Главная
Новости сайта
Анатомия профессии
Основные даты
Жилые дома
Общественные здания
Градостроительство
Архитектурные конкурсы
Недостоверные объекты
Карта Киева
Архив
Библиотека об Алешине
* Публикации
* Тематические блоги
* Журналы, газеты
* Видеоматериалы
Глоссарий
Книжная полка
Ссылки
Автора!
Гостевая книга
 
Поиск







Copyright © 2000—
Вадим Алешин
Публикации

Мастера советской архитектуры об архитектуре
Избранные отрывки из писем, статей, выступлений и трактатов в двух томах
Том первый

Примечания:

1. Из статьи в газете "Советская Украина", 1941, 13 июня. Вернуться в текст
2. Из статьи в газете "Кшвська правда", 1945, 1 августа. Пер. с укр. В. В. Чепелика. Вернуться в текст
3. Из статьи "Жилищное строительство на Украине и задачи архитектурно-строительной науки" в журнале "Архітектура i будівництво", 1953, № 4. Пер. с укр. В. В. Чепелика. Вернуться в текст
4. Из той же статьи. Вернуться в текст
5. Из статьи "Задачи Академии архитектуры УССР в 1946-1950 гг." в журнале "Вісник Академії архітектури УРСР", 1946, № 1. Пер. с укр. В. В. Чепелика. Вернуться в текст
6. Из статьи в журнале "Вісник Академії архітектури УРСР", 1948, № 2. Пер. с укр. В. В. Чепелика. Вернуться в текст
7. Из статьи "Жилищное строительство на Украине и задачи архитектурно-строительной науки" в журнале "Архітектура i будівництво", 1953, № 4. Пер. с укр. В. В. Чепелика. Вернуться в текст

 


ВЛАДИМИР ИГНАТЬЕВИЧ ЗАБОЛОТНЫЙ
(1898-1962)

СОЧЕТАТЬ ТЕОРИЮ С ПРАКТИКОЙ. [1] 1941 г.

Воспитание высококвалифицированных зодчих требует изменения существующей системы учебной производственной практики учащихся архитектурных вузов.

Интересна в этом отношении практика американских архитектурных школ. На специально отпущенные средства учебное заведение приобретает строительный участок и строит на нем те или иные сооружения, преимущественно жилые дома. Строительные работы выполняются здесь непосредственно студентами под руководством квалифицированных мастеров, которые строго придерживаются учебного плана, разработанного профессурой. Построенное сооружение продается и на вырученные средства подготавливается такое же новое "учебное строительство".

В наших условиях нет, конечно, никакой надобности в подобной практике. Перед советскими вузами может быть поставлена более широкая и почетная задача - сочетать учебные потребности вузов и производственные задачи отдельных строек для достижения более высокого качества и учебной работы и строительства отдельных сооружений. [...]

Готовятся программы и задание для разработки на дипломном проекте планировки колхоза и проектов основных его сооружений. Предполагается поездка на указанные стройки для учебно-строительной практики нескольких групп учащихся, творческая проектная работа которых будет использована в намеченном строительстве.

Особо интересные задачи стоят перед художественным институтом, перед его архитектурным, живописным и скульптурным факультетами. Обычно основная масса студенческих работ, иногда творчески интересных и хорошо разработанных, идет в академические архивы или уничтожается ввиду невозможности хранить их.

При самом сознательном отношении учащегося к своей академической работе он не может примириться с мыслью, что его творение может быть уничтожено. Это снижает творческий энтузиазм.

Учащийся художник-монументалист, решая свою задачу по мозаике, фреске знает, что хорошее качество его работы обеспечит ей место в общественном здании и иногда, может быть, в своем колхозе, где будет являться культурной ценностью. То же будет ощущать и архитектор и скульптор, создавая и само сооружение в целом и детали его - орнаменты, барельефы, отдельные скульптуры на разные темы из жизни советского народа, скульптуры лучших людей страны.

Выполнение на месте самим автором своих работ или же непосредственное участие в их выполнении создаст не только стимул к развитию у учащегося творческой энергии и инициативы, но и даст творческому работнику уверенность, что с самого начала своей учебы он ощущает под ногами реальную почву. Повышается в учебной работе ответственность и учащегося и его руководителя. [...]

ВОССТАНОВЛЕНИЕ КИЕВА - ВСЕНАРОДНОЕ ДЕЛО. [2] 1945 г.

Недавно, после четырехлетнего перерыва, в Киеве состоялся пленум архитекторов Советской Украины, в работе которого приняли участие гости из Москвы, Ленинграда и других городов Советского Союза - академики Щусев, Алабян, Руднев, Оль, Левинсон, Чернышев и другие. Многие из гостей в Киеве были впервые.

В своих выступлениях на пленуме мастера архитектуры рассказали о сильном впечатлении, которое произвел на них Киев. Несмотря на огромные разрушения, причиненные городу врагом, все наши гости были увлечены Киевом.

Чем же Киев производит на приезжих такое сильное впечатление?

Наших гостей увлекает неповторимая живописность киевских гор, неожиданная их многоцветность, Днепр, зеленые массивы - все то, что определяет пейзаж, все то, что сберег Киев от своей многовековой истории. Этого не может не чувствовать каждый подлинный архитектор, увлеченный красотой Киева и желающий направить свои творческие силы на восстановление столицы Советской Украины. [...]

[...] Нам нужно высоко поднять архитектурные качества наших массовых сооружений, в которых уютно и красиво будут жить советские люди. [...]

Огромные разрушения, нанесенные врагом, требуют быстрого восстановления. Мы не можем так строить, как раньше. Мы должны перейти к широкой индустриализации строительства.

Киев - зеленый город. Все знают, что зелени в нем много. Однако в действительности дело обстоит совсем не так. По нашим санитарно-гигиеническим нормам зелени в Киеве не хватает. Поэтому мы должны использовать каждую пядь земли для зеленых насаждений, обогатить палитру зеленого пейзажа, культивировать новые породы растений - прекрасную декоративную рябину, липы, пирамидальные тополя, каштаны, дубы и другие. Тем более что Украина гордится своими парками. [...]

[...] Если говорить о новом Киеве, то именно строительство Крещатика должно задать тон всему городу. [...]

Архитектура Крещатика должна быть более разнообразной. Нельзя поручить планировку Крещатика одному лицу. Будет однообразно, скучно. Здесь должно проявляться широкое разнообразие архитектурных мыслей.

Крещатик лежит в долине между двумя живописными холмами. И композиция зданий должна отразить рельеф, подчеркнуть его, а хорошие здания украсят эти холмы.

Учитывая, что Крещатик прекрасно инсолируется, необходимо помнить об игре света и теней в различное время дня, а следовательно, и о цвете материалов. Монументальные здания будут чередоваться с сооружениями малых форм - открытыми кафе, киосками и тому подобным. Зелень холмов должна в некоторых местах естественно вливаться в Крещатик, что позволит на коротких участках отдохнуть, воспользоваться тенью здесь же на улице.

Крещатик не должен иметь характера строго официального, за исключением таких мест, как, например, будущая площадь в районе Горсовета, площадь Калинина. Однако и эти площади должны отличаться, так сказать, демократическим характером. Нельзя себе представить строгого и прямого выхода Крещатика к Днепру через парк Пионеров. Крещатик в этой части должен переходить в зеленую чащу парка. Выходы необходимы и к парку и к Днепру, они должны основываться на принципах свободного построения пейзажа с учетом рельефа местности, зелени и тому подобного. [...]

Перед началом строительства и Крещатика и метро необходимо провести грандиозную, глубоко продуманную подготовку. [...]

Скажу о проектах. Мы должны так прорабатывать все свои чертежи, чтобы каждая деталь имела точную подгонку, укладывалась, как говорят, впритирку. Наши проекты должны быть такими же точными, как и проекты в самолетостроении. Поэтому в деле проектирования поспешность недопустима. До того времени, пока не будут разработаны чертежи до наимельчайших деталей, к строительству приступать нельзя. [...]

О ЖИЛИЩНОЙ АРХИТЕКТУРЕ [3] 1946 г.

Задачи жилищной проблемы разнообразны, ответственны и тесно связаны одна с другой. Особенно ответственна задача - дать жилищное строительство пятилетки высокого качества. Архитектура жилища должна отражать великие творческие способности украинского народа. Глубокое знание народного творчества, его традиций, декоративно-орнаментальных форм должно быть изложено в современной архитектуре языком современности. Это дело нелегкое, оно требует больших творческих способностей. [...]

О ЖИЛЫХ САТЕЛЛИТАХ ГОРОДОВ. [4] 1946 г.

Жилищное строительство в районных центрах, рабочих поселках, колхозах не создает особенных трудностей при выборе участков для него. Но совершенно по-иному обстоит дело в таких крупных городах, как Киев, Харьков, Днепропетровск, Одесса и во многих других. Вот почему, отводя здесь районы для застройки малоэтажным жильем, нужно особенно точно учитывать будущее развитие этих городов и ближайшие потребности в перепланировке улиц, площадей, магистралей, реконструкции целых районов, организиции систем благоустройства (обслуживания) и других условий.

Для многих городов правильный выбор районов малоэтажного организованного жилищного строительства есть вопрос первостепенный. Потому что наряду с выделением районов строительства в городской черте следует проанализировать возможность и целесообразность организации жилых пригородов. Размещенный вблизи города, имеющий удобную транспортную связь (существующую или запроектированную на ближайшее время), такой жилой "сателлит" города будет иметь ряд значительных преимуществ. Эти преимущества заключаются в том, что в таком случае легче и удобнее организовать строительство на базе местных строительных материалов, потребуется меньше транспортных средств для подвозки их; местность для жилищного строительства можно выбрать наиболее здоровую и красивую; в условиях малоэтажного строительства поселки следует благоустраивать постепенно: при одних и тех же затратах создаются более здоровые условия для жизни.

Совершенно ясно, что в каждом отдельном случае только после всестороннего изучения вопроса можно выявить все преимущества и недостатки организации подобных жилых пригородов вблизи больших городов. [...]

О ЗАДАЧАХ ВОССТАНОВЛЕНИЯ КИЕВА. [5] 1946 г.

[...] Из общих задач деятельности Академии следует отдельно рассмотреть научно-исследовательскую работу по восстановлению Киева. Архитектура восстановленного Киева, столицы Украины, центра научной архитектурной мысли и творческой практики, будет образцом для других городов нашей республики. Разработанные творческие, теоретические и практические предложения для всех видов строительства Украины будут реально опробированы в Киеве и, наряду с теми, которые специально созданы для Киева, станут образцом для других городов Украины. Киев станет как бы огромным строительным полигоном-выставкой. Тут будут созданы образцы украинской советской архитектуры, монументальной скульптуры, живописи. Благоустройство Киева, его садов и парков будет примером передовых идей по благоустройству наших городов в современных условиях. [...]

ПОДГОТОВКА АРХИТЕКТУРНЫХ КАДРОВ В УССР. [6] 1948 г.

Развитие советской архитектуры как великого искусства - национального по форме и социалистического по содержанию - ставит перед архитектурной школой задачи воспитания архитектора широкого профиля, подготовленного к решению творческих проблем советского стиля и к овладению творческим методом социалистического реализма. Архитектор должен быть подготовлен к решению комплексных задач градостроительства, к проектированию и осуществлению в натуре зданий различного назначения - от малоэтажного жилища до огромных общественных зданий - и обладать глубоким пониманием и творческими навыками в области синтеза искусств (архитектуры, скульптуры и живописи). Будучи идейно всесторонне вооруженным в своем творчестве, архитектор наряду с функциональным решением каждого объекта должен иметь все данные для создания на высоком художественном уровне как внешнего вида, так и внутренней архитектуры и оборудования здания.

Такой широкий профиль архитектора-зодчего потребует прежде всего идейно-политического развития и высокого уровня художественного воспитания как в изучении прогрессивных примеров и опыта всемирной культуры прошлого, так и особенно отечественной культуры и достижений советской техники, науки, архитектуры и искусства. Советское зодчество для комплексного решения своих проблем, то есть не только отдельных зданий, но и целых улиц, кварталов, районов и городов, требует от архитектора серьезных знаний и навыков во всех вопросах архитектуры и градостроительства.

Неотъемлемой частью воспитания архитектора, необходимым средством полноценного творчества, которое стояло бы на уровне современных достижений строительной техники, а также для полноценного осуществления в натуре творческих предложений архитектора необходимо овладеть комплексом инженерно-технических знаний, включая смежные отрасли (санитарную технику, акустику и пр.), а также практическими навыками в строительстве. Овладение техникой должно не суживать, а, наоборот, расширять творческие возможности архитектора, помогая ему в создании новых архитектурных форм и деталей в соответствии с развитием индустриальных методов строительства на основе новых строительных материалов. Наряду с этим овладение техникой должно помочь архитектору ставить перед техникой новые задачи, обусловленные развитием советской архитектуры. Это требует всестороннего развития архитектора, а не узкого профиля подготовки, что обеспечивает преимущественно одну из сторон - художественную или техническую. Совершенно очевидно, что подготовка архитектора-зодчего широкого профиля (а именно этот профиль необходим для высококачественного разрешения задач советской архитектуры) на протяжении пяти лет из лиц, которые окончили школы-десятилетки и не получили предварительной художественной или технической подготовки, - невозможно.

Однако подготовка архитекторов-зодчих, которая требует, несомненно, продленного срока учебы и особых методических указаний на протяжении всего периода учебы студента на специальных факультетах или в отдельной высшей архитектурной школе, не только не исключает, а, наоборот, должна предусматривать существование и развитие специальных факультетов в развернутой сети инженерно-строительных вузов, которые обеспечивали бы удовлетворение широких запросов строительства в нашей стране квалифицированными кадрами инженеров-строителей и специалистов с профилем гражданских инженеров. [...]

АРХИТЕКТУРА НАЧИНАЕТСЯ С ЖИЛИЩА. [7] 1953 г.

В социалистическом государстве жилищное строительство является составной частью всего городского строительства, которое осуществляется на основе единого народнохозяйственного плана. Новое жилищное строительство и реконструкция существующих кварталов должны проводиться в рамках комплексного развития городов и сел [...] по заблаговременно составленным проектам детальной планировки. Этот принцип позволяет вести застройку по единому композиционному замыслу и способствует созданию целостных архитектурных ансамблей, повышающих общий уровень архитектуры города. Комплексная застройка позволяет целесообразнее осуществлять благоустройство жилых кварталов. Такая застройка экономически более выгодна, она в кратчайшие сроки формирует архитектуру отдельных районов города.

Для разумного решения этих вопросов важное значение имеет научно обоснованное и отраженное в планировке зонирование жилой застройки в зависимости от этажности. [...]

Игнорирование этого градостроительного принципа в ряде случаев привело к снижению плотности застройки, значительно повышающей стоимость коммунального строительства и эксплуатации города, или способствовало размещению многоэтажных кварталов в отрыве от основной городской застройки. [...] Для наиболее эффективного использования средств, отпускаемых на жилищно-коммунальное строительство, необходимо принять меры для преимущественного размещения его в границах существующей застройки города. Это позволит улучшить архитектуру населенного пункта и снизить общие затраты на городское строительство на 20-25 процентов. [...]

[...] Новые условия жилищного строительства и возрастающие требования к удобству и красоте жилых домов выдвигают ряд теоретических проблем архитектуры жилища. Теоретический фронт советской архитектурной науки все еще продолжает отставать. [...]

[...] Украинская архитектурная наука еще не ведет решительной борьбы с излишествами, украшательством, граничащим с формализмом. Не ведется также достаточной борьбы с упрощенчеством в архитектуре и колористической монотонностью, примером чего могут служить некоторые поселки Донбасса.

Украинский народ предъявляет нам справедливые требования - освоить и развивать в архитектурных произведениях достижения украинского национального искусства, отразить идею дружбы народов. Национальная форма новых архитектурных произведений не может развиваться по пути слепого копирования архитектурных образцов прошедших эпох и чисто декоративного применения орнаментов и деталей, заимствованных из образцов народного творчества. [...]

Разработка вопросов национальной формы и становления советского архитектурного стиля социалистического реализма требуют решения вопросов архитектуры нового типа крупнопанельных и крупноблочных жилых домов. Их архитектура должна стать дальнейшим этапом развития всего советского зодчества и градостроительства. Для жилых комплексов, которые сооружаются с учетом максимального удовлетворения материальных и культурных потребностей советских людей, должны быть найдены новые архитектурные формы. [...]

 

К началу страницы
Содержание
О Владимире Заболотного  О Микаеле Мазманяне