Главная
Новости сайта
Анатомия профессии
Основные даты
Жилые дома
Общественные здания
Градостроительство
Архитектурные конкурсы
Недостоверные объекты
Карта Киева
Архив
Библиотека об Алешине
* Публикации
* Тематические блоги
* Журналы, газеты
* Видеоматериалы
Глоссарий
Книжная полка
Ссылки
Автора!
Гостевая книга
 
Поиск







Copyright © 2000—
Вадим Алешин
Публикации

Мастера советской архитектуры об архитектуре
Избранные отрывки из писем, статей, выступлений и трактатов в двух томах
Том первый

Примечания:

1. Из статьи "Строительство высотного здания Московского государственного университета" в журнале "Городское хозяйство Москвы", 1952, № 1, стр. 5-9. Вернуться в текст
2. Из статьи в журнале "Архитектура и строительство Москвы", 1953, № 6, стр. 3-6. Вернуться в текст
3. Из статьи "О преемственности и новаторстве". - "Советская архитектура", № 5. Сборник Союза советских архитекторов, М., 1954, стр. 3-20. Вернуться в текст
4. Из статьи в журнале "Архитектура СССР", 1955, № 12, стр. 2-6. Вернуться в текст
5. "Конгресс архитекторов состоится в Москве". Беседа с П. В. Абросимовым, опубликованная в журнале "Новое время", 1958, № 28, стр. 30-31. Вернуться в текст
6. Из статьи в журнале "Архитектура СССР", 1961, № 2, стр. 5-9. Вернуться в текст

 


ПАВЕЛ ВАСИЛЬЕВИЧ АБРОСИМОВ
(1900-1961)

ВЫСОТНОЕ ЗДАНИЕ МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА. [1] 1952 г.

[...] Чтобы оценить значение высотных зданий в новом плане реконструкции столицы, надо учесть коренные перемены, происшедшие за последние 15 лет в облике Москвы. На месте многих кривых улиц и узких переулков с их малоэтажными строениями выросли новые обширные магистрали, застроенные большими многоэтажными зданиями. Утратили свое былое значение в общей картине города живописные колокольни и уникальные особняки. Москва стала городом широких прямых улиц и просторных площадей. Укрупнились масштабы домов и жилых кварталов. Возникли глубинные внутриквар-тальные ансамбли и раскрылись далекие перспективы, требующие своего архитектурного завершения.

Такими замыкающими дальние перспективы сооружениями, организующими городскую застройку и завершающими ее силуэт, являются новые высотные здания. Размещенные не по случайному признаку, как это имеет место в капиталистических городах, а на строго определенных местах городского плана, высотные здания, перекликаясь между собой, составляют основу будущей структуры города. [...]

В свете этой задачи становится ясным исключительное градостроительное значение высотного комплекса сооружений на Ленинских горах. Расположенное на свободной территории на самом высоком месте городского плана, здание Университета положило начало застройке нового, юго-западного района. Местоположение здания на основной магистрали, идущей от центра Ленинских гор в глубь юго-западного района, подчеркивает значение университетского комплекса как связующего звена, объединяющего город с новым районом. [...]

Наилучшей в градостроительном и эстетическом отношении явилась симметричная вертикальная композиция МГУ с повышенной центральной частью, уступами устремленная ввысь и увенчанная шпилем с пятиконечной звездой.

В этом решении уступчатого нарастания силуэта характерные особенности самобытной композиции старых русских городов нашли свое естественное развитие на совершенно иной художественной и инженерно-технической основе советского градостроительства.

НЕКОТОРЫЕ НЕРЕШЕННЫЕ ВОПРОСЫ РЕКОНСТРУКЦИИ МОСКВЫ. [2] 1953 г.

[...] Высотная композиция представляет собой для архитектора не более легкий, а более трудный материал, требующий от зодчего умения оперировать большой архитектурной формой, глубокого учета градостроительных факторов, композиционого мастерства, особенно в завершении здания. Только при этих условиях высотное здание будет обладать выразительностью архитектурной формы. [...]

Тенденция к многословности и декоративности архитектурных форм - явление вредное. [...] Красивенькое подчас путают с красивым, многословие - с богатством художественной формы. [...] Кажется соблазнительным прибегать к неким броским, внешне эффектным изобразительным средствам в надежде, что именно этот путь приведет к творческому успеху. Именно потому, что в архитектуре многословие соблазнительно, что не всегда легко отличить его от подлинной содержательности, нужно неустанно, на конкретных примерах раскрывать внутреннюю его убогость. [...]

О ПРЕЕМСТВЕННОСТИ И НОВАТОРСТВЕ. [3] 1954 г.

[...] Неверны и наивны представления, будто высотная композиция уже в силу своих физических размеров и композиционных возможностей обеспечивает архитектору хотя бы в минимальной степени творческий успех. Нет, невысокий уровень мастерства, художественная незрелость автора, неопределенность его творческих исканий - все это лишь быстрее и полнее обнаружится в высотном строительстве. [...] Нелегкая это задача - найти выразительный силуэт, интересное объемное построение и пластику высотного сооружения, органическую связь между этим зданием и рядовой застройкой, раскрыть на него ближние и дальние перспективы. [...]

При всех обстоятельствах необходимо располагать основные архитектурные акценты в таких местах, откуда они будут видны из максимального числа точек города. Только в этом случае можно будет создать композиции, организующие силуэт города, а не имеющие лишь частное значение центров локального ансамбля. [...]

Подражательность не есть преемственность, а еще менее она развивает традицию; она ведет лишь к омертвению живой мысли, к штампу. [...]

Подменять научный подход в проектировании застройки индивидуализмом, стремлением приемами выделить "свой" дом, подменять правильное развитие иной прогрессивной традиции погоней за "модой" - Это значит осуществлять вредное для нашей архитектуры дело. [...]

В условиях быстрого роста технических средств строительства архитектор с особенной силой должен овладеть искусством градостроительства, искусством создания ансамбля, улицы, квартала, целого городского района. [...] Новое качество может быть найдено не на путях отрицания "старого", отрицания преемственности, а только в процессе глубочайшего изучения прошлого архитектурного опыта. [...]

В чем заключается существо трудностей, связанных с крупнопанельным строительством, какие принципиальные вопросы оно поднимает?

Задача состоит в том, чтобы найти полноценную, отвечающую нашим идеалам красоты архитектурную форму для домов, которые возводятся не из кирпича, не из камня, а монтируются из заранее заготовленных на заводе элементов. Основной элемент такого сборного дома - тонкая и крупноразмерная железобетонная стеновая панель весом до 5 тонн.

Крупноразмерность и неустойчивость основного элемента сборного дома (мы имеем в виду стеновую панель) - вот первая, действительно большая трудность, которая возникает перед архитектором. В этой огромной тонкой пластине нет ничего общего с теми основными элементами, которыми многие века оперировал архитектор, строя здания из кирпича и камня. Панель эта к тому же инертна, не пластична и лишена, казалось бы, в этом отношении интересных потенциальных возможностей.

Трудности усугубляются еще и следующими обстоятельствами: типов панелей должно быть ограниченное количество, иначе они утратят свой смысл, заключающийся прежде всего в индустриальности изготовления панелей, в возможности их массового производства. Второе осложняющее обстоятельство - это грубые, неровные, некрасивые швы, которые образуются (по вертикали и по горизонтали) между панелями после их сборки.

Перед авторами [...] сразу встал вопрос коренного значения: можно ли решить задачу путем приспособления нового материала, новой техники к исторически сложившимся архитектурным формам или же попытаться найти новые архитектурные формы, используя свойства нового материала?

По мнению некоторых архитекторов, строительный материал и особенности конструкции не могут иметь определяющего значения в поисках идейно-художественного архитектурного образа сооружения. Если согласиться с этим мнением, то следует признать, что появление железобетонной панели-пластины как основного элемента стены сборного дома само по себе не должно побудить нас к поискам каких-то новых средств художественного выражения, не может заставить нас отказаться от тех или иных традиционных архитектурных форм, например от форм, свойственных кирпичным домам. В этой позиции, основанной, казалось бы, на преемственности, на признании огромной роли художественного наследия в развитии архитектуры, внешне все выглядит довольно убедительно.

Однако проверка этой позиции практикой (а практика - главный критерий) показала, что в ней имеются серьезные изъяны. Главный из них заключается в том, что преемственность рассматривается здесь, по существу, как нечто неподвижное, застойное, как прекращение развития форм архитектуры. При такой точке зрения принимается в расчет лишь одна сторона понятия преемственности, а именно вопрос об использовании сложившихся архитектурных форм, и смазывается другая сторона проблемы - новаторство, творческое движение вперед. [...]

Механический перенос сложившихся в каменном строительстве принципов и приемов на сборное домостроение не обещает сколько-нибудь серьезных новых художественных завоеваний. Имеется много оснований предполагать также, что художественные традиции, накопленные на протяжении веков, начнут оскудевать, если их искусственно насаждать в неприкосновенном виде в сборном домостроении. [...]

ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ СОВЕТСКОЙ АРХИТЕКТУРЫ. 1955 г.

[...] Здания и сооружения должны иметь красивый и привлекательный вид не за счет надуманных дорогостоящих украшений и декоративных излишеств, а за счет хороших пропорций, правильного использования фактуры и цвета облицовочных материалов, правдивого выявления деталей и конструкций. [...]

Многие из теоретических положений, сформулированных на основе опыта архитектуры, сложившейся в условиях господства кустарных способов строительства, вошли в противоречие как с развитием современной строительной техники, так и эстетическими запросами людей социалистического общества.

Нужно отобрать из опыта прошлого все прогрессивное и действенное, способное помочь решению современных творческих задач. Только на основе учета материальных и эстетических запросов советских людей, требований экономики и возможностей новой техники могут быть правильно, действительно творчески использованы прогрессивные элементы наследия. Всякий иной путь неизбежно приводит к стилизации и архаике [4].

1958 г.

[...] В разных странах возникают разные проблемы. У нас был период увлечения показной стороной за счет целесообразности и экономичности строительства. На Западе зачастую игнорируют многообразное содержание градостроительства, необходимость комплексно учитывать ряд факторов. Изобретаются некие универсальные формы, якобы одинаково пригодные для всех стран, для любых климатических и природных условий. Но такой искусственный универсализм приводит к неудачам [5]. [...]

НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ТВОРЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ СОВЕТСКОЙ АРХИТЕКТУРЫ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ. [6] 1961 г.

[...] В основе творческой направленности современной советской архитектуры лежит всестороннее понимание архитектуры как единства материальной культуры и искусства.

Основное назначение произведений архитектуры состоит прежде всего в том, чтобы с помощью тех или иных материальных средств организовать пространство для различных социальных процессов жизни людей - труда, быта, отдыха. [...]

Архитектура не только отражает действительность, но сама является частью этой действительности. В этом заключается ее специфика и ее сущность.

Конкретные изобразительные возможности архитектуры намного меньше, чем у других искусств. Она не может без их помощи передавать определенные действия людей, воссоздавать облик явлений или предметов. Однако вспомним лучшие произведения архитектуры различных эпох. Разве не несут они в себе великие идеи, разве не позволяют почувствовать и осознать характер эпохи, ее главные политические и культурные особенности с такой необыкновенной впечатляющей силой, какая, быть может, недостижима ни для какого другого вида искусства?

Сила идейного, воспитательного влияния архитектуры в значительной мере обусловлена именно тем, что ее сооружения воздействуют на людей не только как произведения искусства, но и как часть созданной этими же людьми материальной среды, в которой они живут и трудятся. [...]

Содержанием архитектурного сооружения является его социальное назначение, которое представляет собой совокупность функционального и идейного требований к данному сооружению. Это содержание воплощается в определенных архитектурных формах, которые также представляют собой неразрывное единство технических и художественных средств архитектуры. [...] Нам представляется, в частности, одним из важных признаков социалистического архитектурного стиля применение новых принципов пространственного построения зданий, сооружений и их комплексов. [...]

В градостроительстве, например, на смену старой концепции, отвечавшей формуле "пространство среди зданий", приходит новый принцип "здания среди пространства". [...] В пространственном построении отдельных зданий вместо замкнутых композиций, как бы противопоставляющих здания окружающей среде и проводящих резкую грань между внутренним решением и внешним обликом сооружения, появляется новый подход, характеризующийся открытыми свободными композициями, раскрытием внутреннего пространства и его органической связью с природным окружением. [...]

 

К началу страницы
Содержание
О Павле Абросимове  О Андрее Бурове