Главная
Новости сайта
Анатомия профессии
Основные даты
Жилые дома
Общественные здания
Градостроительство
Архитектурные конкурсы
Недостоверные объекты
Карта Киева
Архив
Библиотека об Алешине
* Публикации
* Тематические блоги
* Журналы, газеты
* Видеоматериалы
Глоссарий
Книжная полка
Ссылки
Автора!
Гостевая книга
 
Поиск







Copyright © 2000—
Вадим Алешин
Публикации

Мастера советской архитектуры об архитектуре
Избранные отрывки из писем, статей, выступлений и трактатов в двух томах
Том первый

Примечания:

1. Руководители А. Щусев и И. Жолтовский. Вернуться в текст

 


ПАНТЕЛЕЙМОН АЛЕКСАНДРОВИЧ ГОЛОСОВ
(1882-1945)

Пантелеймон Александрович Голосов - один из характерных представителей архитектурного конструктивизма 1920-х - начала 1930-х годов.

Пантелеймон Голосов построил не много (как и все в эти годы), но он очень много и успешно проектировал и без него немыслимо представить историю советской архитектуры 20-х - начала 30-х годов. Первоклассный архитектор с даром организатора и педагога, П. Голосов стоял во главе проектных мастерских и был профессором Московского института гражданских инженеров.

П. А. Голосов родился в 1882 году, окончил Строгановское училище, а затем Московское училище живописи и зодчества, получив в 1911 году звание архитектора.

Приобщение к архитектуре П. Голосов начал с освоения классики. И хотя классицизм был чужд его устремлениям, он все же обрел в нем необходимые навыки профессионализма.

Самостоятельное художественное "кредо" П. Голосова начало формироваться еще до революции; уже тогда проявилась определенная ориентация его интересов, связанная с поисками новых рациональных путей в архитектуре. И не случайно именно модерн, а не ретроспективные стилевые формы привлекли его более пристальное внимание. Однако выход назревающим рациональным тенденциям в архитектуре принесла лишь революция. Пантелеймон Голосов воспринял ее как величайшую возможность для развития своих творческих принципов. Его склонность к конкретному конструктивному мышлению могла по-настоящему выявиться лишь в пору начавшегося реального строительства - после 1923 года.

П. А. Голосов. Доходный дом в Уланском переулке в Москве.
1913.

Архитектурные искания первых послереволюционных лет, овеянные духом романтики, с тягой к патетичным символическим образам, почти не затронули П. Голосова. Для него это было время обретения опыта конкретного проектирования и выработки новаторского архитектурного мышления. Очень полезным в этом отношении было пребывание П. Голосова в мастерской Моссовета, занятой разработкой первого генерального плана реконструкции Москвы [1]. В эти же годы он участвует в проектировании и строительстве павильонов Первой Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставки в Москве (1923). По своим позициям П. Голосов все более сближался с функционализмом, проявляя огромный интерес к новым рациональным формам, прогрессивной технике, целесообразной планировке и конструкциям.

Поэтому для П. Голосова участие в объединении конструктивистов (ОСА) и принятие ее теоретической платформы имело принципиальное значение, он нашел здесь как бы подтверждение собственного творческого "кредо". И не случайно поэтому вся его дальнейшая деятельность тесно связана была с конструктивизмом. Пантелеймон Голосов шел к новой архитектурной форме путем освоения функционального метода, но чувство художника интуитивно помогало ему преодолевать утилитарную ортодоксальность этого метода и добиваться определенных художественных результатов.

Это уже чувствуется в серии его проектов клубов союза железнодорожников и металлистов (1927), отличающихся не только функциональной целесообразностью своей формы, но и эстетической выразительностью свободной асимметричной композиции, всегда оригинально решенной, в изысканных пропорциях, с живой динамичной ритмикой элементов. Приемы динамической организации масс с активным использованием ритма особенно проявились в его производственных сооружениях, в которых он наглядно выявляет характерную для конструктивизма концепцию напряженной "работающей" формы. Весьма убедителен в этом отношении его проект кинофабрики в Москве (1927) и Харьковского почтамта (1927).

П. А. Голосов. Клуб профсоюза железнодорожников. Перспектива и план.
1927.

Применение новейших каркасных конструкций и стекла определило исключительную легкость построек и дало возможность рационально разрешить планировочные и пространственные задачи. Однако все наиболее характерное для П. Голосова воплотилось в здании комбината "Правда" в Москве (1930-1934), логически завершившего его архитектурные искания на путях конструктивизма. В большом протяженном объеме семиэтажного редакторского корпуса с изящной графикой его легких стеклянных фасадов, акцентированных сильным пластическим контрастом входного козырька, чувствуется особая изысканность строгого стиля, характерный динамичный почерк даже в условиях симметричного решения. Внушительные индустриализованные формы этого здания стали олицетворением мощи новой индустриальной России. Являясь наивысшим достижением Пантелеймона Голосова, "Правда" вместе с тем знаменовала исчерпанность путей, по которым он шел в 20-е годы.

П. А. Голосов. Почтамт в Харькове. Проект.
1927.
П. А. Голосов. Кинофабрика в Москве. Проект.
1927.

В 30-е годы наступает новый ответственный этап в творческой эволюции П. Голосова, связанный с изменением дальнейшей направленности советской архитектуры. В ориентации на классическое наследие важно было сохранить дух новаторства и не впасть в ретроспективизм. Понимая всю сложность и ответственность ситуации, П. Голосов по-прежнему стоит на позициях конструктивного мышления, не прибегая к бутафорским изобразительным формам и понимая классику как внутреннюю закономерность, а не внешнее стилевое подражание.

П. А. Голосов. Здание полиграфического комбината «Правда» в Москве.
1930—1934.

В 30-е и в начале 40-х годов видное место в творчестве П. Голосова занимают градостроительные работы, связанные с реконструкцией Москвы и прежде всего ее магистралей. Проектирование ведется под девизом социалистического градостроительства и ставит своей целью создать современную озелененную магистраль со светлыми домами радостной, бодрой архитектуры, соответствующей нашей эпохе социальных реформ и главным образом заботе о человеке. Разрешение этих задач он ищет на путях ансамблевой застройки, используя богатый опыт мирового классического наследия. В эти же годы П. Голосов проектирует и частично строит ряд крупных зданий и сооружений: Радиодом в Алма-Ате, Дом Советов во Владивостоке, жилые дома в Москве для артистов Малого театра и на Дорогомиловской набережной, комбинат газеты "Известия", дом Совнаркома в Зарядье в Москве и др., в которых он пытается синтезировать современность с классикой и разрешить идейно-образные задачи. Но и на этом этапе поисков он сохраняет присущую ему строгость и сдержанность языка, оперирование крупномасштабными массами и очень взыскателен к использованию классических форм. Основными приемами расчленения фасадов служит так называемый скрытый ордер - простые тяги, филенки, а также укрупненные элементы пилонов, лоджий и балконов. Начавшаяся война, а затем болезнь подорвали силы Пантелеймона Голосова, он умер в 1945 году.

Оценивая весь путь П. Голосова, следует сказать, что все наилучшее, созданное им, было связано с конструктивизмом. Именно тогда всецело раскрылось его архитектурное дарование и он сумел выявить себя как творческую индивидуальность. П. Голосов был одним из архитекторов, наиболее последовательно отстаивавших чистоту его принципов. Он извлек из функционализма то максимальное, что мог дать этот метод архитектурного мышления. В создании новых архитектурных форм ему приходилось оперировать исключительно конструктивными элементами и крайне скупыми выразительными средствами. В этом самоограничении была определенная трудность, но вместе с тем проявилось и его мастерство, ибо строгий отбор стимулировал в нем весьма тонкого художника, знающего цену каждой детали, обладающего особым чувством ритма и пропорций, искусством композиции.

Пантелеймон Голосов не оставил после себя обширного рукописного наследия. Многие его высказывания об архитектуре, особенно относящиеся к 20-м годам, сохранились лишь в памяти его многочисленных учеников. Однако в личном архиве Пантелеймона Голосова небезынтересны некоторые более поздние материалы, характеризующие его как весьма принципиального зодчего в ответственный момент творческой перестройки начала 30-х годов. Особенно ценной представляется его новаторская ориентация и творческое отношение к традициям, отстаивание многообразия архитектурных идей, в которых он всегда видел выражение подлинной свободы творчества, его выступление в защиту прав архитектора по реализации проекта.

Автор В. В. Кириллов

 

К началу страницы
Содержание
Александр Иваницкий. Из автобиографии  Пантелеймон Голосов. Наше творческое кредо