Главная
Новости сайта
Анатомия профессии
Основные даты
Жилые дома
Общественные здания
Градостроительство
Архитектурные конкурсы
Недостоверные объекты
Карта Киева
Архив
Библиотека об Алешине
* Публикации
* Тематические блоги
* Журналы, газеты
* Видеоматериалы
Глоссарий
Книжная полка
Ссылки
Автора!
Гостевая книга
 
Поиск







Copyright © 2000—
Вадим Алешин
Публикации

Мастера советской архитектуры об архитектуре
Избранные отрывки из писем, статей, выступлений и трактатов в двух томах
Том первый

Примечания:

1. Из доклада "Архитектура Советской Грузии" на I съезде ССА СССР ("Архитектурная газета", 1937, 21 июня). Вернуться в текст
2. Из стенографической записи выступления на III пленуме ССА Грузии 30 мая 1957 г. в Тбилиси. Вернуться в текст
3. Из стенографической записи выступления на совещании архитекторов Закавказья 11 января 1958 г. в Тбилиси. Вернуться в текст
4. Из статьи "Укрепить авторский надзор па стройках" в "Строительной газете", 1940, 26 марта. Вернуться в текст

 


МИХАИЛ КАЛИСТОВИЧ ШАВИШВИЛИ
(1894-1965)

ОБ ИЗУЧЕНИИ АРХИТЕКТУРНОГО НАСЛЕДИЯ. [1] 1937 г.

[...] Грузинская архитектура за 15 веков своего существования, сохраняя общие национальные особенности, в каждую эпоху характеризуется глубокими стилистическими различиями, отмеченными яркой жизнью, подъемами и провалами, исканиями и достижениями. Условия исторического развития и географическое положение Грузии, на путях из Азии в Европу, содействовали проникновению в Грузию культуры передовых народов Запада и Востока. Творческая сила грузинской архитектуры состоит в том, что ее памятники воплотили в себе только те привнесенные извне элементы архитектуры, которые отвечали традициям и потребностям культуры грузинского народа. [...]

[...] Самым характерным для всей истории грузинской архитектуры является то, что вопросы техники, конструкций, выбор отдельных архитектурных форм всегда решается в связи с общей художественной концепцией и установками стиля. [...]

[...] Уцелевшие остатки памятников архитектуры и сегодня красноречиво говорят о былой своей красоте и высоком уровне культурного зодчества грузинского народа, тесно связанного с богатым и разнообразным народным творчеством. [...]

Мы не можем не признать, что в нашей организационной и творческой работе есть еще непреодоленные трудности, дефекты, которые необходимо изжить. [...] Недостаточна работа по изучению богатого наследия грузинской архитектуры. Часто "освоение" наследства выражается в механическом применении прошлых стилей в современных зданиях. Архитекторы Грузии не поняли еще композиционных' особенностей классических образцов грузинской архитектуры, архитектуры горного ландшафта, не проникли в тайны большой культуры каменного зодчества, не изучили гражданскую архитектуру прошлого и прекрасные образцы народного зодчества. [...]

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ. [2] 1957 г.

[...] Я хочу напомнить об основных положениях советской архитектуры: о новых гуманистических принципах советского градостроительства, об ответственности и инициативном участии архитекторов в деле ликвидации противоположности между городом и селом, о социалистическом содержании и национальной форме нашей архитектуры, об уделении особого внимания массовому строительству. [...]

О необходимости ведения научно-исследовательской работы

[...] Подобно Катону Старшему, который при каждом удобном и неудобном случае говорил: "Карфаген должен быть разрушен", я не устану повторять: нельзя заниматься типовым проектированием и массовым строительством по типовым проектам, не имея прочной научно-исследовательской и экспериментальной базы! [...] Вопрос о необходимости организации в Грузии центра научно-исследовательской и экспериментальной работы в области архитектуры ставится нами с 1945 года, но сейчас, в связи с широким развертыванием типового проектирования зданий массового строительства для нашего климатического района, неотложное решение этого вопроса приобретает особое значение.

О необходимости свяли архитектурного образования с реальным проектированием

[...] Вопрос о том, чтобы высшая техническая учеба с первых же дней шла в полном контакте с производством, был поставлен еще в 1928 году. Мне кажется, нетрудно понять, что нельзя воспитывать специалистов человеку, который сам не является специалистом этого дела. [...] У нас в вузах работают сотни высококвалифицированных педагогов и научных работников, которые в течение долгих лет оторваны от производства. Без разрешения этого вопроса говорить о направленности советской архитектуры - это значит заниматься водолейством. [...]

[...] Так же, как немыслим медицинский институт без клиники, нельзя себе представить высшую архитектурную школу без наличия в ее составе проектной организации, в которой студенты проходят практику, а преподаватели реализуют свое архитектурное мастерство и повышают свою профессиональную квалификацию. Помимо этого следует всячески поощрять авторскую работу преподавателей архитектурных школ и в других крупных проектных организациях. В этом заключается одно из основных условий повышения качества архитектурного образования и обеспечения самобытной направленности советской архитектуры.

О ТИПОВЫХ ЖИЛЫХ ДОМАХ ДЛЯ ЮЖНЫХ РАЙОНОВ. [3]1958 г.

[...] Вопрос касается тех исходных установок, на которых должно, на мой взгляд, базироваться типовое проектирование жилых домов в условиях Грузии и всего Закавказья. [...]

Первая установка, которая, мне кажется, должна быть принята, Это выход каждой - в том числе и однокомнатной квартиры на две стороны дома, противоположные или под углом 90°. Это означает, другими словами, ликвидацию квартир с односторонней ориентацией, неприемлемой в условиях Грузии. По-моему, это положение особых пояснений не требует. Вторая установка, это наличие в каждой - в том числе и однокомнатной - квартире обязательной в условиях юга веранды, непосредственно связанной с общей комнатой и кухней, для ведения домашней работы на воздухе, но в месте, защищенном от солнца, дождя и ветра в теплые и знойные месяцы (7-9 месяцев в году).

Очень интересен вопрос - остеклять веранду или нет. Остекление веранды не является обязательным во всех случаях. Есть климатические условия, при которых остекление не требуется, а в других местах это будет полезно. В условиях Грузии в селениях дома ставятся длинным фасадом, т. е. балконом, вдоль направления ветра, и эти балконы-айваны имеют теплый пол. Мы строим многоэтажные дома, которые не всегда можно ставить по направлению ветра, поэтому в этих домах, при отсутствии остекления, на верандах вынуждены делать холодный пол, что резко снижает их эксплуатационные качества. Если застеклять веранды, но обеспечить их широкое раскрытие, то такими верандами можно пользоваться в течение большей части года.

Третья установка для типового проектирования жилья - это направленная ориентация фасадов по сторонам света, рассчитанная на создание оптимальных условий проветривания и инсоляции как квартир в целом, так и отдельных помещений (в зависимости от их назначения), что крайне необходимо в условиях климата Грузии. Совершенно неприемлемо, когда кухни в домах обращены на разные стороны горизонта. Это неудобно в наших условиях, так как создается неизбежность вынужденной ориентации кухни и связанной с ней веранды на такую сторону горизонта, где целый день будет печь солнце. В таких случаях веранда теряет свою основную функцию и превращается лишь в солнцезащитное мероприятие. [...]

Следующее положение: архитектурная проработка фасадов должна учитывать расположение веранд со стороны улицы, когда это требуется ориентацией по странам света. Этим обеспечивается применение домов с направленной ориентацией фасадов в любой системе квартальной застройки и ликвидируется понятие "дворовых фасадов". [...]

АВТОРСКИЙ НАДЗОР. [4] 1940 г.

[...] Официальное закрепление руководящей роли архитектора-автора в составлении проекта и сметы повысит его ответственность за качество проекта. Оно стимулирует рост инженерной квалификации архитектора-автора и архитектурной квалификации инженеров, разрабатывающих специальные части проекта здания.

Здесь ключ к подлинно комплексному проектированию, к устранению обычных неувязок и связанных с ними задержек строительства. [...]

Авторский надзор над осуществлением строительства имеет огромное значение для художественного и технического качества наших сооружений. Несмотря на это, в ряде случаев архитекторы сами отстраняются от хлопотливой и ответственной работы по надзору.

[...] Осповная цель авторского надзора - не фиксирование дефектов, как это часто делается, а их предупреждение. Чем обычно вызываются "поправки" строителей? Иногда неувязками между архитектурно-строительной, сантехнической и специальной частями проекта. Очень часто - попыткой заменить запроектированные материалы и конструкции другими, более дешевыми или легче приобретенными. К сожалению, каждая такая замена обычно производится без учета требований основной архитектурно-композиционной идеи всего сооружения или его отдельных частей. [...]

 

К началу страницы
Содержание
О Михаиле Шавишвили  О Николае Колли