Главная
Новости сайта
Анатомия профессии
Основные даты
Жилые дома
Общественные здания
Градостроительство
Архитектурные конкурсы
Недостоверные объекты
Карта Киева
Архив
Библиотека об Алешине
* Публикации
* Тематические блоги
* Журналы, газеты
* Видеоматериалы
Глоссарий
Книжная полка
Ссылки
Автора!
Гостевая книга
 
Поиск







Copyright © 2000—
Вадим Алешин
Публикации

Мастера советской архитектуры об архитектуре
Избранные отрывки из писем, статей, выступлений и трактатов в двух томах
Том первый

 


НИКОЛАЯ ВАСИЛЬЕВИЧ ДОКУЧАЕВ
(1891-1944)

Имя Николая Васильевича Докучаева - архитектора, педагога, теоретика - весьма значимо в художественной жизни первого послеоктябрьского пятнадцатилетия. Известность принесло ему не столько творчество проектапта, сколько научно-педагогическая и публицистическая деятельность.

Н. В. Докучаев родился в Москве, в 1891 году. В 1916 году окончил Московское Училище живописи, ваяния и зодчества и в 1917 году - Академию художеств. В первые годы революции - он участник осуществления ленинского плана монументальной пропаганды, один из ведущих сотрудников Архитектурной мастерской Моссовета, под руководством А. В. Щусева работавший над первым советским планом реконструкции Москвы в 1918-1924 годы, молодой профессор архитектурного факультета Вхутемаса в пору, когда складывалась новая педагогическая система художественного образования, автор ярких статей по острейшим проблемам архитектуры.

Н. В. Докучаеву, одному из учредителей и руководителей АСНОВА, выпала нелегкая роль пропагандиста основных идей Ассоциации, рождавшихся при его самом деятельном участии.

В известном сборнике, обобщавшем педагогическую работу членов Ассоциации, - "Архитектура Вхутемас", изданном в 1927 году, Н. В. Докучаеву принадлежит статья, в которой излагаются теоретические взгляды АСНОВА, в частности, проблемы художественной выразительности, под которой понимается совокупность следующих качеств пространственных форм:

Аэропланный завод. Работа студента Т. Н. Варенцова (IV курс).
1926. Руководитель - профессор Н. В. Докучаев.

1) ясность и легкость восприятия формы зрением по основным ее свойствам; 2) единство и гармония элементов сложной формы; 3) напряженность как должная степень организующей силы воздействия формы на зрителя и 4) динамика формы. Новый педагогический метод, введенный членами АСНОВА для обучения студентов подготовительного факультета Вхутемаса, был закреплен в Методической записке по курсу "Основы искусства архитектуры", составленной Н. В. Докучаевым по поручению научно-художественной секции Государственного ученого совета Наркомпроса РСФСР.

Здание Вхутемаса. Контрольная работа студента Т. Н. Варенцова.
1927. Руководитель - профессор Н. В. Докучаев.

В 1926 году развернулась открытая полемика между АСНОВА и Объединением современных архитекторов (ОСА). Острые критические статьи Н. В. Докучаева защищали и утверждали кредо Ассоциации в этом серьезном диспуте на страницах архитектурно-художественных журналов середины 20 х годов. В атмосфере творческих споров конца 20-х - начала 30-х годов выявилась одна из наиболее привлекательных сторон деятельности Н. В. Докучаева - одного из первых советских архитектурных критиков, метод которого очень близок всей советской искусствоведческой школе того времени. Он относился к архитектуре прежде всего как к искусству. В своих статьях, посвященных проблеме взаимоотношений архитектуры и техники, Н. В. Докучаев большое место уделяет таким средствам архитектурной композиции, как "ритм", "гармония". Однако тут же он заявляет о необходимости "установить правильный взгляд на две ипостаси, из которых слагается архитектура: начала искусства и начала техники". Развивая эту мысль статьи "Архитектура и техника", Н. В. Докучаев в том же 1926 году, в упомянутой методической записке по курсу "Основы искусства архитектуры", включает такой тезис: "Характер сооружения и предъявляемые к нему требования предопределяют степень участия и доминирования начал искусства над началами техники, но во всех случаях эти начала должны быть точно учтены, взаимно согласованы и разрешены. Основными формальными задачами архитектуры являются проблемы: архитектурной формы, конструкции и пространства". Изучение восприятия художественной формы приводит его к пониманию глубокого родства трех основных видов искусства: архитектуры, живописи, скульптуры. Однако Н. В. Докучаев принадлежал к тем, кто видел и различие в средствах, необходимых для выявления специфики архитектурных сооружений в связи с восприятием их человеком. (В этом отношении несомненный интерес представляет статья Н. В. Докучаева "Корбюзье-Сонье", опубликованная в 1929 г. в журн. "Советское искусство", № 3-4.)

Здание Вхутемаса. Контрольная работа С. А. Гельфельда.
1927. Руководитель - профессор Н. В. Докучаев.

В отличие от многих своих коллег, у которых перспективы индустриализации строительного дела в конце 20-х годов вызывали серьезные сомнения в судьбе архитектуры как искусства, Н. В. Докучаев ощутил возможности рождения "новых ритмов", "новых форм" на основе "комбинирования одинакового", именно в стандартизации строительства и художественной промышленности.

Не менее важной в творчестве Н. В. Докучаева-публициста второй половины 20-х годов была тема "Архитектура и общество". Он верил в архитектуру, как в "фактор, организующий коллективный быт" и потому был убежден в том, что новые преобразованные "наши города ... станут носителями истинной культуры, прогресса и общественного воспитания".

После роспуска архитектурных группировок в 1932 году Н. В. Докучаев, как и все члены АСНОВА, вступил в Союз советских архитекторов. В последовавшие затем годы он всецело посвятил себя педагогической работе в Московском архитектурном институте, профессором которого он оставался до конца своей жизни.

В публикуемых отрывках из наиболее известных статей Н. В. Докучаева середины 20-х годов их автор предстает как острый и умелый полемист, последовательно отстаивающий основные положения той коллективной теории архитектуры, которая была выработана учредителями Ассоциации новых архитекторов. Иногда в пылу полемики он отказывает противникам даже в том, что явно сближает программы спорящих творческих группировок. Однако он подмечает и вскрывает определенные слабости в их методе. Это придает его статьям ценность свидетельства критика-современника.

Автор В. Э. Хазанова

 

К началу страницы
Содержание
Константин Мельников. Отдельные высказывания об архитектуре и архитектурном творчестве  Николай Докучаев. Архитектура рабочего жилища и быт