Главная
Новости сайта
Анатомия профессии
Основные даты
Жилые дома
Общественные здания
Градостроительство
Архитектурные конкурсы
Недостоверные объекты
Карта Киева
Архив
Библиотека об Алешине
* Публикации
* Тематические блоги
* Журналы, газеты
* Видеоматериалы
Глоссарий
Книжная полка
Ссылки
Автора!
Гостевая книга
 
Поиск







Copyright © 2000—
Вадим Алешин
Публикации

Мастера советской архитектуры об архитектуре
Избранные отрывки из писем, статей, выступлений и трактатов в двух томах
Том первый

 


АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ НИКОЛЬСКИЙ
(1884-1953)

Александр Сергеевич Никольский родился в Саратове в семье земского врача. В 1902 году окончил 3-е реальное училище в Петербурге. С детства увлекаясь рисованием, Александр Никольский по окончании училища поступил в Институт гражданских инженеров на архитектурное отделение. За дипломную работу - проекты здания библиотеки и церкви (1912) - он был удостоен золотой медали, дававшей право на заграничную командировку. В 1913 году Никольский был в Северной Италии, где изучал памятники византийского зодчества. Результатом командировки явились два труда: "Стилистическая форма и композиция равеннских мозаик" и "Монументальная живопись в архитектуре", а также уникальное собрание выполненных молодым зодчим рисунков и обмеров с натуры архитектурных памятников Равенны, Милана и других городов. Главную часть собрания составили документально точные копии мозаик древних храмов Равенны, исполненных А. С. Никольским в натуральную величину, с точным воспроизведением их цветовой гаммы (хранятся в Ленинградском высшем художественно-промышленном училище имени В. И. Мухиной).

По возвращении из Италии Никольский работает в качестве помощника профессора архитектуры В. А. Косякова. Принимает участие в проектировании и строительстве Морского собора в Кронштадте, церкви в Лебяжьем, собора в Выборге, театра в Ревеле (Таллине) и жилых домов.

После Великой Октябрьской социалистической революции Никольский включается в работу по восстановлению и реконструкции железнодорожного транспорта, его промышленных и гражданских сооружений. В 1918 году он проектирует Дом культуры для рабочих в поселке под Москвой, в 1921 году участвует в конкурсе на проект здания волостного исполкома.

В 20-х годах А. С. Никольский поступает в Архитектурную мастерскую показательного строительства Комитета государственных сооружений (Комгосоор).

Двадцатые годы - период напряженных творческих поисков зодчего, стимулируемых пафосом революционных преобразований. Никольский пытается осознать теоретические основы архитектуры, выработать новый метод работы: его волнуют проблемы архитектурной формы, ритма, функциональной организации и художественного образа зданий нового типа.

А. С. Никольский. Конкурсный проект исполкома, нарсуда и почты.
1921.

В 1923 году А. С. Никольский создает творческую группу молодежи - первую в Ленинграде архитектурную мастерскую. Здесь разрабатывается ряд экспериментальных проектов: залов общественных собраний на 500 и 1000 мест (1926), кинотеатра и столовой, одноэтажной школы (1928), библиотеки имени В. И. Ленина в Москве (1929) и др.

А. С. Никольский. Школа им. 10-летия Октября на проспекте Стачек в Ленинграде. 1925—1928.

В 1925 году Никольский приглашается в качестве архитектора в стройком Леноткомхоза. Он принимает активное участие в социалистической реконструкции рабочих окраин Ленинграда. По его проектам 1925-1930 годов осуществляется застройка Тракторной улицы за бывшей Нарвской заставой (в соавторстве с А. И. Гегелло и Г. А. Симоновым), строятся школы на 1000 и 1500 учащихся, бани (в Лесном и в Московско-Нарвском районе), стадионы - "Красный спортинтерн" на Кондратьевском пр. (совместно с Л. М. Хидекелем) и "Красный путиловец" (совместно с К. И. Кашиным), а также клуб рабочих судостроительной верфи. В Тихвине по проекту Никольского построены здания Лесного техникума и студенческих общежитий.

А. С. Никольский. Зал для общественных собраний на тысячу человек. Макет.
1926.
А. С. Никольский. Театральный стадион в Москве им. МОСПС. Макет.
1930—1931.

В эти же годы Никольский принимает участие в ряде конкурсов на проектирование промышленных и общественных зданий: хлебозавода в Ленинграде (1926), Главного телеграфа в Москве (1927), здания "Центросоюза" в Москве (1928), жилкомбината на проспекте Газа в Ленинграде (1927), Театра имени МОСПС в Москве (1929), Дворца Советов в Москве (1931), стадиона и Дворца спорта для спортивного общества "Динамо" (1930), проекта расширения Публичной библиотеки в Ленинграде (1928). Никольский разрабатывает ряд заказных проектов: зданий Высшего кооперативного института и студенческих общежитий в Москве, ряда зданий телефонных автоматических станций в Ленинграде.

А. С. Никольский. Баня с бассейном. Макет.
1927.
А. С. Никольский. Дворец Советов в Москве. Макет.
1931.

А. С. Никольский. Экспериментальная одноэтажная школа-семилетка. Макет.
1928.
А. С. Никольский. Высший кооперативный институт и студенческие общежития в Москве. Макет.
1930.

Являясь сторонником идеи конструктивизма, Никольский входит в 1926-1928 годы в группу ОСА.

В 30-х годах наблюдается спад архитектурной активности зодчего, болезненно переживавшего изменение творческой направленности советской архитектуры. Резко отрицательное отношение к принципам конструктивизма, безоговорочно осужденным в те годы, с одной стороны, и нетерпимость Никольского к ретроспективизму - с другой, долгие годы не позволяли ему принять активное участие в застройке Ленинграда. Всю свою энергию Никольский сосредоточил на создании проекта крупнейшего в те годы в стране стадиона на Крестовском острове (ныне - стадион имени С. М.Кирова на 100 тыс. зрителей, в соавторстве с К. И. Кашиным и Н. Н. Степановым, 1932-1950) и проекта физкультурного паркового комплекса, входившего в состав Центрального парка культуры и отдыха.

Первая очередь строительства стадиона, вошедшая в строй в 1950 году, отмечена Государственной премией первой степени. К сожалению, это оригинальное сооружение - стадион-холм, органично слившийся с пейзажем парка, - осталось незавершенным. Отсутствие запроектированных башни и венчающей галереи обеднило силуэт не только самого стадиона, но и значительной части "морского фасада" Ленинграда.

А. С. Никольский. Трибуны стадиона им. Красного Спортинтерна в Ленинграде.
1927—1928.
А. С. Никольский, при участии В. Гальперина и А. Заварзина. Школа на тысячу учащихся в Лесном по дороге в Сосновку в Ленинграде.
1927—1930.

А. С. Никольский. Стадион им. С. М. Кирова на Крестовском о-ве в Ленинграде. Рисунок. А. С. Никольский. Галерея на стадионе им. С. М. Кирова. Рисунок.

В первые месяцы Великой Отечественной войны А. С. Никольский работал над альбомом "Ленинград в дни блокады" и исполнил ряд эскизных проектов: памятников, посвященных обороне города, триумфальных арок для будущей встречи частей победоносной Красной Армии, проект оформления Нарвской площади (1-я премия).

Находясь в 1942-1944 годы в эвакуации в Ярославле, Никольский разрабатывал проекты физкульткомбината для Ново-петровска, саманных жилых домов для села, памятника "Отечественная война" и стадиона на 15 000 мест для Ярославля.

По возвращении из эвакуации А. С. Никольский продолжил работу над стадионом имени С. М. Кирова. Кроме того, в послевоенные годы им были созданы проекты планировки Приморского парка Победы на Крестовском острове, стадиона имени Ленина на 25 тыс. мест в Ленинграде, проект планировки колхозного поселка на 40 дворов на Пулковской горе, проект стадиона Кировского завода на 30 000 мест.

Большое значение в творческой биографии мастера имела его научно-педагогическая и общественная деятельность. В период 1927-1932 годов он возглавляет кафедру архитектурного проектирования Института гражданских инженеров. Вместе с другими преподавателями, ищущими новых путей в архитектуре, А. С. Никольский разрабатывает темы учебных заданий, вызванные новыми потребностями жизни (например, "Памятник революции в Ленинграде" - дипломное задание в 1924 году). В 1933 году Никольский становится профессором архитектурного факультета Всероссийской Академии художеств, а в 1939 году утверждается в ученой степени доктора архитектуры. В том же году А. С. Никольский избирается в действительные члены Академии архитектуры СССР. Деятельность зодчего получает признание за рубежом - в 1936 году Королевский институт британских архитекторов избирает его почетным членом-корреспондентом.

Автор Г. А. 0ль, составнение и примечания Г. А. 0ль и А. В. Повелихина, перевод с немецкой М. Д. Канчели

 

К началу страницы
Содержание
Николай Буниатов. Изучение архитектурного наследия  Александр Никольский. Естественное освещение помещений