Главная
Новости сайта
Анатомия профессии
Основные даты
Жилые дома
Общественные здания
Градостроительство
Архитектурные конкурсы
Недостоверные объекты
Карта Киева
Архив
Библиотека об Алешине
* Публикации
* Тематические блоги
* Журналы, газеты
* Видеоматериалы
Глоссарий
Книжная полка
Ссылки
Автора!
Гостевая книга
 
Поиск







Copyright © 2000—
Вадим Алешин
Публикации

Мастера советской архитектуры об архитектуре
Избранные отрывки из писем, статей, выступлений и трактатов в двух томах
Том первый

Примечания:

1. Осуществленные и неосуществленные проекты, как правило, выполнялись К. Мазманяном совместно с К. Алабяном и Г. Кочаром, а затем и с О. Маркаряном и С. Сафаряном. Вернуться в текст

 


МИКАЕЛ ДАВИДОВИЧ МАЗМАНЯН
(1899-1971)

М. Д. Мазманян - один из ведущих зодчих, практик и теоретик новаторской школы армянской архитектуры, которая сформировалась в конце 1920-х - начале 1930-х годов в борьбе со стилизацией и эклектикой.

После получения среднего образования М. Д. Мазманян едет в Москву и поступает во Вхутемас на архитектурный факультет, где занимается в мастерских Н. А. Ладовского и А. А. Веснина. Под их руководством он осваивает творческие принципы рационализма и конструктивизма, пытаясь найти пути органического сочетания новой архитектуры с национальными особенностями своей республики (студенческие проекты - театр в Ереване, жилые дома для Армении).

Еще в период учебы М. Мазманяна во Вхутемасе, в середине 1920-х годов, в Армении складывается течение "неоармянский стиль" (Н. Буниатян, А. Таманян и др.), основой творческой концепции которого было стремление объединить местные традиционные архитектурные формы и декор с композиционными приемами классицизма.

В 1928-1929 годах в Армении разгорелась острая дискуссия по проблемам развития архитектуры. С резкой критикой "неоармянского стиля" выступила группа молодых архитекторов во главе с талантливыми выпускниками Вхутемаса М. Мазманяном, Г. Кочаром и К. Алабяном, которые противопоставили стилизации в "национальном духе" новаторские поиски с учетом местных особенностей.

В ходе полемики со сторонниками "неоармянского стиля" (диспуты о национальной архитектуре, статьи в периодической печати, общественное обсуждение проектов и т. д.) молодые архитекторы сплотили вокруг себя большой коллектив.

М. Д. Мазманян. Дипломный проект. Центральный парк культуры и отдыха в Москве.
1929. Вход в парк.

За короткий срок в Армении сформировалась новаторская национальная архитектурная школа, которая уже в 1929 году стала определять творческую направленность архитектуры республики.

Теоретическое кредо школы было разработано М. Мазманяном и изложено им в статьях, опубликованных в 1928-1929 годы в центральной и местной печати. В них Мазманян обосновывает позиции архитекторов-новаторов по проблеме соотношений национального и интернационального в архитектуре, развивая и уточняя, в соответствии с местными особенностями Армении, теоретические положения, выдвинутые ранее конструктивистами.

Подвергая резкой критике теорию и практику "неоармянского стиля", М. Мазманян в то же время говорит о необходимости изучать методы работы мастеров прошлого. По его мнению, архитектурные формы нельзя выводить лишь из конструкции и строительного материала. Он пишет, что интернациональные тенденции современной архитектуры должны получить различную национальную окраску в зависимости от конкретных бытовых и климатических условий и природного окружения. При этом особое значение Мазманян придавал традициям народного зодчества, противопоставляя их дворцово-культовой архитектуре прошлого.

М. Д. Мазманян. Проект театра в Ереване.
1927. Аксонометрический разрез и перспектива.

Считая, что постройки народного зодчества "удивительно удачно соответствуют в основном требованиям современной архитектуры", Мазманян новаторски интерпретирует их принципы в своих произведениях: своеобразное расположение характерных для местной архитектуры глубоких лоджий в городском многоквартирном "шахматном" доме в Ереване; проект дома-коммуны со сложным пространственным решением (террасные уступы, переходы на разных уровнях и т. д.), создающим отдаленные ассоциации с многоярусными горными селениями. (Оба проекта выполнялись совместно с К. Алабяном.) Удачно использован крутой рельеф для создания в проекте поселка Кафан оригинальных "многоэтажных" ступенчатых домов, каждая квартира которых имеет вход с улицы и все ее помещения находятся на одном уровне.

Сторонники новаторской армянской архитектурной школы в конце 1920-х - начале 1930-х годов создали большое количество проектов (жилые дома, больницы, клубы, дома Советов, административные здания, промышленные предприятия, дома отдыха и др.), многие из которых были осуществлены. В большинстве из них виден еще первоначальный этап освоения творческих принципов новой архитектуры. Однако в ряде произведений (прежде всего Мазманяна, Кочара и Алабяна, которые часто выступали втроем или вдвоем) уже ясно ощутимы зримые черты интенсивно формировавшейся в те годы новаторской армянской архитектурной школы. Знаменательным было то

М. Д. Мазманян, К. С. Алабян. Дом-коммуна.
1930. Макет.
М. Д. Мазманян. Проект застройки поселка Кафан.
1929. Макет.
, что эта школа состояла из местных архитекторов, а ее лидеры освоили новую архитектуру на студенческой скамье и, хорошо зная местные особенности, с первых же шагов самостоятельной творческой деятельности приступили к новаторским поискам, принципиально отвергая стилизаторское использование традиционных форм.

М. Мазманян был наиболее влиятельной фигурой этой школы. Талантливый архитектор, теоретик и педагог, один из организаторов и первый директор Ереванского политехнического института (где одновременно преподавал на архитектурном отделении строительного факультета), он принимал активное участие в жизни творческих организаций республики и был одним из организаторов в 1929 году ОПРА Армении, а затем и Союза архитекторов Армении. В конце 1920-х - начале 1930-х годов М. Мазманян активно работал как архитектор-практик. Среди созданных им в этот период проектов осуществлены: клуб строителей в Ереване, рабочий поселок им. Кирова в Ереване, больница в Кировакане, дом творчества писателей на острове Севан, здание геологического управления в Ереване и др. Среди неосуществленных проектов большой интерес представляют конкурсный проект памятника С. Шаумяну в Ереване, Дворец Труда в Ереване, планировка Ленинакана и др. [1]

М. Д. Мазманян, К. С. Алабян, Г. Б. Кочар, скульптор А. М. Саркисян. Конкурсный проект памятника Шаумяну в Ереване.
1925. Модель.
М. Д. Мазманян, Г. Б. Кочар, К. С. Алабян. Клуб строителей в Ереване.
1929-1931.

В начале 30-х годов, в связи с общим изменением направленности советской архитектуры, в частности, с усилившимся вниманием к освоению классического и национального наследия, в республике вновь получил развитие "неоармянский стиль". Это сказалось и на творчестве М. Мазманяна. В его произведениях 1930-х годов постепенно все большую роль стали играть традиционные композиционные приемы, архитектурные формы и декор.

С конца 1930-х до середины 1950-х годов Мазманян вел большую работу в Норильске, где участвовал в создании генерального плана города, проектировал жилые, общественные и промышленные сооружения, уделяя особое внимание разработке новых принципов планировки и застройки города в условиях Крайнего Севера. Вернувшись в Ереван, он разрабатывает проекты новых жилых районов города, реконструкции его центра и др. Последние годы жизни М. Мазманян руководил разработкой генерального плана развития Большого Еревана до 2000 года, который был утвержден и сейчас осуществляется.

Автор С. О. Хан-Магомедов

 

К началу страницы
Содержание
Владимир Заболотный. Сочетать теорию с практикой  Микаел Мазманян. О национальной архитектуре