Главная
Новости сайта
Анатомия профессии
Основные даты
Жилые дома
Общественные здания
Градостроительство
Архитектурные конкурсы
Недостоверные объекты
Карта Киева
Архив
Библиотека об Алешине
* Публикации
* Тематические блоги
* Журналы, газеты
* Видеоматериалы
Глоссарий
Книжная полка
Ссылки
Автора!
Гостевая книга
 
Поиск







Copyright © 2000—
Вадим Алешин
Публикации

Мастера советской архитектуры об архитектуре
Избранные отрывки из писем, статей, выступлений и трактатов в двух томах
Том первый

 


ЛЕВ ВЛАДИМИРОВИЧ РУДНЕВ
(1885-1956)

"Стоя на площади, я видел, как тысячи пролетариев, проходя, прощались со своими товарищами, и каждая организация, каждый завод оставлял свои знамена, втыкая их в землю, - ограда из знамен, оставленных на свежих могилах тысячами пролетариев. У меня возник образ: ряды каменных глыб, принесенных сюда тысячами мозолистых рук... героические надписи... это что-то еще незавершенное, незаконченное, - как бы закладка, фундамент будущего...".

Так рассказывал Руднев о рождении памятника Жертвам революции, сооруженного по его проекту в Ленинграде на Марсовом поле.

Это раннее сооружение Руднева как бы является девизом его дальнейшего творчества. Конкурсный проект Руднева под девизом "Готовые камни" получает первую премию, и он осуществляет строительство, используя готовые обмеренные гранитные камни, оставшиеся на Сальном буяне от разобранного томоновского здания. Окруженная гранитными уступами и открытая с четырех сторон квадратная площадь подчеркивает "воздушное пространство" Марсового поля, этой своеобразной аван-площади Невы.

Ко второй годовщине Октябрьской революции, в ноябре 1919 года, строительство памятника было завершено. Возглавлявший комиссию по строительству памятника А. В. Луначарский написал замечательные тексты - каменные страницы, ставшие неотъемлемой частью сооружения.

Лаконичность формы, предельная выразительность образа, волнующая поэтическая монументальность, органическое слияние с окружающей природой, реалистический подход к материалу, огромная любовь к человеку, выраженная в масштабности сооружения, - эти черты, присущие памятнику на Марсовом поле, мы встретим и в других значительных произведениях Руднева.

Лев Владимирович Руднев родился в 1885 году в Новгороде в семье учителя. В 1895 году семья Рудневых переезжает в Ригу, где Руднев оканчивает реальное училище и художественную школу. В 1906 году он поступает на архитектурный факультет Академии художеств в Петербурге. Одновременно с занятиями в Академии Руднев работает помощником в мастерской И. А. Фомина, чье творчество оказало значительное влияние на его дальнейшую деятельность. В 1913 году Руднев осуществляет свою первую постройку - церковь-школу в Селезневке Екатеринослав-ской губернии. К этому же времени относится его поездка в Италию. По окончании Академии художеств Руднев продолжает работать в мастерской Фомина, участвует в архитектурных конкурсах.

В 1917 году Руднев строит памятник Жертвам революции на Марсовом поле. Всецело захваченный идеями Великой Октябрьской революции, он встречается с Максимом Горьким, с А. В. Луначарским, оформляет улицы Петрограда и первые демонстрации трудящихся.

Л. В. Руднев. Эскиз праздничного оформления Марсова поля в Ленинграде 7 ноября 1918 года. Л. В. Руднев. Памятник Жертвам революции на Марсовом поле.
1917—1919.

В 1924 году Руднев возглавил мастерскую "Ленпроекта". Здесь проектируются жилые дома, больницы, профилактории, застройки районов, клубы. В это же время Руднев с коллективом успешно выполняет ряд конкурсных проектов - зоопарк и хлебозавод в Ленинграде, клуб автозавода в Москве, больницу в Харькове, проект ВИЭМ и многие другие.

Руднев относится к тому типу мастеров архитектуры, которые не мыслят творчества в одиночку. Подлинный художник, с необыкновенно яркой индивидуальностью, с огромным темпераментом, в поисках выразительного художественного образа он иногда противоречив в своих суждениях. Горячие споры со своими коллегами-соавторами помогают найти то единственно правильное, лаконичное выражение идеи, к которому он стремится. В разное время с ним сотрудничали близкие ему по духу архитекторы В. О. Мунц, В. Е. Асе, П. П. Зиновьев, A. Ф. Хряков, И. Е. Рожин и другие.

Особенно близок Рудневу постоянный его соавтор по ряду крупнейших проектов и построек - архитектор-художник B.О. Мунц.

В 1932 году Руднев получает приглашение участвовать в конкурсе на проект здания Военной академии имени М. В. Фрунзе. Первая премия была присуждена проекту Л. В. Руднева и В. О. Мунца.

Проектом и постройкой здания Военной академии имени Фрунзе, одного из самых значительных сооружений Руднева, открывается период его творчества, связанный со строительством объектов Министерства обороны.

В здании Академии имени Фрунзе до предела сконцентрированы архитектонические принципы Руднева, которые наметились уже в его памятнике Жертвам революции на Марсовом поле.

Простой, лаконичный объем основного 10-этажного здания контрастирует с высоким глухим стилобатом, сильно вытянутым по горизонтали, подрезанным снизу сплошной лентой окон, чередующихся с черными полированными столбами, и заканчивающимся тяжелым кубом, увенчанным динамичной скульптурой символического вздыбленного танка, окруженного бойцами. Гармоничные пропорции основного кессонирован-ного объема, стилобата и куба со скульптурой обеспечивают восприятие здания как единого мощного целого, создающего запоминающийся выразительный образ.

В 1934 году в Ленинграде Л. В. Руднев организует архитектурно-проектную мастерскую Министерства обороны, где вслед за Военной академией проектируется Театр Красной Армии, Дом офицеров в Кронштадте, здания Министерства обороны в Москве.

Проектирование Дома Правительства Азербайджанской ССР в Баку, начатое в 1936 году, заняло многие годы упорного труда коллектива, возглавляемого Рудневым и Мунцем. Впервые перед мастерской встала ответственная проблема создания сооружения национального по форме и социалистического по содержанию.

В этом здании, где от мощных уступов стилобата, словно растворяясь в воздухе, поднимаются ажурные лоджии угловых башен, а перед каре основного объема на слившемся с трибунами пьедестале стоит овеваемая морским ветром фигура Владимира Ильича Ленина - все дышит пространством и морем.

Здание Министерства обороны на Фрунзенской набережной в Москве продолжает те же принципы рудневского творчества. Этот комплекс, выполненный в лаконичных монументальных формах, удобный по внутренней организации многочисленных помещений, являет пример рационального решения крупного административного здания, вписавшегося в силуэт набережной Москвы-реки, где на противоположном берегу раскинулись зеленые массивы Парка культуры и отдыха имени Горького. Работа над этим зданием, начатая в 1938 году и законченная уже после войны, в 1951 году, выполнялась Л. В. Рудневым в соавторстве с В. О. Мунцем и при участии ряда архитекторов. Великая Отечественная война застает Руднева в Москве, он активно участвует в маскировке зданий города. Последним рейсом самолета Руднев возвращается в Ленинград. Блокадную зиму 1941 года проводит в родном городе.

Л. В. Руднев. Военная Академия им. М. В. Фрунзе.
1937.

В феврале 1942 года Руднев снова в Москве, где продолжается проектирование и строительство здания на Фрунзенской набережной, проектируются монументы советским воинам, героям Великой Отечественной войны, проектируются восстанавливаемые колхозы Московской области.

После окончания войны Руднев проектирует восстановление разрушенных войной городов - центр Риги, Воронеж, центр Сталинграда.

В 1945-1948 годах принимает активное участие в планировке и строительстве Москвы и строит ряд жилых домов, в том числе на ул. Володарского (соавтор И. 3. Чернявский) и жилой дом на Садово-Кудринской (вместе с В. Е. Ассом и В. О. Мунцем).

Основным тезисом Руднева при проектировании жилых зданий всегда была максимальная забота об удобстве человека. Он говорил: "Если хотите создать хорошее жилье, представьте, что вы строите квартиру для себя, предусмотрите все мелочи, которые необходимы человеку".

В 1948 году Руднев во главе большого творческого коллектива начинает одну из самых крупных своих работ - Московский государственный университет имени Ломоносова на Ленинских горах. В проекте МГУ нашли отражение многие творческие принципы Руднева, накапливавшиеся за время предшествующей проектной и строительной практики. Здесь ярко проявилось стремление к созданию скульптурно-объемного сооружения, обеспечивающего равноценное гармоническое восприятие с разных точек зрения. Связь сооружения с природой была достигнута благодаря удачному решению силуэта здания, как бы органически вырастающего из силуэта Ленинских гор. Здесь Руднев и его соавторы широко использовали наследие русской архитектуры с ее живописностью, богатой скульптурной силуэтностыо, яркими цветовыми сочетаниями.

Л. В. Руднев, С. Е. Чернышев, П. В. Абросимов, А. Ф. Хряков. Здание Московского государственного университета на Ленинских горах.
1948—1953.

Вслед за проектированием комплекса МГУ Руднев включается в работу по созданию Дворца культуры и науки в Варшаве. Совместно с большим творческим коллективом Руднев с огромным воодушевлением взялся за новую творческую задачу. Создаются из гипса и пластилина бесчисленные варианты - модели будущего ДКН. Руднев едет в Польшу, изучает на месте архитектуру Варшавы и Кракова.

Дворец культуры и науки в Варшаве был последним осуществленным в натуре произведением Руднева.

Однако по-прежнему кипучая энергия Руднева не остается без применения. Он выполняет конкурсный проект Пантеона героям Отечественной войны. В проекте, по его словам, была заложена мысль о бессмертии идеи коммунизма, о торжестве жизни над смертью.

С 1918 года Л. В. Руднев - профессор Академии художеств; с этого момента и до конца своей жизни Руднев остается педаготом, воспитавшим целую плеяду советских зодчих Ленинграда и Москвы.

Ощущение скульптурности архитектуры, "играние масс", как говорил Руднев, простота и четкость решения плана, подчиненного удобству человека, красота линии разреза здания как результат умелого сочетания внутренних пространств, нахождение выразительного архитектурного образа - нот принципы Руднева, применяемые им в своей педагогической практике. Испытав на себе все этапы развития советской архитектуры, Руднев всегда считал второстепенным стилевое выражение архитектуры. Это не значит, что он не придавал значения прорисовке деталей, напротив, это был обычно один из "мучительных" творческих процессов, но это никогда не было самоцелью, а всегда служило общему главному - нахождению целостного выразительного образа сооружения.

Со свойственным ему темпераментом Руднев не мог оставаться пассивным зрителем и не реагировать на кипящую вокруг него общественную жизнь. Он действительный член Академии строительства и архитектуры. Выступления Руднева с трибуны ленинградского и московского Домов архитектора всегда были остры и оригинальны. Яркая, зажигательная речь и характерное для него словотворчество, идущее от внутреннего темперамента, когда мысль опережает подбор нужного слова, всегда была сочной, образной, а главное, бьющей в цель.

Еще одна характерная черта неотъемлема от образа Руднева - он художник в полном и глубоком понимании этого слова. Рисунок, живопись, скульптура сопровождают его деятельность как зодчего на протяжении многих лет его жизни. Блестящие живописные психологические портреты, сочные натюрморты и тонкие лирические пейзажи широко известны архитекторам и художникам Москвы, Ленинграда, Риги, Баку. Выразительны его скульптурные портреты и бесчисленные графические работы.

Личные черты Руднева - его темперамент, Эмоциональность, глубокая художественная интуиция - в полной мере подтверждают значение эмоционального начала в творчестве архитектора, подтверждают не абстрактными положениями, а проектами и постройками, в которых так ярко проявилась индивидуальность Руднева.

Значение и сила творческого наследия Руднева заключается в том, что на самых различных этапах развития советской архитектуры он создавал органически целостные художественные произведения архитектуры, воздействующие с той же силой на зрителя сегодня, как они воздействовали в дни их создания и как будут звучать в будущем.

Автор В. Е. Асса, составление и примечания С. М. Земцова

 

К началу страницы
Содержание
Александр Никольский. Естественное освещение помещений  Лев Руднев. Заметки архитектора