Главная
Новости сайта
Анатомия профессии
Основные даты
Жилые дома
Общественные здания
Градостроительство
Архитектурные конкурсы
Недостоверные объекты
Карта Киева
Архив
Библиотека об Алешине
* Публикации
* Тематические блоги
* Журналы, газеты
* Видеоматериалы
Глоссарий
Книжная полка
Ссылки
Автора!
Гостевая книга
 
Поиск







Copyright © 2000—
Вадим Алешин
Публикации

Мастера советской архитектуры об архитектуре
Избранные отрывки из писем, статей, выступлений и трактатов в двух томах
Том первый

Примечания:

1. 1 Из "Беседы с академиком А. Таманяном", 1934 г. - Сб. "Александр Таманян" (статьи, документы, современники о нем, на арм. яз.)- Сост. Л. Зорян, Ереван, 1960, стр. 43. Вернуться в текст
2. Из статьи "Создадим новую, советскую архитектуру", 1934 г. - Сб. "Александр Таманян", стр. 38. Вернуться в текст
3. Из "Беседы с академиком А. Таманяном", 1934 г. - Сб. "Александр Таманян", стр. 44-45. Вернуться в текст
4. Из "Творческого отчета". - Журнал "Архитектура СССР", 1935, № 5, стр. 3-7. Вернуться в текст
5. Ныне город Арташат. Вернуться в текст
6. Ныне город Эчмиадзин. Вернуться в текст
7. Ныне город Раздан. Вернуться в текст
8. Город в Германии (ФРГ). Вернуться в текст
9. Речь идет о генеральном плане "Новой Москвы", утвержденном в 1923 г. Вернуться в текст
10. Из доклада о планировке Еревана, 1924 г. - Сб. "Александр Таманян", стр. 20-21. Вернуться в текст
11. Из пояснительной записки "О планировке гор. Еревана", 1929 г. - "Вестник архивов Армении" (на арм. яз.), 1968, № 2 (20), стр. 28. Вернуться в текст
12. Из письма А. Таманяна Председателю Совнаркома Армянской ССР С. Тер-Габриеляну, 1929 г. - "Вестник архивов Армении", 1968, № 2 (20), стр. 36. Вернуться в текст
13. Из доклада о планировке Еревана, 1924 г. - Сб. "Александр Таманян", стр. 21. Вернуться в текст
14. Из докладной записки А. Таманяна Председателю Совнаркома Армянской ССР С. Срапионяну (Лукашину), 1923 г. - Сб. "Александр Таманян", стр. 17-18. Вернуться в текст
15. Из "Беседы с академиком А. Таманяном", 1934 г. - Сб. "Александр Таманян", стр. 45. Вернуться в текст

 


АЛЕКСАНДР ОВАНЕСОВИЧ ТАМАНЯН
(1878-1936)

ВОПРОСЫ АРХИТЕКТУРНОГО ТВОРЧЕСТВА. 1934 г.

[...] Архитектура - самое понятное народу искусство, поэтому высокий уровень архитектуры города имеет большое воспитательное значение [1] [...]

[...] Предоставление крулных ассигнований на строительство дает нам возможность строить монументальные здания, на которых, безусловно, развивается архитектура. Строительство целого ряда дворцов труда, дворцов советов, домов правительства, театров, клубов, музеев, стадионов и других зданий дает возможность создать формы и стиль современной советской архитектуры [2] [...]

[...] Для расцвета архитектуры весьма благоприятным обстоятельством является то, что монументальные сооружения дают возможность включать в архитектуру скульптуру и декоративную живопись, тем самым сделать участником создания архитектурного произведения наших талантливых художников и скульпторов, предоставляя им чрезвычайно интересное поприще для созидания. Взаимодействие трех искусств (архитектура, скульптура и живопись) приведет к расцвету зодчества.

[...] У нас в Армении имеются особо благоприятные условия для развития архитектуры. Природа щедро одарила нас строительными материалами: разнообразные туфы, гранит, базальт, драгоценные породы мрамора, оникса, яшмы, конгломератов и других, которые обогащают палитру архитектора для художественной обработки зданий. Эти материалы дают нам возможность создать подлинную архитектуру. В то время когда в других странах архитекторы вынуждены искусственными материалами создавать подобие форм камня, мы можем осуществить архитектурные формы естественными стройматериалами.

Следует подчеркнуть крупную роль строительного материала в архитектуре и с этой точки зрения мы не можем игнорировать многочисленные жемчужины нашей исторической архитектуры, которые были созданы среди той же природы и из того же строительного материала, что и наши современные постройки [3] [...]

1935 г.

[...] Во всех моих работах начиная с 1923 года я пытался использовать культурное наследие прошлых веков. Я стремился найти такие формы, которые соответствовали бы климатическим условиям и характеру природы страны, а также отразили бы народное творчество Армении. В этих работах я стремился найти решение, дающее сочетание национальной архитектурной формы с социалистическим содержанием [4] [...]

ПЛАНИРОВКА ЕРЕВАНА И ПРОБЛЕМЫ ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВА. 1924 г.

[...] Наш город расположен на стыке гор и равнин. С северной стороны имеется своеобразное плоскогорье, а с южной - равнинная местность. Это обстоятельство благоприятствует развитию города. Если поставить вопрос: не будет ли лучше построить новый город в другом месте, тогда я отвечу: что нынешнее место города очень хорошее и удобное, вокруг него находится ряд больших населенных мест: Камарлу [5], Вагаршапат [6], Аштарак, Ошакан, Ахта [7] и другие. Эти населенные пункты в своей хозяйственной жизни стремятся к центру, то есть к Еревану. Это обстоятельство, имеющее важное значение, учитывается в первую очередь как в Европе, так и в Америке. Оно необходимо также Еревану: город должен остаться на своем месте, но изменить форму в соответствии с новым генпланом.

Если поинтересоваться, были ли случаи, чтобы допускалось, ломая старое, изменить форму города, ответ готов. По этому вопросу есть богатая литература. В Европе нет города, который не подвергался бы такой ломке. Лет сто и более тому назад в этом направлении многое сделано в Европе. Результат этих работ теперь перед нами. Сто лет тому назад Париж основательно изменился, четвертая часть города была снесена и застроена совершенно по-новому: новые бульвары, широкие улицы, площади и т. д. Для этого Франции пришлось взять большой заем, 1 миллиард 200 миллионов франков. То же самое можно сказать о Берлине, Лондоне, Вене, Риме и других больших городах. Сносились до основания самые ценные кварталы, даже 6-8-этажные дома. Город Ульм [8] был снесен на 80% и застроен. Подойдем ближе. Теперь перед аналогичными работами стоит Москва, где работает мой близкий товарищ, академик Щусев. Новый план Москвы утвержден и осуществляется [9].

Следовательно, надо воспользоваться историческими уроками, опытом Европы и России и приступить к работе [10]. [...]

1929 г.

[...] Площадь, отведенная городу, представляет собой прекрасное плато с равномерным уклоном с севера на юг, что создает удобства в отношении стока надземных вод, устройства канализации, хорошо освещается солнцем круглый год и способствует живописности города, расположенного по периферии амфитеатром, благодаря склонам возвышенностей, окаймляющих город с трех сторон.

Вообще территория города Еревана дает много возможностей для создания живописных перспектив города: вид на Арарат, на Арагац, ущелье Занги, реки Гедар и проч.

Ереван расширяется главным образом в двух направлениях: в юго-восточном и в северном [11]. [...]

[...] При разработке генплана Еревана моей целью было создать центр нашей республики в такой форме, чтобы он соответствовал требованиям нашей жизни во всех отношениях: административном, промышленном, торговом, культурном и одновременно служил бы здоровым, удобным и красивым местом жительства для 150 тысяч человек.

В моем генплане я использовал принцип и формы города-сада как лучший пример и самый удачный прием в новом градостроительстве. Я нахожу, что принцип города-сада ни в коей мере не противоречит требованиям социалистического строя нашей страны к градостроительству [12]. [...]

1924 г.

[...] Я предлагаю такую форму, которая легко осуществима на равнинной и красивой местности города. Я предлагаю такую форму, которая в Европе очень принята. Город должен иметь центр и несколько районов, которые должны быть расположены так, чтобы кольцевыми улицами, самым коротким путем соединялись друг с другом и чтобы легко можно было обеспечить сообщение с центром города. По соображениям здравоохранения город должен иметь кольцевые зеленые улицы и сады без строений, так называемые "легкие города", через которые чистый воздух достигал бы его центра [13]. [...]

ОРГАНИЗАЦИЯ АРХИТЕКТУРНО-СТРОИТЕЛЬНОГО ДЕЛА В АРМЕНИИ. 1923 г.

[...] Производящиеся в настоящее время различными учреждениями Армении в спешном порядке работы, вызванные неотложной нуждой, не согласованы общими для всей Республики строительными планами. В интересах успешного осуществления государственной строительной деятельности и наилучшего использования государственных ресурсов необходимо, чтобы все производящиеся на территории республики Армении работы вытекали из общих руководящих планов строительства и подчинялись аналогичным техническим, экономическим и эстетическим требованиям.

Программы государственного строительства должны вырабатываться не на один строительный сезон, а на ряд лет, так как более или менее крупное сооружение не может быть осуществлено в один строительный сезон. Руководство всем строительством Армении должно осуществляться Советом Народных Комиссаров. Для выполнения работ, требующих технической компетенции и специализации, при Совете Народных Комиссаров необходимо создать технический орган, на который должны быть возложены:

1. Разработка общих программ и планов строительства.

2. Представление Совнаркому заключений по всем техническим вопросам, поступающим на его рассмотрение.

3. Составление проектов наиболее значительных сооружений государственного назначения и планов городов и селений и прочее.

4. Составление проектов и декретов для регулирования строительства государственного, общественного и частного; составление строительного устава, урочного положения и расценок на строительные работы и материалы (совместно с рабоче-крестьянской инспекцией).

5. Общее руководство всеми строительными работами Советской Социалистической Республики Армении. Технические органы всех государственных учреждений АрмССР должны руководствоваться указаниями технического органа при Совнаркоме [14]. [...]

1934 г.

[...] Успешное развитие строительного дела требует осуществить следующие мероприятия:

а) Упразднить обезличку на строительстве, возложив на авторапроекта - архитектора обязанности главного руководителя строительством и полную ответственность за качество исполнения здания.

б) Защитить особым уставом авторские права архитектора-созидателя.

в) Премировать за осуществление лучших зданий.

г) Организовать архитектурные мастерские под руководством авторитетных мастеров, подобно таким, какие больше года существуют в Москве.

д) Повысить квалификацию молодых архитекторов, организуя при строительном институте или при Союзе архитекторов конкурсы на различные архитектурные темы.

е) С целью повышения квалификации мастеров всех отраслей строительства организовать курсы и показательные мастерские, объявить республиканские премии для лучших мастеров-строителей [15]. [...]

 

К началу страницы
Содержание
Об Александре Таманяне