Главная
Новости сайта
Анатомия профессии
Основные даты
Жилые дома
Общественные здания
Градостроительство
Архитектурные конкурсы
Недостоверные объекты
Карта Киева
Архив
Библиотека об Алешине
* Публикации
* Тематические блоги
* Журналы, газеты
* Видеоматериалы
Глоссарий
Книжная полка
Ссылки
Автора!
Гостевая книга
 
Поиск







Copyright © 2000—
Вадим Алешин
Публикации

Мастера советской архитектуры об архитектуре
Избранные отрывки из писем, статей, выступлений и трактатов в двух томах
Том первый

Примечания:

1. Из автобиографических записок 1939 г. Личный архив А. В. Самойлова. Вернуться в текст
2. Из автобиографических записок 1949 г. Личный архив А. В. Самойлова. Вернуться в текст
3. Из автобиографических записок 1939 г, Личный архив А. В. Самойлова. Вернуться в текст
4. Из доклада А. В. Самойлова "О планировке и строительстве промышленных предприятий" на Всесоюзной конференции по вопросам жилищного и промышленного строительства, созванной Госпланом СССР в 1925 г. в Москве. Труды конференции опубликованы в кн. "Вопросы современного жилищного и промышленного строительства", М., изд-во "Плановое хозяйство", 1926. Вернуться в текст
5. Из выступления А. В. Самойлова на III конференции Союза советских архитекторов (Союз советских архитекторов. Московское отделение. Материалы конференции. Москва, 20 июня 1941 г., № 2, прения по докладам). Вернуться в текст
6. Из автобиографических записок 1939 г. Личный архив А. В. Самойлова. Вернуться в текст
7. Из кн.: А. В. Самойлов, Санатории и дома отдыха, М., 1948. Вернуться в текст
8. Из авторских разделов А. В. Самойлова в рукописи "Основные положения по проектированию советских здравниц (Пособие по проектированию санаториев и домов отдыха)", подготовленной под его руководством в НИИОЗ Академии архитектуры СССР в 1949 г. (Центральный научно-технический архив бывш. Академии cтроительства и архитектуры Госстроя СССР, ф. 4, оп. 1, д. 133). Рукопись, доработанная после смерти А. В. Самойлова авторским коллективом НИИОЗ, была положена в основу кн.: "Санатории и дома отдыха. Пособие по проектированию", М., Госстройиздат, 1962. Вернуться в текст
9. Из рукописи А. В. Самойлова "Дома инвалидов Отечественной войны", под готовленной им в НИИОЗ Академии архитектуры СССР в 1943 г. (Центральный научно-технический архив бывш. Академии строительства и архитектуры Госстроя СССР, ф. 4, д. 46). Вернуться в текст
10. Из авторских разделов А. В. Самойлова в рукописи "Основные положения по проектированию Суворовских училищ", подготовленной под его руководством в НИИОЗ Академии архитектуры СССР в 1944-1945 гг. (Центральный научно-технический архив бывш. Академии строительства и архитектуры Госстроя СССР, ф. 4, оп. 1, д. 65). Вернуться в текст
11. Из рукописи А. В. Самойлова "Об архитектуре памятников Отечественной войны". Июль - август 1943 г. Личный архив А. В. Самойлова. Вернуться в текст

 


АНАТОЛИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ САМОЙЛОВ
(1883-1953)

О ТВОРЧЕСКИХ ИСКАНИЯХ И ЗАДАЧАХ СОВЕТСКОЙ АРХИТЕКТУРЫ. 1939 г.

Искания путей советской архитектуры - реалистической [...] сдержанной по формам и средствам выразительности, отвечающей всем многообразным требованиям, связанным с назначением архитектурных объектов, удовлетворяющей условиям экономики, современному состоянию техники и предназначенной служить Человеку, - были одной из целей моей творческой работы.

[...] Мне кажется, что по мере сил и понимания я не был в отрыве от требований и задач архитектуры, от тех установок и принципов, которые выдвигались на различных этапах развития народного хозяйства нашей страны. Ошибаясь, увлекаясь в определенные периоды, как и многие, я не считаю безошибочным понимание этих задач и теперь. В повседневной работе я продолжаю совершенствовать решения и приближаться к поставленной цели, проверяя себя и критически относясь к пройденному пути [1]. [...]

[...] Основной задачей архитектора-зодчего считаю: создание сооружений или комплексов сооружений, наиболее полно удовлетворяющих своему назначению; важнейшей целью - заботу об удобствах человека и коллективов, об облегчении труда, о создании гигиенических условий и комфорта и об удовлетворении культурных и эстетических потребностей современников.

[...] Жизнеутверждающая советская архитектура должна нести потомству в века живые свидетельства героической эпохи становления социализма и коммунизма. Вместе с тем на базе народного национального искусства и достижений современной техники, бережно воспринимая национальные оттенки исторического наследия, она призвана укреплять в современниках патриотическое сознание своей исторической и политической роли и мирового значения [2].

О ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЕ. 1939 г.

[...] Моя работа со студентами, если они проявляют интерес к теме и внимание к осваиваемой дисциплине, доставляет мне громадное удовлетворение; я никогда не ограничиваюсь формальными обязательствами или рамками данного вопроса. Я считаю себя обязанным расширить кругозор студента, вызывая его на творческие инициативные предложения, на преодоление косных и трафаретных решений, одновременно ставя его в условия реальности, напоминая о необходимости учитывать народно-хозяйственную политику страны. Не канонизируя нормативы, я требую от студентов дисциплины в соблюдении и учете технических и экономических факторов, но предостерегаю от рабства и слепой зависимости от техники. Техника предназначена для человека, и человек ею управляет.

[...] Реализм в архитектуре, умение скупыми, сдержанными средствами выразить идейное и функциональное назначение здания, создать художественный образ, трактовать сооружение как элемент градостроительного комплекса, как синтез техники, экономики, художественной идеи и функционального предназначения, - вот вкратце те принципы советской архитектуры, которые я пытаюсь внедрить в понимание и сознание молодежи-нашей смены, нашей советской интеллигенции [3]. [...]

О ПРОМЫШЛЕННОМ СТРОИТЕЛЬСТВЕ. 1925 г.

[...] Существующие фабричные предприятия являют собой прямо катастрофическую картину. Типы сооружений, в большинстве случаев конструктивно устаревшие, необходимые бытовые помещения в них отсутствуют. Многие постройки - задуманные сначала как временные, а затем сохраненные, - загромождают дворы. Причины, создавшие эту картину, - бытовые, экономические и социальные. Эти промышленные предприятия формировались и достраивались по времена, когда предприниматели не были заинтересованы в их упорядочении.

Гораздо проще было добиться снижения себестоимости путем обесценивания рабочих рук, злоупотребления трудом и бесконтрольного использования естественных богатств страны.

[...] Нельзя не коснуться роли заводских архитекторов в прежнее время, да и, пожалуй, еще сейчас. Нужно сказать, что до сих пор, не говоря о счастливых исключениях, промышленного архитектора не было, а был "автомат", которому начальник производства задавал желательное очертание строения. Заводскому архитектору оставалось только выдержать чертеж. При таком положении он не был заинтересован в получении заказов на промышленное проектирование, да и не был к нему подготовлен профессионально. [...]

В неудовлетворительности такого положения повинна и высшая техническая школа, так как она не готовила соответствующих специалистов и вообще мало интересовалась промстроительством.

Теперь, так как объективных препятствий уже не осталось, нужно только проявить организованное волевое желание, чтобы поставить это дело на правильный путь. Мы уже видим, что принимаются меры к регулированию застройки населенных мест: осуществляется планировка городов, вырабатываются нормы. [...]

Необходимо своевременно подготовиться и к строительству пром-предприятий, особенно имея в виду расширение производства, о котором говорилось на последних партийных конференциях. Необходимо немедленно и срочно принять меры по рационализации промстроительства, в первую очередь произвести обследование предприятий, каждая новая строительная работа на заводе или фабрике, а тем более сооружение нового промышленного предприятия должны быть обоснованы технически и экономически соответственными проектами, предусматривающими планомерную застройку участка данного предприятия с учетом соображений о районной увязке. Разумеется, учреждения, на которые возложено общее регулирование строительством и промышленностью, должны издать соответствующие правила и нормы, а административные органы - проследить за их выполнением. Известную инициативу в разработке новых положений по промышленному проектированию могут проявить профсоюзы, технико-научные и общественные организации и втузы. Необходимо также выработать систему ассигнования кредитов на строительство, предусматривающую обязательность обоснования очередных работ соответствующими перспективными проектами на планировку или перепланировку данного промпредприятия [4]. [...]

1941 г.

[...] Важнейшая область, в которой активно участвуют московские архитекторы, - это промышленное строительство [...] Вопросы творческой практики промышленных организаций стоят чрезвычайно остро. Мы еще не нашли архитектурный образ советской фабрики [...] В этой отрасли архитектурной практики все еще подчас наблюдается формализм, подмена разумной экономичности деляческим упрощенчеством, архитектурные излишества, косность в применении отформованных деталей, ставка на отсталую технику и пр. [5]. [...]

О ТИПИЗАЦИИ И СТАНДАРТИЗАЦИИ СТРОИТЕЛЬСТВА. 1939 г.

[...] Новые задачи по типизации и стандартизации возникли в значительном объеме при строительстве жилых домов поселков Азнефти, а также на жилстроительстве Арменикенда в Баку, где они были разрешены задолго до последующей популяризации. Ряд эффективных предложений по облегчению и стандартизации строительных элементов удалось успешно проверить на опыте их реального, массового применения.

[...] В последующей работе я считал необходимой задачей внедрять принципы стандартизации в массовую практику проектирования и строительства, несмотря на неблагоприятное отношение очередных директоров к поставленным задачам, приведшее к ликвидации Института норм и стандартов. Все же удалось разработать значительное количество утвержденных к строительству типовых проектов, стандартов и норм, которыми пользуются еще и до сего времени. И только последний год Наркомат по строительству (организации которого так долго добивались) на основе постановления СНК СССР от 26.II-38 года, занялся изданием стандартов и норм для различных отраслей строительства. Следует отметить, что только теперь до архитектурной общественности дошло сознание важности и обязательности работы в данной области и только теперь до этих вопросов снизошли корифеи и рядовые работники нашей архитектуры. В то же время работа в области нормирования, стандартизации и типизации должна носить исследовательский, научный характер: изучение опыта применения различных конструктивных приемов, анализ эффективности тех и иных технических решений в различных условиях, выводы, предложения [...] Эта научная работа требует знаний, опыта и умения синтезировать различные данные и делать обобщающие выводы, а также фиксировать и систематизировать эти выводы в соответствующих технических документах [6]. [...]

ОБ АРХИТЕКТУРЕ СОВЕТСКИХ ЗДРАВНИЦ. 1948 г.

[...] Архитектурный образ советских санаториев и домов отдыха должен быть выражен в формах, вызывающих бодрые, жизнеутверждающие эмоции, повышающие способность организма преодолевать недуги и усталость. Все особенности, обусловленные спецификой профиля санатория, используются для обогащения и индивидуализации архитектурной композиции [7]. [...] 1949 г.

[...] Архитектурная композиция санаторного комплекса, в который входят все сооружения и помещения жилой группы, лечебной части, группы питания, культурного обслуживания, администрации, а также парк, должна быть подчинена "производственным" требованиям, диктуемым условиями рациональной организации процессов лечения и отдыха. Ответственной задачей, стоящей при проектировании санаториев, является создание на всей территории здравницы благоприятной для оздоровительного процесса эстетической обстановки.

[...] Находясь в санатории и обладая свободным досугом, человек особенно внимательно относится к архитектурному окружению, начиная от общей композиции здания или ансамбля и кончая деталями внутренней отделки помещений или малых форм садовой архитектуры.

[...] Все оборудование санатория не должно напоминать лечебного учреждения (кроме помещений лечебной группы). [...] Важнейшее значение в композиции санаторного комплекса и в создании в здравнице благоприятной гигиенической и эстетической среды имеют природные факторы и окружающий ландшафт, который при соответствующем включении в него санаторного комплекса (как показывают лучшие образцы советских здравниц) является сильнейшим средством выразительности и красоты архитектурного ансамбля. Природные факторы могут быть использованы в композиции санатория путем выбора соответствующей ориентации здания, обеспечивания жилых комнат индивидуальными балконами или лоджиями (для отдыха больных на свежем воздухе и защиты комнат от избыточной солнечной радиации), сооружением специальных веранд для проведения климатотерапевтических процедур под наблюдением медицинского персонала и т. д.

[...] В архитектуре санатория, как в планировке его сооружений, так и во внешнем облике, должны найти правильное выражение и место его общественные и индивидуальные функции. Причем открытая и парадная архитектура помещений общего пользования (киноконцертных залов, столовых, общих холлов, веранд и галерей) может создать выразительные контрастные компоненты по отношению к более интимно и скромно трактованным жилым секциям или индивидуальным жилым ячейкам. Однако главная "тема" художественного образа советской здравницы должна определяться его гуманистическим характером и почетным социальным назначением: обеспечить советскому человеку лучшие условия для лечения, отдыха и восстановления трудоспособности и здоровья [8]. [...]

О ДОМАХ ИНВАЛИДОВ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ. 1943 г.

[...] Под общим наименованием "Дома инвалидов О. В." понимается группа отдельных сооружений и их комплексов с жилыми, культурно-бытовыми и лечебными помещениями и с производственными комбинатами или мастерскими. В назначение Дома инвалидов входит: широкое культурно-бытовое обслуживание, стационарное лечение хроников и всемерное вовлечение инвалидов войны в трудовые процессы с постепенным возвращением их к общественно-полезному труду и к полноценной общественной жизни.

[...] Одним из основных элементов комплекса сооружений данной группы является общежитие, жилище для инвалидов с той спецификой, которую необходимо учесть при организации всего цикла бытовых процессов, предвидя различные формы и характер инвалидности и различия в образовании и профессиях. Виды жилищ могут решаться и как общежития и как поселки-городки различных масштабов по численности. Так как некоторые группы инвалидов будут нуждаться в постоянном врачебном надзоре и уходе, то для них потребуется вид сооружения, близкий к стационару, с необходимым составом специальных помещений для врачебных процедур. Некоторые сооружения должны рассматриваться как преимущественно учебные, с интернатом-общежитием и рассчитываться на сменный состав.

[...] Все сооружения по обслуживанию инвалидов Отечественной войны ни по своей планировочной структуре, ни по архитектуре интерьеров не должны носить казенного, казарменного или специфически больнично-лечебного характера, чтобы не вносить сюда элемента принудительности, изолированности, психологической замкнутости.

[...] Расположение Домов инвалидов должно тяготеть к периферии населенных мест, к сельскохозяйственным районам, причем характер задач (включение инвалидов в трудовые процессы) выдвигает условие выбора территории, пригодной по своим размерам и природным свойствам для организации подсобного хозяйства [...] Важными факторами выбора территории являются также живописные эстетические качества природного ландшафта и климатические особенности местности, так как трудно переоценить санитарно-гигиеническое и психотерапевтическое значение этих природных факторов в проведении лечения инвалидов войны, и особенно с нарушением функций нервной системы.

[...] В соответствии со значимостью государственной народной заботы об инвалидах Великой Отечественной войны - к архитектуре сооружений, предназначенных для их проживания, лечения, трудовой и общественной жизни (хотя бы и на ограниченный отрезок времени, так как часть инвалидов, подготовленная к труду, может вернуться к нормальной жизни), предъявляются особенно высокие требования как в отношении полноты состава помещений - жилого, лечебного, культурно-бытового и производственного назначения и их современного и рационального технического оборудования, - так и в отношении объёмно-пространственной системы их функциональной и эстетической организации.

[...] По тому, как сумеем мы реализовать наш долг перед нашими защитниками - героями, принесшими свое здоровье Родине, - будут судить в истории и в веках о нашей культуре и сознательности.

Почетное значение Домов инвалидов может быть еще более поднято приданием им характера памятников Великой Отечественной войны с использованием в системе средств их образной выразительности - темы прославления героев народной войны.

[...] В отдельных случаях сооружения могут иметь дополнительное идейное назначение - прославление исторического сражения, связанного с данной местностью. В комплекс Дома инвалидов могут быть включены помещения музейного характера, предназначенные для хранения реликвий воинских частей. Таким образом, строительство Домов инвалидов Великой Отечественной войны наряду с сооружением памятников исключительно мемориального назначения может стать актуальной формой создания памятников Отечественной войны, исторических памятников славы нашего парода [9]. [...]

О ПРОЕКТИРОВАНИИ СУВОРОВСКИХ ВОЕННЫХ УЧИЛИЩ. 1944-1945 гг.

По "Положению о Суворовских военных училищах", они комплектуются "сыновьями воинов Красной Армии и партизан Отечественной войны, а также сыновьями погибших от руки немецких оккупантов советских партийных работников, рабочих и колхозников".

[...] С. В. У. должны воспитать преданность и любовь к Родине [...] вырастить пламенных патриотов Социалистического Отечества, любящих военное дело и решивших посвятить свою жизнь службе в Красной Армии [...] Отсюда особые, повышенные требования к планировке и объемно-пространственной композиции С. В. У., к созданию в них архитектурной среды, создающей условия для эффективной организации учебных процессов и для физического развития и закалки будущих офицеров Красной Армии.

Важной идейно-художественной задачей проектирования сооружений и принципиальной основой формирования их художественного образа должно стать прославление событий Великой Отечественной войны и подвигов героев этой войны - отцов учащихся. Политическая и воспитательная значимость этой задачи исключительно велика [10]. [...]

ОБ АРХИТЕКТУРЕ ПАМЯТНИКОВ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОИНЫ. 1943 г.

[...] В жестоких сражениях небывалой силы и напряженности войска Красной Армии совершают чудеса непревзойденного военного мастерства и искусства [...] Восприятие всей грандиозности происходящего, всей героики великих исторических событий вызывает эмоциональные потребности запечатлеть, воспеть, выразить чувства глубочайшей признательности, преклонения. [...]

Творческие средства и формы выражения возникающих эмоций разнообразны, как и виды искусства. [...]

В области архитектуры цели и условия, которым должно удовлетворять мемориальное, монументальное сооружение, имеют свою специфику. Так, если отживание, потеря актуальности в литературном произведении повлечет только передачу его в архив, то монументальное архитектурное сооружение по своей природе рассчитано на весьма длительное существование и в случае утраты актуальности или вызывающей соответствующие его назначению эмоции - образности, не может быть просто устранено. Это налагает особую ответственность в придании таким сооружениям константной стабильности художественного образа и существа содержания - качеств, соответствующих понятию подлинной "монументальности" произведения архитектуры.

[...] Применение острых оригинальных форм может иметь место в быстро амортизируемых объектах техники [...] Нельзя себя обманывать иллюзорной эволюцией стиля на протяжении крайне коротких отрезков времени, в течение нескольких лет, ибо подлинное созревание стиля и свойственных ему художественных форм протекает в длительные сроки. Для отфильтровывания наносного и преходящего нужны века. Противопоставление "масштабу лет" - "масштаба веков" должно быть принято девизом, принципиальной установкой в созидании монументальной архитектуры. Отсюда, естественно, обращение внимания к истокам искусства - к классике, а также к историческим образцам народного национального творчества и культуры нашей многонациональной страны. Народный характер войны, справедливо названной Отечественной, ее герои, ставшие для страны народными, родными, наконец, кровность национальных интересов, органическая связь событий войны с судьбами и историей народов нашей Родины - указывают путь творчества, посвящаемого Отечественной войне. Принятие за источники идей и вдохновения архитектурного творчества - образов и форм народного зодчества страны подкрепляется и обосновывается фактом гибели и утраты многих исторических памятников национальной культуры.

Среди образцов народного зодчества нельзя игнорировать храмы. Их органичные конструктивные схемы, тектоничные структуры и многообразные художественные формы дают богатейший материал для изучения, развития, творческого использования. [...]

Новый культ почитания и прославления памяти событий и героев Отечественной войны [...] создает новое направление народной самодеятельности, новую сферу выражения эстетических идей и запросов народа, способствует повышению его культуры, самобытности и достоинства. [...] Место предполагаемого сооружения памятника должно влиять на характер его композиции. [...]

Размышляя о "масштабах" памятников, уместно вспомнить о фальконетовском памятнике Петру, достигающем оптимального впечатления при весьма скромном масштабе [...] Умеренность в масштабе должна быть принята как высшая школа самоограничения и отхода от упрощенческого понимания грандиозного и эффектного - как гипертрофированного по своему масштабу, гигантского.

[...] Следует различать оттенки и нюансы идейного содержания монументального здания или памятника. Так, "эллегические" формы и общий минор композиции понятны в мемориальной архитектуре надмогильного памятника героя, памятника, представляющего собой дань индивидуальной памяти и скорби. Однако в своем большинстве памятники имеют назначение не только увековечить память о данном лице, но и подчеркнуть огромное общественное значение этого подвига, придав всему сооружению торжественно-утверждающий характер, скорее в мажорной, чем в минорной тональности. Монументальное сооружение, посвященное успешному сражению, подвигу, тем более должно быть далеко от трагизма и безысходной печали, оно должно быть насыщено пафосом триумфа и проникнуто идеей - поднять народное самосознание, активизировать его волю к победе и к самоутверждению. [...]

Вопрос о приемлемости аллегорий и символики не может быть решен механически. Однако аллегории, хотя бы и доходчивые, должны быть весьма ограничены в применении, так как их изобразительные возможности измеряются лишь короткими сроками.

При конкретизации характера тематики монументальных памятников Отечественной войны следует иметь в виду как сооружения, не имеющие никакого утилитарного назначения, исключительно мемориальные и триумфальные памятники, так и сооружения, сочетающие мемориальность и триумфальность с каким-либо культурно-просветительным или общественным назначением [...] Сочетание в строительстве ряда сооружений монументально-мемориальных и утилитарных задач даст выигрыш не только экономический, но и значительно расширит идейно-художественные функции некоторых общественных построек. Придание монументально-мемориального или триумфального характера магистрали, площади или парку также может существенно обогатить их и выделить в ряду других, более утилитарных по своему содержанию городских ансамблей [11]. [...]

 

К началу страницы
Содержание
Об Анатолие Самойлове  Об Андрее Оле