Главная
Новости сайта
Анатомия профессии
Основные даты
Жилые дома
Общественные здания
Градостроительство
Архитектурные конкурсы
Недостоверные объекты
Карта Киева
Архив
Библиотека об Алешине
* Публикации
* Тематические блоги
* Журналы, газеты
* Видеоматериалы
Глоссарий
Книжная полка
Ссылки
Автора!
Гостевая книга
 
Поиск







Copyright © 2000—
Вадим Алешин
Публикации

Мастера советской архитектуры об архитектуре
Избранные отрывки из писем, статей, выступлений и трактатов в двух томах
Том первый

Примечания:

1. В этих работах в разное время принимали участие архитекторы Л. П. Гальнбек, Е. И. Холмогоров, С. И. Самарин, В. А. Каменский, В. Ф. Белов, А. А. Лейман, Г. А. Оль, Н. М. Шифрин, А. В. Модзалевский, В. В. Лапкипа, Д. И. Тараканов, инж. А. И. Ротенберг. Вернуться в текст
2. Архитекторы В. А. Альванг, М. А. Аронштам, А. А. Байдаликова, Н. А. Зазерскнй, В. Н. Зотов, Б. А. Кикии и другие. Вернуться в текст

 


АНДРЕЙ АНДРЕЕВИЧ ОЛЬ
(1883-1958)

Андрей Андреевич Оль родился в Петербурге с семье служащего. Его детство прошло в среде, близкой к искусству: мать его была дочерью академика живописи И. А. Гоха, родственные отношения связывали семью Оль с семьей профессора батальной живописи Академии художеств А. И. Шарлеманя.

В 1901 году Андрей Оль окончил Реальное училище. И с 1901 по 1910 год учился в Институте гражданских инженеров. Удлиненный срок обучения в то время был обычным явлением - студенты часто работали десятниками на постройках, а на старших курсах - помощниками крупных архитекторов.

В 1905-1906 годах Оль работал в мастерской известных архитекторов А. Линдгрена и Э. Сааринена в Гельсингфорсе, в 1906-1907 годах - у Ф. И. Лидваля.

Творчество этих мастеров оказало большое влияние на формирование архитектурного кредо молодого архитектора. В работах финских зодчих он ценил связь с национальным "крестьянским" искусством, а произведения Ф. И. Лидваля служили постоянным эталоном "корректного модерна", хорошего вкуса и большой культуры архитектурной детали.

В 1907 году Оль создает первое самостоятельное произведение - деревянный загородный дом писателя Леонида Андреева на Карельском перешейке, в Райволе. Все интерьеры здания и мебель были полностью выполнены по чертежам и рисункам А. Оля. В 1909 году он строит небольшой деревянный жилой дом доктора Никольского в Усикирке. В этом же году Оль защищает дипломную работу - проекты художественного музея для провинциального города и монастырского собора для южной полосы России.

После окончания Института и вплоть до мобилизации в действующую армию в 1916 году А. А. Оль много и успешно работает. В течение пяти-шести лет по его проектам строятся: многоквартирный дом на Аптекарском проспекте в Петербурге, особняки в Петербурге - В. А. Шансона на Каменном Острове и Т. В. Белозерского на Б. Дворянской ул. (ныне ул. Куйбышева), особняк Кирхнера на берегу реки Плюссы, дача в Левашове, Торговый дом Липина в Мучном пер. в Петербурге.

А. А. Оль. Дача писателя Л. Андреева в Райволе.
1907.

А. А. Оль активно участвует в конкурсах на проектирование общественных зданий. Его проекты здания Музея русского Севера им. М. В. Ломоносова в Архангельске и здания Городского общества взаимного кредита в Оренбурге удостаиваются первой премии.

А. А. Оль. Проект музея им. М. В. Ломоносова в Архангельске.
1914.

В эти годы, 1910-1916, А. А. Оль обращается главным образом к русскому архитектурному наследию - петровскому барокко и классицизму. Традиции петербургской школы проявляются в его творчестве очень индивидуально - лирично, с большим художественным тактом и любовным отношением к детали. В некоторых работах Оль отдает дань модерну, который привлекает его свободным подходом к решению объема здания и смелым использованием новых материалов.

После демобилизации в 1920 году из рядов Красной Армии А. А. Оль возвращается в Петроград и сразу же включается в архитектурно-строительную жизнь города. В течение первых семи лет по его проектам были построены: здание 5-й ГЭС, 4-я и 5-я подстанции Волховской ГЭС, пассажирская пристань Доброфлота на Неве, пакгауз и здание холодильника в ленинградском Торговом порту, клуб моряков в порту. В 1930 году А. А. Оль создал проект театра в Бобруйске.

А. А. Оль. Серпуховский рабочий поселок. Фасады и перспектива.

Считая участие в конкурсах одним из видов повышения мастерства и становления архитектурного эстетического мировоззрения, А. А. Оль в эти же годы выполняет ряд конкурсных проектов. Из них крупнейшими были: Дворец Труда в Москве (вместе с Н. Е. Лансере, поощрительная премия, 1923), Сельскохозяйственная выставка (1923), Центросоюз (1928), Дом Советов в Улан-Удэ (1-я премия, 1928, осуществлен).

В 1930 году А. А. Оль вместе с архитекторами А. И. Гегелло и Н. А. Троцким спроектировал и руководил строительством крупного административного здания в Ленинграде на Литейном проспекте (строительство 1931-1932 гг.).

Еще в начале 20-х годов А. А. Оль разработал проект коллективного дома для 3-й зоны Петербурга. Вновь к этой теме он обращается в 1927 году в связи с творческим соревнованием, организованным журналом "Современная архитектура". В 1929 году по проекту А. А. Оля (совместно со студентами К. Ивановым и А. Ладинским) в Ленинграде на ул. Рубинштейна строится дом-коммуна.

В 1934 году Олю поручается руководство 4-й мастерской Ленпроекта. И с этого времени он активно участвует в развертывающихся работах по социалистической реконструкции Ленинграда. В связи с этим неизмеримо расширяется весь диапазон творческой деятельности зодчего.

А. А. Олю и руководимому им коллективу поручается разработать проект планировки и застройки первых трех кварталов в районе Автова. Авторскими работами мастера являются проект планировки Автова (вместе с С. Е. Бровцевым) и шесть жилых домов.

Трудно переоценить значение этой работы - впервые в стране в таком масштабе комплексно решалась задача не только градостроительного, но и социального плана. Архитектура автовских зданий - с использованием ионического ордера - впоследствии была подвергнута критике самим автором, признавшим, что здесь излишне прямолинейно был реализован призыв к освоению классического наследия.

В этот наиболее плодотворный период (1934-1941) по проектам А. А. Оля в Ленинграде построен ряд жилых домов: в Щемиловке, на Суворовском проспекте, на Малой Охте, комплекс трех жилых домов на Московском проспекте, школы на ул. Салтыкова-Щедрина и на 17-й линии Васильевского острова и др. Для южных курортов Оль разработал проекты санаториев: "Пикет" в Кисловодске (построен, 1937-1950), для Пятигорска и Старого Крыма. Перед войной он закончил проект здания Гидрографического управления в Ленинграде [1].

А. А. Оль. Санаторий «Пикет» в Кисловодске. А. А. Оль, В. Ф. Белов, А. А. Лейман. Автово. Ленинград. Жилые дома.
1939.

А. А. Оль, В. Ф. Белов, А. А. Лейман. Застройка жилого района Автово. Ленинград.
1939.

В первые военные месяцы А. А. Оль возглавлял группу, работавшую по маскировке особо важных объектов Ленинграда. В начале 1942 года Е. А. Левинсон, А. А. Оль и Г. А. Симонов приступили к разработке проекта планировки и застройки жилого квартала в Магнитогорске.

В послевоенные годы (1944-1947) А. А. Олю и руководимому им коллективу мастерской № 8 Ленпроекта [2] были доверены проектные работы по восстановлению и реконструкции г. Петродворца. Под его руководством были разработаны: генеральный план восстановления и реконструкции города, проект планировки и застройки его центральной части, проект восстановления большого дворца и "Монплезира", проекты жилых домов. В эти же первые послевоенные годы А. А. Оль создает проект восстановления и реконструкции гор. Урицка, проект планировки и застройки жилого квартала малоэтажными домами.

Наряду с активной проектной и строительной деятельностью А. А. Оль с молодых лет и до самой кончины вел педагогическую и научную работу. В 1912-1916 годах он преподавал на политехнических курсах Общества народных университетов. В эти же годы им была написана монография о Ф. И. Лидвале. С 1921 года А. А. Оль - преподаватель Ленинградского института гражданских инженеров (ныне ЛИСИ). Последние десять лет жизни он заведовал кафедрой архитектурного проектирования в Этом институте.

На протяжении ряда лет А. А. Оль, как член-корреспондент Академии архитектуры СССР, вел научную работу в Ленинградском ее филиале.

Особой стороной творческой жизни А. А. Оля являлась его любовь к рисунку и акварели. Он никогда не расставался с карандашом, акварели А. А. Оля неоднократно экспонировались и заслужили большое признание. До конца жизни он занимался живописью и проектированием. В 1955 году А. А. Оль разрабатывает конкурсный проект здания Пантеона - памятника славы великих людей Советской страны в Москве. Последней творческой работой Андрея Андреевича был осуществленный в натуре проект здания большого студенческого общежития ЛИСИ.

Автор Г. А. Оль

 

К началу страницы
Содержание
Анатолий Самойлов. О творческих исканиях и задачах советской архитектуры  Андрей Оль. Коллизии в современном архитектурном творчестве