надо верить в социализм - и тут не грех и пофантазировать.

 

К началу страницы
Содержание
О Иване Леонидове