Главная
Новости сайта
Анатомия профессии
Основные даты
Жилые дома
Общественные здания
Градостроительство
Архитектурные конкурсы
Недостоверные объекты
Карта Киева
Архив
Библиотека об Алешине
* Публикации
* Тематические блоги
* Журналы, газеты
* Видеоматериалы
Глоссарий
Книжная полка
Ссылки
Автора!
Гостевая книга
 
Поиск







Copyright © 2000—
Вадим Алешин
Публикации

Мастера советской архитектуры об архитектуре
Избранные отрывки из писем, статей, выступлений и трактатов в двух томах
Том первый

Примечания:

1. Из статьи "Благоустройство населенных мест и охрана их природной красоты".- Журнал "Коммунальное дело", 1923, № 2(5), стр. 46-49. Вернуться в текст
2. Из статьи "Новый архитектурный журнал "Современная архитектура". - Журнал "Строительная промышленность", 1926, № 9, стр. 654-655. Вернуться в текст
3. Из статьи о выставке современной архитектуры. - Газета "Известия", 1927, 8 июля. Вернуться в текст
4. Из статьи "Город-сад Вельвин". - Журнал "Строительная промышленность", 1928, № 1, стр. 51. Вернуться в текст
5. Из статьи "Корбюзье и его эскизы дома Центросоюза". - Журнал "Строительная промышленность", 1928, № 11-12, стр. 851.Вернуться в текст
6. Из статьи "Экономика поселкового строительства". - Журнал "Строительная промышленность", 1929, № 11, стр. 982. Вернуться в текст
7. Из книги "Планировка и благоустройство поселков", М., 1931, стр. 5, 33, 50, 54, 55, 56-57, 88, 97, 98. Вернуться в текст
8. "Проблема архитектуры социалистического реализма в жилищном строительстве". Доклад на юбилейной научной конференции в ознаменование 150-летия архитектурного образования в Москве 28 июня 1939 г. Автореферат.- Кн. "150 лет архитектурного образования в Москве", М., 1940, стр. 58. Вернуться в текст
9. "Работа кафедр архитектурного проектирования". Тезисы доклада на конференции молодых архитекторов, окончивших Московский архитектурный институт в период между 1933-1939 годами. 2-5 апреля 1940 г. На правах рукописи. Хранится в личном архиве Т. А. Чижиковой. Вернуться в текст

 


НИКОЛАЙ ВЛАДИМИРОВИЧ МАРКОВНИКОВ
(1869-1942)

БЛАГОУСТРОЙСТВО НАСЕЛЕННЫХ МЕСТ И ОХРАНА ИХ ПРИРОДНОЙ КРАСОТЫ. [1] 1923 г.

[...] Естественная красота города является таким же драгоценным даром природы, как и красота человеческого лица. Даром, который нужно ценить и беречь, как нечто для нас весьма важное и дорогое. [...] Она оздоровляет душу и, может быть, является столько же необходимой для нашей психики, как солнечные лучи необходимы для гигиены и оздоровления жилища. [...]. Нередко цитируемые слова Оберлензена, который говорит, что "прямая линия - это линия смерти, она обнаруживает убогость души, кривая линия - это линия жизни, она будит фантазию", - хорошо выражают современные эстетические взгляды на планировку и ярко подчеркивают значение безыскусственного естественного очертания свободной линии. [...]

Относительно внешнего вида улиц и площадей следует считать установленным, что современная манера сплошной застройки плоскими многоэтажными домами является крайне неэстетичной. Стремление разнообразить плоские фасады всевозможными вновь изобретаемыми архитектурными деталями привело к определенно печальным результатам. [...] Идеальная улица представляется в виде перспективных однотипных, без пестроты и вычурности фасадов с простыми хорошими пропорциями и чисто утилитарного характера деталями. На фоне этой однообразной картины, со своей индивидуальной архитектурой, монотонная линия застройки может быть оживлена группами зелени, помещенной в разнообразном порядке перед некоторыми домами, устройством дворов и, наконец, небольшими архитектурными деталями, не бросающимися в глаза и не нарушающими общего ансамбля всей спокойной линии зданий. [...]

Памятники древней архитектуры и даже их остатки составляют одну из существенных сторон красоты, помимо своей научной ценности. Оживляя своим видом однообразие современной архитектуры, [...] они обычно очень ценятся местными, любящими свой город жителями. [...] Самое лучшее положение памятника - это тогда, когда он открыт со всех сторон и окружен хотя бы небольшой свободной площадкой с невысокими кустами и зеленью. [...]

НОВЫЙ АРХИТЕКТУРНЫЙ ЖУРНАЛ "СОВРЕМЕННАЯ АРХИТЕКТУРА". [2] 1926 г.

[...] Если прогрессировать только на бумаге, то не трудно забежать вперед не в ту сторону, в которую пойдет реальная архитектура, и оказаться таким образом в стороне или даже сзади. [...]

Наши передовые силы еще не заметили уже провозглашенного нового лозунга - экономичности строительства. В результате проекты, изобилующие изломанными стенами, выступами и впадинами, являются экономически невозможными, давая огромную стоимость жилых помещений; в настоящее время, когда жилым зданиям обычно придают очень спокойное, прямоугольное очертание, этими образцами никто не пользуется, и уверенные в своем первенстве авторы остались, в сущности, позади. [...]

"Декретировать современную архитектуру" не так легко. [...] Новые формы архитектуры могут быть осуществлены только при новых приемах строительства и из новых материалов. И те и другие вводятся в жизнь трудным и долгим путем, с постепенными усовершенствованиями, как автомобиль, аэроплан и т. д. Нет возможности предугадать те окончательные результаты, в которые это движение, наконец, выльется. [...]

О ВЫСТАВКЕ СОВРЕМЕННОЙ АРХИТЕКТУРЫ. [3] 1927 г.

[...] Неудержимой волной полуфантастических, полуреальных архитектурных композиций, заполняющих стены выставочных зал, молодая сила прорывает замкнутое, неприступно охраняемое правилами Урочного положения и всякими нормами кольцо устаревших традиций. Через сделанный прорыв перед зрителем открываются богатые перспективы будущего, возможности новых значительных достижений, беспредельное разнообразие творческой мысли, до сих пор закрытые твердо установленными архитектурными канонами. [...]

ГОРОД-САД ВЕЛЬВИН. [4] 1928 г.

[...] Без внимательного отношения к деталям, без учета каждой копейки наше укрупненное строительство приведет только к укрупненным дефицитам, а массовое строительство непрочувствованных Экономически и архитектурно зданий - к массовому безобразию, типизация и стандартизация - к устранению творческой мысли и укреплению консерватизма. [...]

КОРБЮЗЬЕ И ЕГО ЭСКИЗЫ ДОМА ЦЕНТРОСОЮЗА. [5] 1928 г.

[...] Без необходимой доли свободы творчества, некоторого отступления от общепризнанных традиций и некоторой доли риска, какие-либо нововведения немыслимы. [...]

ЭКОНОМИКА ПОСЕЛКОВОГО СТРОИТЕЛЬСТВА. [6] 1929 г.

[...] Несомненно, что русский земельный простор, отсутствие частной собственности на землю, вновь создаваемые основы нового коллективного быта и многие другие своеобразные особенности должны оказать влияние на приемы русских планировок. Однако не менее несомненно, что эти положения для всякого культурного планировщика не могут служить причиной отказа от преемственности научно-технической мысли и освобождения от знакомства с экономическими соображениями, выработанными опытными и этом деле западными странами. [...]

ПЛАНИРОВКА И БЛАГОУСТРОЙСТВО ПОСЕЛКОВ. [7] 1931 г. 7. 1931 г.

[...] Вопросом архитектурной прорисовки поселкового плана многие совсем не интересуются (а экономически она иногда считалась даже вредной). Но близко время, когда важность архитектурного подхода покажет свое значение совершенно так же, как это случилось с планом квартирной ячейки типового элемента многоэтажного дома. Большое количество неудачных типовых проектов доказало свою несостоятельность именно в смысле экономическом и показало необходимость найти простые и прорисованные типовые решения. Эта простота и ясность планировки являются результатом чисто архитектурных методов, и их значение в компоновке целых ансамблей жилых домов, конечно, не может долее оспариваться. [...]

Схема небольшого поселка представляется в форме одной магистральной улицы, более парадной и широкой, с устройством древесных насаждений или бульваров, одной или двух проезжих улиц поперечного направления и сети замкнутых жилых улиц, не имеющих сквозного проезда. Необходимо, чтобы все улицы имели застройку с двух сторон, и, таким образом, к внешним границам поселка всегда должны выходить задние стороны строительных участков.

Начертание уличной сети зависит от рельефа местности и может быть прямолинейно и криволинейно.

Прямолинейное направление дает более стройную систему планировки, удобную для разбивки правильных и ровных участков, что, однако, особо важного значения совершенно не имеет. Оно удобно для движения и дает кратчайшие расстояния. Но прямые улицы не всегда хорошо приспосабливаются к рельефу и к внешним неправильным очертаниям границы поселка.

Криволинейное направление, наоборот, хорошо приспосабливается к этим очертаниям и к рельефу места и является необходимым на больших уклонах. В архитектурном ансамбле поселка они дают интересные решения и являются излюбленными во всех английских планировках. У нас они подвергаются преследованию и иногда даже запрещению, и их не любят многие планировщики из-за необходимости хорошего графического исполнения и некоторых затруднений в разбивке участков и, в особенности, в перенесении этой разбивки на натуру, где требуется строить кривые по многим точкам вместо весьма легкой пробивки прямой по нивелиру.

Этим и объясняется главным образом наша излюбленная манера разбивать поселки по клетчатой системе, удобной для чертежника и землемера, но крайне неуютной, неархитектурной и плохо приспособленной к местным условиям.

Удачное сочетание прямых и слегка закругленных улиц дает плану лучший рисунок, который в натуре отражается в форме удачных и характерных положений зданий, свойственных хорошо выполненному поселковому плану. [...]

При устройстве садов и палисадников следует избегать большого количества узких извилистых дорожек, крутиться по которым пи для кого не составляет удовольствия. Большинство наших садов и даже городских скверов в разбивке плана отличаются безыдейностью и безвкусием, незаметными только благодаря большой красоте растущей зелени и цветов, которая все искупает. Дорожки лучше делать прямые, разбивая цветник на правильные фигуры, и достаточной ширины для прохода рядом двух человек. Деревья и кусты должны распределяться группами в зависимости от их будущей высоты и массивности кроны. Необходимы также живые изгороди и свободные ровные газоны-лужайки. [...]

Необходимо также помнить, что садовое искусство создает свои произведения постепенно, по мере роста растительности, и заключается в предвидении того, что получится через 10-15 и более лет, и не может ничего создать одним махом в один прием приложения работы. [...]

Одним из главных зол нашего поселкового, да и вообще жилищного строительства является их более чем слабая архитектурная проработка, причем нередко замечается не только полное пренебрежение к архитектуре, но иногда даже какое-то особое преследование всего внешне привлекательного, как чего-то вредного и никому не нужного.

У многих сложилось убеждение, что все, что красиво и привлекательно, непременно дорого и нерационально. [...]

Не говоря уже о дикости такого положения, когда другие искусства - музыка, балет, театральное дело - в очень большой степени, живопись и графика - в значительно меньшей, поддерживаются и поощряются всюду и везде, архитектура - "знатнейшее", по старинному выражению, из всех искусств подвергается гонению. Помимо Этого, здесь неожиданно для всех утилитаристов-строителей, делаются весьма крупные ошибки и в области рационализации строительства.

Знаменитый во всей Европе английский планировщик Раймонд Унвин, интересующийся строительством в СССР, обратил внимание на ослабление архитектурного начала в наших планировках и написал по этому поводу специальную статью, в которой указывает, что художник есть в то же время и рационализатор и что сколько бы ни изучать нормы, правила и разные потребности плана теоретически, для осуществления их в проекте совершенно необходимо приложение художественного воображения, которое только одно быстро и верно дает чувствовать все свойства планировки и ясное представление о том, как это будет в натуре.

К сожалению, эти неоспоримые истины остаются непонятными для многих строителей, как непонятно, что такое белый цвет для слепого, и можно нередко встретить самое скептическое и даже злобное отношение ко всякого рода "фантазиям".

К сожалению, очень значительная вина в этом унижении архитектуры падает также и на самих архитекторов. Многие из них не интересуются и пренебрегают внимательным отношением к деталям и подробностям, занимаясь более оригинальничаньем и стремлением ко всякого рода "творчеству" весьма сомнительного достоинства и обязательно в грандиозном масштабе. [...]

В результате - полное отсутствие у нас в реальной действительности какой-либо приемлемой поселковой архитектуры. [...]

[...] Архитектура поселка есть всего менее архитектура отдельных домов. Это есть искусство архитектурного пейзажа, его художественной организации, которая не только не потребует излишних средств, а, наоборот, сократит различного рода излишества, являющиеся неосмысленным стремлением к имитации города, которая нередко оправдывается "будущими" потребностями поселка, чем ясно подчеркивается ненужность их в настоящем. [...]

Архитектура поселка есть [...] также и композиция его в целом, отыскание красивых и пропорциональных размеров жилых домов, улиц, организация застройки кварталов и чисто пейзажное искусство распределения масс [...] зданий и групп зелени, которые в общем должны дать обворожительную картину жизни среди цветов и природы. [...]

Одним из главных условий логичности архитектуры поселка является хорошее приспособление его плана к местным условиям и использование всех тех природных хороших данных, которые в этом месте имеются. В этом смысле большинство планировок обладает громадными недостатками. Очень часто для поселка выбирают непременно ровное место, зачастую влезая для этого в болото. Участки разбиваются непременно прямоугольные, а улицы - прямые в клетку. Почему-то считается, что для поселка удобнее всего гладкое пустопорожнее место, на котором все будет сделано заново. На самом деле такое место удобно только для совершенно бездарного планировщика, который видит перед собой лишь бумагу и различные размеры. Для него, конечно, удобнее всего, чтобы и сама местность представляла собой отражение такой бумаги, то есть не имела бы неровностей, ни каких-либо кустов, деревьев и т. п., что будет мешать проведению улиц по простой прямой линейке и вносить в план всякого рода "нерациональности". Наоборот, такая местность будет лишь убийственно действовать на воображение архитектора-художника, который, начертив ряд плоских геометрических фигур, никогда не будет чувствовать удовлетворения ими, ибо перед ним не было задачи, которую следует разрешить, и все решения не будут иметь под собой почвы, в них не будет естественности и природной красоты. [...]

При той победе над расстоянием, которая [...] одержана современной техникой благодаря обладанию легкодоступными средствами передвижения, надо ожидать разрешения проблемы жилища в горизонтальном, а отнюдь не в вертикальном направлении. Мы будем иметь постепенное образование вокруг больших городов обширных пригородов, городов-сателлитов, укрупненные деревни, постепенное более равномерное распределение масс населения по всей территории страны и сообщение их между собой также по горизонтали. [...]

Без детального, мелочного изучения всех подробностей дела все равно немыслимо никакое массовое, стандартизованное строительство. Прежде чем сделать какой-либо объект предметом массового фабричного производства или стандартизации, этот объект должен быть идеально разработан во всех мельчайших подробностях. Иначе вместо единичных случаев плохих решений мы получим массовое появление плохих, неэкономичных и нерациональных жилищ. При Этом чем они будут солиднее и капитальнее, тем более тяжелым наследством они останутся для будущего социалистического строя, и их предполагаемая рентабельность благодаря моральному износу, на который совершенно не обращают внимания поборники укрупненного строительства, превратится в тяжелую, подлежащую оплате в течение 60-80 лет, обузу, от которой трудно будет избавиться. [...]

Жители окажутся в весьма незавидном положении в продолжение не менее 80 или 100 лет, на которые будет рассчитана амортизация затраченного громадного капитала, достаточного для сооружения вдвое большей жилой площади с ее амортизацией на 20-25 лет, после чего все здания могут быть безболезненно заменены новыми, более совершенными типами, а потомство получит еще богатые зеленые насаждения, ценность которых никогда не может быть аннулирована, ибо растительность требует долгого времени для своей культуры и, без сомнения, в будущем будет чрезвычайно цениться и охраняться. [...]

ПРОБЛЕМА АРХИТЕКТУРЫ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОГО РЕАЛИЗМА В ЖИЛИЩНОМ СТРОИТЕЛЬСТВЕ8. [8] 1939 г.

[...] Если социалистический реализм [...] противопоставляется всяким "измам", то понятно, что его главным отличием будет простота и естественность. [...] В жилом доме это означает простой, гладкий и скромный фасад, идейность которого должна выражаться в привлекательной уютной его внешности, в отражении скромного, но высококультурного образа жизни его жильцов, без претензий на роскошь и дешевый шик. В нем ничего не должно быть показного, никакого стремления убить и перещеголять соседа не лучшей прорисовкой и выполнением, а своеобразностью выдумки, что когда-то было любимой забавой некультурного московского купечества, порождавшей нелепые башни и торчки, "португальский стиль" и тому подобные Экстравагантности. [...]

ИЗ ТЕЗИСОВ ДОКЛАДА НА КОНФЕРЕНЦИИ МОЛОДЫХ АРХИТЕКТОРОВ. [9] 1940 г.

[...] В многообразном круге деятельности и обязанностей, выполняемых архитектором, несомненно первое и наиболее важное место занимает составление проектов различных зданий. Этот чрезвычайно трудный и сложный процесс в основном состоит из двух нераздельных частей - во-первых, составление плана организации внутренней жизни в здании, происходящей в нем работы и т. п., и, во-вторых, его архитектурное оформление, внутреннее и наружное, создание художественного образа здания, что вводит архитектора в область изобразительных искусств. Обе эти стадии проектирования совершенно неотделимы друг от друга, обе в одинаковой мере требуют архитектурно-художественной подготовки и графического мастерства. [...] Попытки отделения этих стадий и умаление архитектурно-художественного подхода к решению всего организма здания всегда без исключения приводили к печальным результатам. [...]

 

К началу страницы
Содержание
О Николае Владимировиче Марковникове  О Оскаре Рудольфовиче Мунце