Главная
Новости сайта
Анатомия профессии
Основные даты
Жилые дома
Общественные здания
Градостроительство
Архитектурные конкурсы
Недостоверные объекты
Карта Киева
Архив
Библиотека об Алешине
* Публикации
* Тематические блоги
* Журналы, газеты
* Видеоматериалы
Глоссарий
Книжная полка
Ссылки
Автора!
Гостевая книга
 
Поиск







Copyright © 2000—
Вадим Алешин
Публикации

Мастера советской архитектуры об архитектуре
Избранные отрывки из писем, статей, выступлений и трактатов в двух томах
Том первый

 


АЛЕКСАНДР ИВАНОВИЧ ГЕГЕЛЛО
(1891-1965)

Александр Иванович Гегелло принадлежит к числу архитекторов, чье становление и формирование совпало с периодом становления Советского государства.

В первые послереволюционные годы А. И. Гегелло принял участие в разработке и проектировании самых насущных для того времени зданий и сооружений массового назначения: жилых комплексов, школ, больниц, рабочих клубов и дворцов культуры, столовых, бань и учебных заведений.

Итоги многолетней и многогранной творческой деятельности почти за пятидесятилетний период были подведены Гегелло в книге "Из творческого опыта".

В историю советского зодчества А. И. Гегелло вошел не только как автор многих Этапных общественно-бытовых сооружений, но и как крупный теоретик архитектуры.

Александр Иванович Гегелло родился 23 июля 1891 года в Екатеринославе (ныне Днепродзержинск) в семье земского врача. Еще в гимназические годы Гегелло решил, что рисунок и живопись - для него самое главное в жизни, и, учась в екатеринослав-ской гимназии, он посещает вечерние курсы рисования. Отца Гегелло лишился рано и в 1910 году, по окончании гимназии, с матерью переехал в Петербург.

Попасть в Академию художеств Л. И. Гегелло не удалось. Он поступил в Институт гражданских инженеров, но продолжал считать живопись своим призванием и занимался рисунком - у Бобровского, Рылова и Наумова, книжной графикой - у Билибина, работал в мастерской гравера Матэ и в живописной мастерской Гевирца. Ради заработка Гегелло начал работать помощником архитектора в городской комиссии по народному образованию Петроградской городской думы. Здесь он впервые становится активным участником строительного процесса на всех его этапах. Решающую роль в жизни и работе А. И. Гегелло сыграло знакомство перед самой Октябрьской революцией с И. А. Фоминым, которым он всегда восхищался. Продолжая учиться в Институте гражданских инженеров, Гегелло начинает работать в мастерской Фомина и скоро становится его помощником, заменяя И. А. Фомина на время его отъездов. После окончания Института гражданских инженеров Гегелло все же поступает в Академию художеств, которую и заканчивает в 1922 году, сочетая занятия в академии с большой практической работой архитектора, участием в конкурсах, одновременно ведя педагогическую работу под руководством И. А. Фомина во Втором политехническом институте.

Творческий путь А. И. Гегелло можно разделить на два периода: ленинградский и московский. Для ленинградского периода характерна огромная творческая напряженность - на протяжении 20-40-х годов им было создано более трехсот проектов, построено более сотни зданий и комплексов как самостоятельно, так и в содружестве с И. А. Фоминым, А. А. Олем, Д. Л. Кричевским, Г. А. Симоновым, А. С. Никольским, Н. А. Троцким, Л. С. Косвеном и другими. А. И. Гегелло - в самой гуще нового социалистического строительства. В 1925 году (совместно с Никольским, Симоновым и Кричевским) он работает над созданием одного из первых жилых комплексов для рабочих - застройкой Тракторной улицы. От триумфальных Нарвских ворот раскрывалась перспектива простых и строгих по облику зданий. Разнообразие решений планировки и фасадов, четкий силуэт, умелое использование озеленения - все это позволило создать удачный архитектурный ансамбль.

А. И. Гегелло, А. С. Никольский, Г. А. Симонов, Д. Л. Кричевский. Жилая застройка Тракторной улицы Московско-Нарвского района в Ленинграде.
1925.

В 1925-1927 годах (совместно с Кричевским) А. И. Гегелло был создан один из выдающихся первенцев советской архитектуры - Дом культуры им. А. М. Горького для рабочих Московского и Нарвского районов Ленинграда. Свежесть общего композиционного решения, характер планировки главного зала (равноценность всех мест, связь балкона с президиумом и т. п.), умелый учет всего многообразия функций нового по своему содержанию советского клуба являются выражением нового социально-эстетического идеала. В то же время ученик И. А. Фомина, считавший, что основой композиционных решений, близкой и понятной всем, должна быть классика, А. И. Гегелло и здесь использует классическую схему (ритм тонких пилонов, мощные фланкирующие объемы лестниц и пр.). Приоритет Гегелло в создании нового типа рабочего клуба был отмечен на Всемирной выставке 1937 года в Париже присуждением ему "Гран при".

А. И. Гегелло, Д. Л. Кричевский. Дом культуры Московско-Нарвского района (ныне Дом культуры им. А. М. Горького).
1925. Вид зала и план.

В 1927 году по проекту А. И. Гегелло был осуществлен памятник В. И. Ленину в Разливе ("Шалаш в Разливе") и спроектирована пристань в Разливе. Здесь, как и в ряде других памятников, Гегелло проявил себя как одаренный мастер в области синтеза искусств.

А. И. Гегелло. Памятник В. И. Ленину в Разливе.
1927.

В те же годы (1927-1929) А. И. Гегелло совместно с Кричевским работает над планировкой и постройкой зданий аптеки и лаборатории, изолятора, административного и хирургического павильонов больницы им. С. П. Боткина в Ленинграде.

А. И. Гегелло, Д. Л. Кричевский. Здание изолятора больницы им. С. П. Боткина в Ленинграде.
1928.

Александр Иванович Гегелло прнимал деятельное участие в работе Союза архитекторов СССР (почти двадцать лет он был членом президиума) и Академии архитектуры СССР (в 1935 г. он был одним из создателей Ленинградского филиала, а в 1950 г. стал вице-президентом Академии архитектуры).

С 1950 года начинается московский период творчества А. И. Гегелло. В эти годы он помимо проектной работы много занимается разработкой теоретических основ советского зодчества. Гегелло активно участвовал в дискуссиях о природе и задачах советского зодчества. Большой творческий опыт был им суммирован в вышедшей в 1962 году монографии "Из творческого опыта". В этой книге зодчий вводит читателя в творческую лабораторию архитектора, показывая все этапы и конкретные профессиональные приемы решения социально-функциональных, коструктивных, экономических, идейно-эстетических требований архитектуры.

Скончался А. И. Гегелло 11 августа 1965 года, оставив большое практичесое и теоретическое наследие, определившее его место в ряду ведущих советских архитекторов.

Авторы А. Е. Пожарская и В. И. Рабинович

 

К началу страницы
Содержание
Борис Иофан. Об архитектуре как искусстве  Александр Гегелло. О природе и специфике архитектуры