Главная
Новости сайта
Анатомия профессии
Основные даты
Жилые дома
Общественные здания
Градостроительство
Архитектурные конкурсы
Недостоверные объекты
Карта Киева
Архив
Библиотека об Алешине
* Публикации
* Тематические блоги
* Журналы, газеты
* Видеоматериалы
Глоссарий
Книжная полка
Ссылки
Автора!
Гостевая книга
 
Поиск







Copyright © 2000—
Вадим Алешин
Публикации

Мастера советской архитектуры об архитектуре
Избранные отрывки из писем, статей, выступлений и трактатов в двух томах
Том первый

 


НИКОЛАЙ ГАВРИЛОВИЧ БУНИАТОВ
(1884-1943)

Н. Г. Буниатов - один из ведущих прогрессивных армянских зодчих первой половины XX века, плодотворно сочетавший научно-исследовательскую и педагогическую работу с практической деятельностью. Его творчеству принадлежат исследования и фиксация памятников русского и армянского зодчества, проекты различных гражданских, в большинстве своем осуществленных в натуре зданий, научные труды и статьи. Талантливый зодчий, педагог и организатор, он сыграл важную роль в становлении советской архитектуры Армении 20-30-х годов, в воспитании национальных кадров архитекторов-строителей Армянской ССР.

Николай Гаврилович Буниатов (Буниатян) родился 7 сентября 1884 года (в некоторых документах - 24 августа / 5 сентября 1878 г.) в Тбилиси. После завершения среднего образования в Реальном училище Баку он поступил сперва в Одесское художественное училище, а затем, в 1907 году, на архитектурный факультет Санкт-Петербургской Академии художеств, который с успехом окончил в 1914 году со званием архитектора-художника.

Будучи еще студентом, Н. Г. Буниатов, по рекомендации П. П. Покрышкина, В. В. Суслова и А. В. Щусева, был привлечен к работе по изучению памятников древнерусского зодчества. В 1911-1912 годах он был командирован Петербургской археологической комиссией и Академией художеств в Новоладожский уезд, где им было обследовано и обмерено около 15-ти культовых памятников деревянного и каменного зодчества XV-XVII веков. В 1912-1913 годах Н. Г. Буниатов обмерил церковь Архангела Гавриила (Меншиковская башня) в Москве.

Свои обмеры Н. Г. Буниатов, как правило, дополнял красочными акварелями, отражавшими всю гамму тональности строительного материала и колорит природной среды.

Документально-художественная точность обмера, методика его выполнения и техника графической обработки чертежей, получившие в работах Н. Г. Буниатова высокое совершенство и достойно оцененные научной общественностью России, принесли ему известность. Большое значение сыграла также его совместная работа с выдающимися зодчими России этого времени, в частности с А. И. Тамановым (Таманяном).

В 1914 году Н. Г. Буниатов привлекается академиком Н. Я. Марром к работам по изучению памятников Древней Армении. В течении двух лет он исследует и обмеряет ряд эпохально важных произведений армянского зодчества в Ани и ее окрестностях. К этому периоду относится и изучение им храма огнепоклонников в Сураханах близ Баку.

С 1917 по 1924 год Н. Г. Буниатов работает в Москве, сперва в Управлении Московско-Ка занской железной дороги архитектором и производителем работ рабочего поселка на станции Кратово, а с 1922 года - на Первой Всероссийской сельскохозяйственной выставке. Здесь, сотрудничая с главным архитектором выставки И. В. Жолтовским, он выполняет не только обязанности старшего производителя работ на всех постройках, но и строит по своим собственным проектам ряд павильонов, включая и павильон Армянской ССР, выполненный из дерева. В это же время он преподавал в Московском институте гражданских инженеров.

В 1924 году Н. Г. Буниатов приглашается Правительством Армянской ССР на должность главного архитектора Еревана, в которой он проработал свыше 13 лет. Это были годы его наиболее кипучей творческой деятельности, охватившей различные научные и архитектурно-строительные области.

Н. Г. Буниатов многие годы был профессором и заведующим кафедрой архитектуры технического факультета Ереванского государственного университета. Одновременно с обучением студентов архитектурно-строительной деятельности он обращал их внимание на необходимость освоения богатого наследия национального зодчества. По его мнению, стилистические черты архитектурных памятников Армении, гармония их объемно-пространственных форм, взаимосвязь формы и конструкции, особенности строительных материалов и творческие методы народных мастеров имели большое прогрессивное значение для современной архитектуры. Критическое осмысление этих особенностей легло в основу его практической деятельности.

Участие Н. Г. Буниатова в возглавляемых А. И. Таманяпом "Обществе изобразительных искусств Армении" и "Археологическом комитете по охране памятников" и постоянный контакт со специалистами различных отраслей искусства благоприятствовали расширению его кругозора и активизации научных изысканий. В эти годы он систематически обмеряет древние и средневековые сооружения Армении, собирает материал для монографий, посвященных наиболее важным памятникам и различным проблемам истории армянского зодчества. Ему принадлежит исследование армянского языческого храма в Гарни и приоритет составления первого обобщающего труда - "Очерка истории армянской архитектуры", опубликованного в 1950 году, после его смерти.

Н. Г. Буниатов. Реконструкция языческого храма в Гарни. Вторая половина I в. Модель.

Будучи главным архитектором Еревана, Н. Г. Буниатову пришлось не только организовывать техническую базу для восстановления разрушений после первой мировой войны, но и закладывать основы социалистического города, его промышленности, жилого фонда и общественных зданий нового типа.

В созданной им при Техническом отделе Горсовета архитектурной мастерской разрабатывались проекты планировок отдельных районов Еревана и населенных мест Армении, жилых и общественных зданий.

По проектам Н. Г. Буниатова построено в Ереване и в других городах и поселениях республики более семидесяти зданий различного назначения, таких, как банк, гостиницы, школьные и лечебные здания, цирк, фабрики и заводы, пожарное депо и др. Однако наряду с такими сооружениями он уделял много внимания жилищному строительству, которое считал основной задачей своей практической деятельности.

Для сооружений Н. Г. Буниатова показательна высокая культура архитектурного мастерства. Воспитанный на произведениях русского классического наследия, он отразил его традиции в первых своих сооружениях в Ереване, например в жилых домах 20-х годов. В здании гостиницы "Ереван" (1926) черты русской классики получили у Н. Г. Буниатова оригинальную, модернизованную интерпретацию.

Н. Г. Буниатов. Жилые дома на пересечении улиц Туманяна и Налбандяна в Ереване.
1925—1928.
Н. Г. Буниатов. Гостиница «Ереван» на улице Абовяна в Ереване.
1926—1928.

Имея большой исследовательский опыт древнеармянского зодчества, Н. Г. Буниатов одним из первых в республике стал сочетать традиции русской классики с народными традициями армянских мастеров-каменщиков, художников-резчиков по камню и дереву. Здание Сельскохозяйственного банка в Ереване (1930) - первая попытка автора в этом направлении. И хотя здесь еще имело место своеобразное использование некоторых архитектурных форм национального наследия, тем не менее это здание сыграло положительную роль в изменении направленности развития советской архитектуры Армении конца 20-х - начала 30-х годов.

Большую часть выстроенных Н. Г. Буниатовым сооружений составляют жилые дома, в которых он ищет новый, отвечающий социалистическим требованиям тип южного жилища с галереями, глубокими лоджиями, балконами, с новым решением облика здания, пониманием роли и места жилищной архитектуры в формировании городской застройки. Ему принадлежит инициатива плановой застройки крупных городских кварталов и значительных отрезков улиц.

Н. Г. Буниатов. Здание Сельскохозяйственного банка в Ереване.
1927— 1930.
Н. Г. Буниатов. Гостиница «Севан» на улице Шаумяна в Ереване.
1930—1934.

Для творчества Н. Г. Буниатова характерен поиск интересных композиционных решений, и при сравнении с произведениями других армянских зодчих того времени его сооружения отличаются живописностью силуэта, смелостью и новаторством трактовки образа функционально новых по назначению зданий. Художественное богатство и технические возможности естественных строительных материалов получали особое звучание в произведениях Н. Г. Буниатова. Он мастерски сочетал различные по цвету и обработке камни со штукатуркой, что придавало легкость или весомость зданию, акцентировало отдельные его части (жилые дома на пересечении улиц Налбандяна и Туманяна). Поиски новых объемно-композиционных форм, по его мнению, были немыслимы без применения современных искусственных материалов, в особенности железобетона, имевшего большие конструктивные возможности. Творческая работа в этом направлении дала положительные результаты в здании Сельскохозяйственного банка в Ереване, аркада интерьера операционного зала которого выполнена из железобетонных конструкций.

Литературное наследие Н. Г. Буниатова состоит из работ, посвященных общим вопросам и конкретным памятникам древнеармянского искусства и современному строительству. Они не только знакомят с архитектурно-художественными достоинствами изученных Н. Г. Буниатовым исторических памятников, но и с результатами его аналитических исследований о путях развития армянского зодчества и его значения в истории мировой культуры. Ряд статей посвящен древнеармянскому зодчеству и памятнику Гарни. Исследования "Старый Ереван в эпоху господства Ирана", "Национальные формы социалистической архитектуры" и другие остались незаконченными.

Статьи, посвященные современной практике, в основном проблеме перепланировки Еревана и его благоустройству, содержат мнения автора о характере и зависимости градостроительных особенностей от природно-климатических условий, о городских ансамблях, особенностях застройки и др.

Н. Г. Буниатов. Церковь Григория рода Абугамренц в Ани. X в.
Акварель.

С 1939 по 1943 год Н. Г. Буниатов работает в Москве деканом аспирантуры Академии архитектуры СССР, подготавливает одновременно свои научные исследования к публикации.

Приведенные ниже отрывки взяты из разных работ Н. Г. Буниатова. Переводы выполнены О. X. Халпахчьяном.

Автор О. Х. Халпахчян

 

К началу страницы
Содержание
Андрей Оль. Коллизии в современном архитектурном творчестве  Николай Буниатов. Изучение архитектурного наследия