Главная
Новости сайта
Анатомия профессии
Основные даты
Жилые дома
Общественные здания
Градостроительство
Архитектурные конкурсы
Недостоверные объекты
Карта Киева
Архив
Библиотека об Алешине
* Публикации
* Тематические блоги
* Журналы, газеты
* Видеоматериалы
Глоссарий
Книжная полка
Ссылки
Автора!
Гостевая книга
 
Поиск







Copyright © 2000—
Вадим Алешин
Публикации

Мастера советской архитектуры об архитектуре
Избранные отрывки из писем, статей, выступлений и трактатов в двух томах
Том первый

Примечания:

1. Из тезисов творческого отчета П. А. Голосова о деятельности 9-й архитектурно-проектной мастерской Моссовета, сделанным им два года спустя после ее образования - в 1935 г. Личный архив П. А. Голосова, принадлежащий его супруге Н. А. Голосовой. Вернуться в текст
2. Из записки П. А. Голосова председателю комиссии по техническому осмотру здания комбината "Правда" в Москве от 17 ноября 1936 г., поданной им в связи с грубым искажением его проекта, выявившимся в ходе строительства. Вернуться в текст

 


ПАНТЕЛЕЙМОН АЛЕКСАНДРОВИЧ ГОЛОСОВ
(1882-1945)

НАШЕ ТВОРЧЕСКОЕ КРЕДО. [1] 1935 г.

[...] От мастерской потребовалось в первый же период существования декларативное выявление своего творческого лица (кредо), которое вскоре было выработано коллективом и положено в основу его работы. Это обстоятельство нельзя не упомянуть потому, что основные его моменты актуальны и до сего времени и, думается, с некоторыми незначительными поправками могут быть положены в основу нашей дальнейшей работы.

[...] Архитектура всех времен и народов начиная с древнейших эпох всегда была отражением своей эпохи, выражая в своих архитектурных формах специфику быта и идеологию правящего класса. Советская архитектура призвана решать новую, не бывшую раньше, тематику, выдвинутую социалистической революцией (например: Дворцы Труда, Дома Советов, целые социалистические города, повое жилище и др.), должна говорить новым языком, отличным от известного нам раньше. В решение должны быть введены новые элементы, характеризующие и характерные в эпоху коммунизма.

В этой ответственной и сложной работе по созданию советской архитектуры необходимо критически использовать весь опыт, накопленный веками (культурное наследие прошлого), включая в орбиту изучения не только моменты композиции и оформления здания, но и все достижения науки и техники не только прошлого времени, но и в настоящий момент.

Критически использовать культурное наследие прошлого, это не значит повторять внешние признаки различных архитектурных стилей прошлого, но изучать основные композиционные принципы архитектуры прежних веков, позволявшие мастерам далекого прошлого создавать в высшей степени выразительные, созвучные своей эпохе произведения.

Нелепо и не нужно целиком переносить Парфенон, Пантеон или палаццо Ренессанса в наши условия, но нужно и важно изучать способы, какими достигнута их выразительность, и применять эти способы при создании нашей новой, советской архитектуры.

Таким образом, овладеть архитектурным наследием классики - значит критически переработать уроки его великих образцов, а не пассивное заимствование отдельных форм, архитектурных деталей и проч.

Большим мастерам искусства присуща общая черта - стремление к простоте, выражению задуманного образа минимумом средств. Решение, в котором идея автора раскрывается простыми и лаконичными средствами, достигается с большими трудностями; путь простоты - путь наибольшего сопротивления. Однако только этот путь ведет к успеху и получению предельно выразительного правдивого образа. Поэтому это стремление должно лечь в основу каждой композиции.

В наше время, когда мы имеем дело с проектированием и реконструкцией городов, а в частности [...] Москвы, приобретает особую важность работа над проблемами ансамбля. Переход от проектирования и строительства отдельных домов к созданию целостных ансамблей является в настоящее время важнейшей задачей советской архитектуры. Нигде в мире архитектор не имеет возможности создавать по единому плану целые районы города. Это требует глубокой перестройки всего мышления архитектора и его творческих методов. Насколько трудна эта задача, показывают примеры нашей недалекой действительности.

Понятие архитектурного ансамбля не имеет ничего общего с однообразием архитектурного облика, с его монотонностью.

Классические примеры архитектурных ансамблей прошлого говорят о том, что можно добиться архитектурной целостности улицы или площади при большом разнообразии отдельпых сооружений, входящих в ансамбль. Для примера можно вспомнить хотя бы ансамбль центра Ленинграда, где работы разных мастеров, созданные в разное время, в результате дали изумительный по выразительности ансамбль, завершенный зданием Генерального штаба Росси и гениально дополненный композицией Биржи Тома де Томона. Примеры нашей действительности, как-то ансамбль Мещанской улицы или, вернее, отсутствие его, тоскливое однообразие Калужской улицы, говорят о том, что мы ансамблем еще не овладели.

[...] Архитектор уже по самому характеру творчества является новатором, и его творческий процесс близок к процессу изобретательства. Поэтому создание новых форм, новых образцов должно входить непременным элементом творческих исканий каждого архитектора. Быть хорошим архитектором - это значит прежде всего быть новатором. Новаторские искания, оплодотворяемые подлинным знанием нужд и запросов современности, должны получить широкое развитие в нашей мастерской; результаты индустриализации строительства, скоростные методы стройки, дающие архитектуре новые качества, - вот примеры применения новаторства в строительстве.

Этому принципу должна отвечать и наша основная работа пад жильем, над жилой ячейкой.

Средствами для достижения нужных результатов по намеченной программе являются:

- повышение своей квалификации путем глубокого изучения великих классических традиций, работа над книгой;

- овладение техникой рисункаг так как для полного выявления своих творческих мыслей и исканий необходимо уметь их выявлять на бумаге, что далеко не всегда удается: часто хорошая, интересная и новая мысль не может быть до конца выявлена и проработана благодаря слабому владению [...] техникой рисунка. [...]

[Характеризуя далее некоторые неудачные работы мастерской, П. Голосов отмечает:] [...] Все эти работы, обладают, кстати, одним и тем же отличительным признаком - они страдают плохой прорисовкой деталей и недостаточно выразительной общей композицией, основаны на применении измельченных членений как способа добиться выразительности здания и употреблении большого количества декоративных украшений типа гирляндочек, бантиков и т. п., и в большей части работ проскальзывает стремление достигать выразительности композиции путем применения элементов барокко в довольно неудачной интерпретации этого стиля.

В настоящий момент этого уже нет, и коллектив переключил свои усилия на путь, если так можно выразиться, простоты решения, лаконичности композиционного замысла при непременном условии выявления своей творческой индивидуальности. И это правильно, так как разнообразие архитектурных идей - доказательство свободы творчества архитектора.

Итак, на нашем знамени, деловом и творческом, должны быть помещены следующие лозунги:

За идейную, насыщенную архитектуру.

За совершенство и простоту архитектурных решений. За скоростные методы строительства.

За создание социалистического жилища, отвечающего лозунгу: [...] забота о человеке.

За полноценную, правдивую советскую архитектуру.

ЗАМЫСЕЛ И ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ - ЕДИНЫЙ ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС. [2] 1936 г.

[...] Осуществление здания в натуре - такова конечная цель всякого проектирования. По существу, и зарождение основной идеи архитектурного образа и создания эскиза и разработка технического проекта, рабочих чертежей и, наконец, само строительство задуманного здания - все это является лишь различными стадиями одного и того же творческого процесса; ни один из этих этапов не может быть независимым и не связанным с другим без явного и очевидного ущерба для конечного итога - создания выразительного и впечатляющего сооружения в натуре.

К сожалению, наша строительная практика изобилует многочисленными случаями самого грубого и неприкрытого пренебрежения к этому, казалось бы, непреложному архитектурному закону. Наиболее распространенным искажением нашей архитектурной практики прошлых лет явилось то, что хозяйственные организации совершенно не понимали и не дооценивали роли и значения архитектора, смотря на составление проекта лишь постольку, поскольку таковой является документом для получения кредитов и разрешения на постройку. Проект изготовлен и оплачен - с этого момента миссия архитектора считается законченной и архитектурное детище переходит в отнюдь не нежные руки хозяйственника, прораба, начальника постройки. Первоначальный замысел беспощадно искажается. Вдохновением производителя работ и случайным наличием под руками того или иного материала зачастую диктуется изменение, а нередко и полное искажение того или иного архитектурного мотива.

Никакие протесты, ни устные, ни письменные, в большинстве случаев не помогают, и хозяйственник и строительная организация продолжают руководствоваться своими соображениями, гораздо, по их мнению, более серьезными, чем интересы архитектуры. Так было в недавнем прошлом, так, к сожалению, происходит часто и в настоящее время. [...]

 

К началу страницы
Содержание
О Пантелеймоне Голосове  О Илье Голосове