Главная
Новости сайта
Анатомия профессии
Основные даты
Жилые дома
Общественные здания
Градостроительство
Архитектурные конкурсы
Недостоверные объекты
Карта Киева
Архив
Библиотека об Алешине
* Публикации
* Тематические блоги
* Журналы, газеты
* Видеоматериалы
Глоссарий
Книжная полка
Ссылки
Автора!
Гостевая книга
 
Поиск







Copyright © 2000—
Вадим Алешин
Публикации

Мастера советской архитектуры об архитектуре
Избранные отрывки из писем, статей, выступлений и трактатов в двух томах
Том первый

Примечания:

1. А. Г. Габричевский. Новое оформление интерьеров Исторического музея. - "Архитектура СССР", 1938, № 1, стр. 75. Вернуться в текст
2. За изобретения и усовершенствования стеклопластиков Буров получпл 27 патентов и авторских свидетельств. Вернуться в текст

 


АНДРЕЙ КОНСТАНТИНОВИЧ БУРОВ
(1900-1957)

Андрей Константинович Буров - крупный советский зодчий - сочетал в себе дар архитектора с талантом ученого-новатора. Универсальность научных интересов и широта его взглядов, энциклопедические знания и необычайная память помогли ему соединять в творчестве и изобретательстве "далеко лежащие вещи". В этом сложном процессе сочетания рождались мысли и идеи, удивительные по своей красивой простоте. Не все идеи воплощены в жизнь. Но бесспорно, что все они интересны и талантливы. Для него характерно свежее, острое, современное решение любой архитектурной задачи, глубокое понимание природы, материала и тектоники сооружений; в ряде проектов он применил и предугадал многое, что получило развитие в советской и мировой архитектуре. Его теоретические исследования отличались своеобразием и новизной. В области технической физики и биологии Буровым поднимались жизненно важные, актуальные проблемы. Методически стройная система обучения привлекала к нему в течение всей его жизни широкий круг молодежи - архитекторов и ученых.

А. К. Буров родился в 1900 году в Москве в семье архитектора. В 1918 году он поступил в Училище живописи, ваяния и зодчества; с 1920 года Буров учился во Вхутемасе, в мастерской А. Веснина. В студенческие годы он активно включился в творческую архитектурную практику. Участвовал в открытом конкурсе на проекты Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставки в Москве. В 1923 году по проектам Бурова было построено несколько павильонов на Всероссийской выставке, создан сквер у здания Арсенала в Московском Кремле, оформлены интерьеры теплоходов, курсировавших на линии Ленинград - Лондон. Уже в те годы проявились черты его своеобразного дарования - произведения отличались четкостью замысла, в них присутствовала особая острота и ясность, он свободно и органично вводил в архитектуру цвет.

В начале 20-х годов Буров вошел в группу конструктивистов.

За успешное окончание архитектурного факультета в 1925 году Буров был оставлен во Вхутемасе в качестве ассистента и премирован заграничной поездкой. По возвращении Буров развивает активную творческую деятельность.

Широта диапазона его деятельности и творческих интересов поразительна. Он создал архитектурную декорацию к кинофильму "Старое и новое", поставленному режиссером С. М. Эйзенштейном в 1927 году. Поиски облика новой деревни, воплощенной в рациональных простых формах новых для того времени конструктивистских зданий, хорошо передавали атмосферу становления новой жизни на селе. Одновременно он оформил ряд спектаклей в театрах Революции, Пролеткульта и других.

А. К. Буров. Проект театра.
1924.

Буров - блестящий оратор, выступает на собраниях архитектурных обществ, участвует в диспутах и начинает свою деятельность публициста. Он проектирует здания электростанций, жилых домов и клубов. Рабочие клубы, построенные по проектам Бурова в Киеве, Минске и Твери, обеспечивают все многообразие функций, выражают значительность их содержания, передают ощущение нового восприятия жизни, создают оптимистический эмоциональный настрой.

А. К. Буров. Проект объединенного клуба фабрик "Ява", "Дукат" и "Большевик".
1928-1929.

В 1930-1931 годах Буров разрабатывал проект Челябинского тракторного завода и в связи с этой работой был командирован в США на заводы Детройта.

В 1935 году А. К. Буров окончил аспирантуру Академии архитектуры СССР и совместно с архитекторами Алабяном, Власовым, Соболевым и другими был направлен в Италию, Грецию и Францию. Соприкосновение с памятниками мировой культуры, общение с выдающимися мастерами архитектуры Западной Европы - Огюстом Перре, Жаннере, Ле Корбюзье - оказало значительное влияние на дальнейшую деятельность Бурова. (Дружба и переписка с Ле Корбюзье продолжалась долгие годы.)

Новое видение архитектуры помогает ему глубже постигнуть законы построения. Особенно сильное воздействие оказали на него Парфенон и вилла Адриана. Однако, хорошо изучив античность, он в дальнейшем никогда не копирует, а всегда делает по-своему, для своего времени, возведя новаторство в принцип своего творчества. Этот период творчества Бурова характерен также интересом к русскому народному зодчеству, к полихромии в русской архитектуре.

В 1937-1939 годах Буров проектирует и осуществляет новые интерьеры Исторического музея в Москве. Давая оценку новому произведению А. К. Бурова, профессор А. Г. Габричевский в те годы писал:

"[...] подход к русскому зодчеству не как к экзотическому, провинциальному курьезу, а как к самобытной, полнокровной ветви мирового зодчества в целом, подход творческий, обнаруживавший все, что есть "классического", то есть для нас действительно ценного в этом искусстве, позволил автору дать в скромных, по существу "служебных" и только обрамляющих композициях нечто очень свежее, радостное, молодое, и в подлинном смысле современное" [1].

В 1940 году А. Буров создает фасад новой части Дома архитектора. Фасад, выходящий в узкий переулок - стена, прорезанная арками, - несколько театрально закрывает объем здания. Прекрасные пропорции стройных арок, изящные членения стены, великолепный по рисунку завершающий карниз превращают небольшую пристройку в монументальное, значительное сооружение. Цветовое сочетание глухой темно-красной стены, белой керамики, золотой смальты и декоративного картуша из керамики работы художника В. А. Фаворского придает всему зданию праздничный характер. В этом здании, как и во всех постройках Бурова, необычайно хороши детали, которые можно узнать по уверенному рисунку, интересным ракурсам и законченности.

А. К. Буров. Интерьер зала Исторического музея в Москве.
1937-1939.
А. К. Буров. Фасад нового здания Дома архитектора в Москве.
1939-1940. Проект.

С 1935 года Буров проектирует и строит в основном жилые дома и школы. Среди зданий, построенных по проектам Бурова в столице, большой интерес представляет жилой дом на улице Горького с росписями художника В. А. Фаворского, удостоенный премии Моссовета как один из лучших домов в Москве. Дом выдержал испытание временем и является удачным примером тонкого понимания классического архитектурного наследия и использования его с позиций современности. Однако автор уже в то время критически оценивал свое произведение. Решительно отказавшись от реминисценций классической архитектуры, Буров направил все свои творческие усилия на поиски новых архитектурно-художественных и технических решений.

А. К. Буров. Жилой дом на ул. Горького в Москве. Первая очередь строительства.
1935-1940.
А. К. Буров. Пестум.
1935. Рисунок.

А. К. Буров. Проект типового дома для колхозников Южного Крыма.
1938.

Массовые, широкие масштабы строительства потребовали в те годы новых методов возведения зданий, радикальным образом разрешающих проблему индустриализации массового жилищного строительства. В 1939-1941 годах Буров работает над проблемой сборного домостроения и совместно с архитектором Б. Н. Блохиным разрабатывает три серии проектов крупноблочных домов для строительства в Москве. При осуществлении этих зданий были освоены технология производства и монтаж зданий из крупноразмерных блоков, создана своеобразная тектоническая система стены, примененная в строительстве жилого дома на Ленинградском проспекте. В 1948-1949 годах Буров разработал серию проектов бескаркасных односекционных домов-башен и многосекционных жилых домов различной этажности из крупных керамзитобетонных панелей. Богатая пластика стены с лоджиями и балконами, рельеф панелей, остроумно и по-новому решающий проблему стыков, использование цвета, применение росписи и скульптуры помогли создать запоминающийся, новый для того времени образ жилого дома. Одновременно с разработкой прогрессивных типов конструкций Буров работал над созданием и применением новых легких и дешевых строительных материалов.

А. К. Буров, Б. Н. Блохин. Жилой дом на Ленинградском проспекте в Москве.
1940-1941.

В 1943-1944 годах им разрабатывается серия проектов сборных домов из армированного высокопрочного гипса и армированного расширяющегося цемента.

Год окончания войны и послевоенный период посвящен проектированию для городов, разрушенных во время войны. В эти годы он участвует в конкурсах на проекты железнодорожных вокзалов, разрабатывает проект "Храма славы" в Сталинграде (совместно с арх. С. X. Сатунцем) и проект монумента "Сталинградская эпопея".

Одной из значительных работ в 1944-1945 годах, в которой он выступил как градостроитель, был проект восстановления и реконструкции центра города Ялты. В основу проекта была положена идея создания города-курорта, свободного от внутригородского транспорта. В этом проекте решены многие задачи современного градостроительства - удачные в художественном отношении и технически прогрессивные.

Буров с огромной энергией и настойчивостью работал над разрешением одной из важных проблем современного строительства - облегчением веса зданий. Он работал над созданием материалов одновременно высокопрочных, легких и дешевых. И в этой деятельности блестяще проявилась одна из сторон таланта Бурова - его дар ученого-изобретателя, дар научного предвидения. В результате многих лет работы (начатых еще в предвоенные годы) в лаборатории анизотропных структур Академии наук СССР, которую он возглавлял, были созданы сверхпрочные материалы нового класса - "стекловолокнистые анизотропные материалы" (СВАМ) и разработана промышленная технология их заводского производства [2].

В дальнейшем Буровым была разработана серия типовых проектов экспериментальных жилых домов из СВАМ; по расчетным данным, кубический метр такого здания весит в двадцать с лишним раз меньше кубического метра здания из традиционных материалов. За комплекс работ по СВАМ, явившихся большим вкладом в решение проблем нашего строительства, в 1952 году архитектору Бурову была присвоена ученая степень доктора технических наук.

А. К. Буров. Проект жилого дома из СВАМ.
1956.

А. Буров - крупнейший теоретик. Огромный опыт архитектора и строителя, углубленное изучение зодчества прошлого и современной мировой архитектуры, а также широкие познания в области естественных наук позволили Бурову найти ясную формулировку для ряда сложнейших теоретических проблем архитектуры.

Наиболее четко эти теоретические положения изложены в книге "Об архитектуре" (первый вариант - "В поисках утраченного единства"), которую он начал писать еще во время войны - в 1943-1944 годах. Многие положения книги не потеряли остроты и в наше время.

В это же время Буров, не прекращая работы над новыми материалами, занялся проблемой лечения злокачественных опухолей с помощью мощных ультразвуковых колебаний сверхвысокой интенсивности. (Начатые Буровым исследования в этой области продолжаются в настоящее время).

А. К. Буров, А. И. Криппа. Проект жилого дома на Ленинградском проспекте в Москве.
1955. Перспектива и план квартиры.

Параллельно с теоретическими исследованиями и практической работой в области архитектуры, физики, биологии А. Буров много лет преподавал в Московском архитектурном институте и аспирантуре Академии архитектуры СССР. Талантливый педагог, он поражал эрудицией, остротой постановки проблемы, неисчерпаемым запасом фантазии, принципиальностью. Он никогда не призывал к подражанию, а вдохновлял, взбудораживал, воспламенял, извлекая из своей памяти какую-нибудь подробность, штрих наблюдения, стремясь направить фантазию автора на верный путь. Каждая очередная выставка работ аспирантов Бурова становилась событием в стенах Академии архитектуры.

В своих многочисленных выступлениях, докладах, статьях, книге он поднимал вопросы сущности и определения архитектуры, стиля, вопросы методики проектирования, архитектурно-художественных средств, использования достижений технического прогресса в архитектуре, взаимосвязи техники и искусства. Некоторые положения, которые Буров считал особенно важными, он много раз повторяет, углубляя их и раскрывая в новых аспектах.

Определяя архитектуру как искусственно созданную среду, в которой протекает жизнедеятельность человека, Буров утверждает, что эта среда в каждую эпоху создается по-своему, сообразно тем общественным, социальным потребностям, которые возникают в данную эпоху. Призывая архитекторов проектировать и строить для своего времени и решительно отказаться от слепого подражания, Буров повторяет афоризм П. А. Вяземского: "Лучшее, в чем нужно подражать древним,- это не подражать им".

Авторы Р. Г. Бражкевич и О. И. Ржехина

 

К началу страницы
Содержание
Павел Абросимов. Высотное здание Московского государственного университета  Андрей Буров. Об архитектуре