Главная
Новости сайта
Анатомия профессии
Основные даты
Жилые дома
Общественные здания
Градостроительство
Архитектурные конкурсы
Недостоверные объекты
Карта Киева
Архив
Библиотека об Алешине
* Публикации
* Тематические блоги
* Журналы, газеты
* Видеоматериалы
Глоссарий
Книжная полка
Ссылки
Автора!
Гостевая книга
 
Поиск







Copyright © 2000—
Вадим Алешин
Публикации

Мастера советской архитектуры об архитектуре
Избранные отрывки из писем, статей, выступлений и трактатов в двух томах
Том первый

 


ГЕОРГИЙ ПАВЛОВИЧ ГОЛЬЦ
(1893-1946)

Действительный член Академии архитектуры СССР, лауреат Государственной премии, архитектор, художник, теоретик и педагог Георгий Павлович Гольц начал свой творческий путь в 20-х годах. Художник в самом широком смысле слова, он обладал острым, беспокойным, вечно ищущим талантом. Гольц первоначально следовал течению конструктивизма, но, работая в этом направлении, он одновременно занимался изучением лучших достижений как мирового, так и национального русского зодчества. Важным толчком для его исканий явилась поездка в Италию. В конце 20-х годов Гольц начал ученичество и плодотворное сотрудничество у одного из наиболее глубоких знатоков архитектурного наследия, И. В. Жолтовского, но, оставаясь одним из самых талантливых его учеников, он сохранял свою самостоятельность.

Гольц ни на минуту не терял чувства современности и не забывал о ее требованиях. Все его работы отмечены стремлением сочетать классическую мудрость с этими требованиями. Острота, с которой Гольц в своих работах сталкивал и заставлял взаимодействовать современность н классическое наследие, определила место Гольца в советской архитектуре. Все это видно в большинстве его работ, многие из которых являлись событием в архитектурной жизни нашей страны.

Проекты Гольца были отмечены оптимистической мажорностью, праздничностью.

Одним из проявлений творческого подхода Гольца явилось обостренное чувство пространства, в котором раскрывались во времени, по мере движения зрителя, задуманные им ансамбли (шлюз на Яузе, проекты набережных, Крещатика и др.).

Г. П. Гольц. Шлюз на реке Яузе. Здание управления.
1936-1939.

Острота восприятия современности и широкое овладение достижениями прошлого проявились не только в архитектурных работах Гольца, но и в его педагогической деятельности. Институт аспирантуры Академии архитектуры СССР, в котором Гольц в продолжение многих лет руководил кафедрой проектирования, стал школой высшего мастерства для ряда наиболее выдающихся современных советских архитекторов.

Гольц сам жил в состоянии постоянного творческого подъема и умел создавать вокруг себя такую же творческую атмосферу и в своей мастерской и там, где преподавал. Он вводил богатство мировой архитектурной культуры в творческий обиход советских архитекторов. Для решения современных проблем он стремился к созданию новых форм, в которых сочетались достижения прошлого с новейшими требованиями техники.

Гольц родился в Москве. Отец его был инженером, мать - преподавательницей музыки. Учился в Московской школе живописи, ваяния и зодчества и во Вхутемасе, который окончил в 1922 году. В первую мировую войну был летчиком, в Красной Армии - переводчиком в радиочастях Реввоенсовета.

Работал как художник-график. Участвовал в выставках футуристов. С 1924 года Гольц начал работать художником театра. В 1924-1925 годах он ездил в Италию, изучал архитектуру, много рисовал. В 1925-1932 годах Гольц один и в соавторстве проектировал и строил: банки в Новосибирске, Минске, Иванове, трикотажную фабрику в Ивантеевке, котельную Киевгрэс и др. В 1932 году за конкурсный проект Дворца Советов (совместно с М. П. Парусниковым и И. Н. Соболевым) он получил третью премию.

Г. П. Гольц, М. П. Парусников, И. Н. Соболев. Прядильная фабрика в Ивантеевке.
1929. Проект.

Хотя с начала 30-х годов Гольц отошел от строгого следования декларациям конструктивизма, но некоторые аспекты этого течения он продолжал осваивать и развивать, например правдивое выражение конструктивных основ зданий, широкое применение железобетонного и металлического каркаса, смелое сочетание глухих и остекленных поверхностей, свободную компоновку планов и объемов зданий и т. д.

В 30-х годах Гольц строил в Москве комплекс Изогородка, Устьинский мост, насосные подстанции и ансамбль шлюза на Яузе. В последнем произведении нашли выражение лучшие черты творчества Гольца: сочетание ясно выраженной функциональности с художественной гармоничностью, единство целого, слияние с природой. При движении по каналу и проходе через шлюз особенно ясно выражено пространственное развитие архитектурного образа во времени.

Гольц участвовал в работах по планировке реконструкции Москвы в 1935 году. Руководя планировочной мастерской Моссовета, Гольц создал в 1935-1936 годах проект планировки и фасады речной магистрали Москвы-реки от Кремля до Южного порта. Он стремился придать набережным характерный для Москвы живописный облик, добивался масштабного соотношения набережных и реки, гармонического соподчинения сооружений с ритмическим нарастанием архитектурной композиции к Кремлю. Он применял новые планировочные решения - застройку набережных комплексами зданий с отступами от красной линии и разрывами. Открывая кварталы к реке, озеленяя их, он обеспечивал их солнцем и воздухом.

Гольц проектировал дворцы культуры, здания диорам, павильоны ВСХВ, станции метро и другие общественные сооружения. Одним из первых принял участие в индустриализации жилищного строительства. За постройку жилого дома на Б. Калужской улице он получил в 1941 году Государственную премию.

Дарования и интересы Гольца были многогранны. Он работал как график и живописец, с юности любил театр и увлекался им до конца жизни. В работе художника декоратора его привлекал и синтез искусств, к которому он всегда стремился. Он сам говорил, что в театре проверяет свои архитектурные идеи. В то же время при его поисках архитектурного образа театра ему помогал его опыт мастера сцены. Гольц создал проекты многих театров: Камерного, Мейерхольда, Театра ВЦСПС, типовых театров на 500 и 1000 человек, четырех вариантов Театра им. Моссовета на площади Пушкина и др. Он стремился к тому, чтобы сценическое искусство получило отражение в образе театрального здания.

Г. П. Гольц. Реконструкция Камерного театра.
1934. Проект. Перспектива.

Планы его театров ясны и экономичны, они создают последовательное развитие ряда праздничных интерьеров от входа - к зрительному залу. Прекрасное знание постановочной техники сказалось в продуманном устройстве и технологическом оборудовании сцены.

В 1939 году Гольц получил звание действительного члена Академии архитектуры СССР.

Значительным достижением советской архитектуры стал проект Гольца Дома СНК в Зарядье (1940). Гольц гармонично связал новое по содержанию и образу величественное правительственное здание с силуэтом Кремля, не споря с ним и не повторяя его. Ясность постановки главной архитектурной темы, простые и лаконичные средства ее выражения, тектоничность, конструктивная выразительность - качества этой работы, высоко оцененной в свое время архитектурной общественностью.

Г. П. Гольц. Второй дом Совнаркома в Москве. Конкурсный проект
1940 г. Главный фасад.

В 1942-1943 годах он проектировал памятники защитникам Москвы, Сталинграда, Ленинграда и др. Он считал, что памятник должен говорить о жизни, нести в себе идею вечности.

Г. П. Гольц. Здание панорамы обороны Сталинграда. Перспектива.
1943.

Продолжая свою работу над жилыми зданиями, он проектировал дома для восстанавливаемых районов. Работал над проектами фасадов жилых домов заводского изготовления, над проектами общественных зданий.

Его последняя работа как художника - декорации к трагедии Софокла "Электра" в Театре Вахтангова (1946).

Большие градостроительные задачи - Этот, по словам Гольца, "высший пилотаж п архитектуре" - всегда особенно привлекали его, были предметом его раздумий. Он говорил об этих проблемах в своих выступлениях перед архитектурной общественностью, писал о них.

В 1943-1946 годах Гольц принял активное участие в проектировании восстановления и реконструкции Сталинграда, Киева, Смоленска, Владимира. Он стремился к созданию современного стиля на основе национального зодчества. Он хотел, сохраняя непопторимый характерный облик древних городов, придать их образам новое звучание.

Г. П. Гольц. Здание Облсовета и Горсовета во Владимире.
1945. Проект.

Осуществить свои замыслы, увидеть их воплощенными помешала ему трагическая преждевременная смерть в 1946 году.

Гольцу, который настойчиво подчеркивал, что хорошим практиком может быть лишь зодчий, последовательно размышляющий над проблемами теории, принадлежит ряд статей и выступлений по теоретическим проблемам архитектуры.

Авторы Н. Г. и Г. В. Гольц

 

К началу страницы
Содержание
Моисей Гинзбург. Ритм в архитектуре  Георгий Гольц. Об архитектуре