Главная
Новости сайта
Анатомия профессии
Основные даты
Жилые дома
Общественные здания
Градостроительство
Архитектурные конкурсы
Недостоверные объекты
Карта Киева
Архив
Библиотека об Алешине
* Публикации
* Тематические блоги
* Журналы, газеты
* Видеоматериалы
Глоссарий
Книжная полка
Ссылки
Автора!
Гостевая книга
 
Поиск







Copyright © 2000—
Вадим Алешин
Публикации

Мастера советской архитектуры об архитектуре
Избранные отрывки из писем, статей, выступлений и трактатов в двух томах
Том первый

Примечания:

1. Рабочая группа архитекторов ИНХУКа была создана в марте 1921 г. В нее входили - Н. Ладовский, А. Ефимов, В. Кринский, И. Петров, Н. Докучаев, Г. Many. Вернуться в текст
2. Совместно с Н. Докучаевым и В. Кринским Ладовский впедрил разработанный им метод в Объединенных мастерских (Обмас) архитектурного факультета Вхутемаса. Затем, в 1923 г., этот метод был принят за основу преподавания дисциплины "Пространство" на основном факультете Вхутемаса. Сам Ладовский не оставил подробного изложения своего психоаналитического метода. Многие принципы этого метода были опубликованы в работах соратников и учеников Ладовского (Н. Докучаева, В. Кринского, И. Ламцова, М. Туркуса и других), которые отмечали приоритет Ладовского в разработке метода. Вернуться в текст

 


НИКОЛАЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ ЛАДОВСКИИ
(1881-1941)

Николай Александрович Ладовский был ведущей фигурой направления архитектурного рационализма. С его именем связана реформа архитектурно-художественного образования в Московском Вхутемасе и разработка градостроительной концепции.

Ладовский много лет занимался архитектурным проектированием, еще до получения специального архитектурного образования. В 1914 году он поступает в Московское Училище живописи, ваяния и зодчества, которое заканчивает с дипломом архитектора-художника.

Процесс формирования творческого кредо Н. А. Ладовского был сложным и противоречивым. В 1918-1922 годах, когда постепенно складывались теоретические и творческие принципы рационализма, сторонники этого течения испытали влияние и школы И. Жолтовского, и кубофутуризма, и символического романтизма, и экспериментов супрематизма, и опытов художников-конструктивистов.

Вокруг Ладовского - признанного главы, теоретика, организатора и творческого лидера рационализма - постепенно, сначала в Живскульптархе (1919-1920 гг.), а тем с конца 1920 года в ИНХУКе (в группе объективного анализа и с 1921 года - в рабочей группе архитекторов [1] создавался коллектив творческих единомышленников, объединившихся в 1923 году в Ассоциацию новых архитекторов (АСНОВА).

Придавая большое значение технике в развитии новой архитектуры, Ладовский, однако, видел главное в процессе формообразования не в эстетизации новых конструкций и материалов, а в тех возможностях, которые они предоставляют в области решения пространства. Он считал, что основной задачей архитектора является решение пространственных задач. Эти идеи нашли отражение и в его выступлениях на заседаниях Живскульптарха и рабочей группы архитекторов ИНХУКа.

В принятой в апреле 1921 года программе возглавлявшейся Ладовским рабочей группы архитекторов ИНХУКа были сформулированы такие основополагающие творческие принципы рационализма, как повышенное внимание к проблемам пространства и психологии восприятия. Эти принципы легли затем в основу теоретического кредо АСНОВА, председателем которой был Н. А. Ладовский.

Ладовский рассматривал основные факторы, влияющие на формообразование в такой последовательности: пространство - форма - конструкция. Это отражало его убежденность в подчиненной роли конструкций в процессе формообразования. Ладовский подчеркивал приоритет пространственного мышления архитектора перед освоением художественных возможностей конструкций. Он много внимания уделял поискам нового художественного образа (в 1919-1920 гг. Ладовский экспериментирует с динамическими композициями - проект коммунального дома и др.)" широко используя новейшие материалы и конструкции и придавая большое значение учету объективных закономерностей композиционного построения архитектурной формы.

Н. А. Ладовский серьезно ставил вопрос о рациональных основах восприятия архитектурно-художественной формы. Он считал необходимым научно исследовать объективные психофизиологические закономерности восприятия человеком архитектурных форм, пространства и цвета. Ладовский создал во Вхутемасе (где он преподавал с 1920 г.) научно-исследовательскую лабораторию (известную "черную комнату"), где проводил опыты с целью подкрепить интуицию художника знаниями точных объективных закономерностей психофизиологии восприятия. Были созданы специальные приборы для проверки глазомера и пространственного воображения.

Н. А. Ладовский. Экспериментальный проект коммунального дома. Фасад и разрез.
1920.

Н. А. Ладовский. Экспериментальный проект коммунального дома. План.
1920.

Ладовский ставил задачу найти в художественной стороне архитектуры не только Эмоциональные, но и рациональные моменты, чтобы архитектор в своих формально-эстетических поисках мог учитывать объективные закономерности восприятия человеком архитектурных сооружений.

Считая, что в появлении подлинно новаторского архитектурного произведения огромную роль играет творческая фантазия, проводя реформу художественного образования на архитектурном факультете Вхутемаса, он уже к 1920 году разработал новый, так называемый психоаналитический метод преподавания [2]. Он предложил новую методику преподавания архитектурной композиции, разработал композиционные задания на построение крупномасштабных объемно-пространственных форм, ввел в практику преподавания выполнение студентами композиционных заданий в макетах.

Н. А. Ладовский. Проект трудкоммуны «Костино». Макет.
1927.

Психоаналитический метод преследовал цель развить у студента с самых первых дней его пребывания в вузе необходимое архитектору объемно-пространственное мышление. Н. А. Ладовский предложил на первых этапах обучения студентов выделить в самостоятельную дисциплину изучение (на основе психофизиологии восприятия) художественно-композиционных закономерностей. Студенты изучали основные виды пространственных форм, поверхности, объема, ограниченного пространства (то есть интерьера), такие средства архитектурно-художественной композиции, как пропорции, ритм, цвет, динамика и др., выполняли задания на выявление массы, веса, равновесия и т. д. Проработка каждой темы предусматривала последовательное выполнение двух заданий - "отвлеченного" (абстрактное композиционное построение) и "производственного" (решение тех же композиционных задач в процессе проектирования конкретного объекта).

Программа обучения была построена таким образом, что предусматривала не только постепенное усложнение пространственных форм, окружающей форму среды и точек зрения на форму, но и постепенное усложнение объединенных в учебном "производственном" задании архитектурно-композиционных и функционально-конструктивных требований.

Наряду с большой теоретической и педагогической работой Н. А. Ладовский в 1920-е годы принимает активное участие во многих конкурсах: Советский павильон на выставке в Париже (1924), Смоленский рынок в Москве (1926), памятник Колумбу в Санто-Доминго (1929) и др.

Н. А. Ладовский. Проект памятника X. Колумбу в Санто-Доминго.
1929.

Большой интерес представляют теоретические и проектные предложения Н. А. Ладовского в области градостроительства, среди которых можно назвать прежде всего использование новых типов секций в жилом комплексе (трехлепестковые секции в проектах для Москвы и Иванова и др.)" поиски новой гибкой (динамической) планировочной структуры города, разработка художественно-композиционных вопросов застройки.

В 1928 году с группой сторонников Н. А. Ладовский выходит из АСНОВА и создает Объединение архитекторов-урбанистов (АРУ), в основу теоретического кредо которого была положена градостроительная концепция Ладовского, для которой был характерен комплексный подход к различным градостроительным проблемам. Так, например, в отличие от многих градостроителей 1920-х годов, Ладовский много внимания уделял поискам такой схемы планировки города, которая позволяла бы усложнять его планировочную структуру в процессе развития, не нарушая в то же время взаимоотношения основных функциональных зон.

Н. А. Ладовский. Проектные предложения по планировке новой Москвы. («Парабола»).
1930.

Своеобразным экспериментальным проектом, где сознательно ставились эти задачи, был проект промышленного поселка Костино (1927-1929) под Москвой, планировка которого позволяла развиваться поселению при сохранении его структуры. Здесь Н. А. Ладовский ставил и задачу создать художественно-выразительную объемно-пространственную композицию, продумав последовательность восприятия облика поселка человеком по мере его движения по главным магистралям.

В группе Н. Ладовского во Вхутеине на протяжении нескольких лет выполнялись дипломные проекты на тему "Новый город", при разработке принципиальной схемы которого проверялись различные варианты планировки, - замкнутой в себе (рассчитанной на ограничение роста города) и децентрализованной (позволяющей свободно расти территории города). Проанализировав достоинства и недостатки различных планировочных схем города (в том числе линейной и радиально-кольцевой), Ладовский к 1930 году разработал принципиально новую схему развивающегося города. Эта схема представляла собой параболу, где по оси развивался общественный центр, который последовательно огибали зоны: жилая, промышленная и зеленая. "Парабола" Ладовского давала возможность развивать общегородской центр при сохранении его роли в качестве планировочного ядра. Ладовский предлагал использовать эту планировочную схему для реконструкции Москвы, приняв за ось параболы ул. Горького - Ленинградское шоссе.

Н. А. Ладовский. «Зеленый город». Проект гостиницы и генплан.
1930.

В том же 1930 году Ладовский создает конкурсный проект Зеленого города под Москвой, в котором разработал новый тип гибкой автострады и предложил максимально использовать в жилищном строительстве принципы стандартизации и индустриализации (монтаж зданий из изготовленных на заводе полностью оборудованных и законченных жилых кабин).

Н. А. Ладовский. Проект театра МОСПС.
1930.
Н. А. Ладовский. Дворец Советов. Конкурсный проект. Второй вариант.
1931.

В 1930-е годы Н. Ладовский создает конкурсные проекты театра в Свердловске (1931), Дворца Советов в Москве (1931 - 1932), театра МОСПС (1932) и др., разрабатывает проект реконструкции Трубной площади в Москве, по его проектам сооружаются станции Московского метрополитена - "Лермонтовская" (наружный павильон) и "Дзержинская" (перронный зал) и др.

Н. А. Ладовский. Станция метро «Лермонтовская» (бывш. «Красные ворота»).
1935.

Публикуемые материалы относятся к тому наиболее активному периоду деятельности Н. Ладовского, когда он в первые годы Советской власти вырабатывает свое творческое кредо (выступления на заседаниях Живскульптарха, документы группы объективного анализа и рабочей группы архитекторов ИНХУКа), затем формулирует принципы рационализма (статьи 1926 г.) и, наконец, разрабатывает теоретические основы АРУ (конец 1920-х - начало 1930-х гг.).

Автор С. О. Хан-Магомедов

 

К началу страницы
Содержание
Григорий Бархин. О зодчестве  Николай Ладовский. Из протоколов заседания Комиссии живописно-скульптурно-архитектурного синтеза