Главная
Новости сайта
Анатомия профессии
Основные даты
Жилые дома
Общественные здания
Градостроительство
Архитектурные конкурсы
Недостоверные объекты
Карта Киева
Архив
Библиотека об Алешине
* Публикации
* Тематические блоги
* Журналы, газеты
* Видеоматериалы
Глоссарий
Книжная полка
Ссылки
Автора!
Гостевая книга
 
Поиск







Copyright © 2000—
Вадим Алешин
Публикации

Мастера архитектуры об архитектуре
Зарубежная архитектура. Конец XIX—XX век


АЛИСОН СМИТСОН
(1928-1993)
ПИТЕР СМИТСОН
(1923-2003)

Работающие совместно английские архитекторы супруги Смитсон - Алисой и Питер - известны как зачинатели брутализма (иначе - необрутализма), течения, возникшего в архитектуре капиталистических стран во второй половине 50-х годов. Течение развивает принципы функционализма, заменяя понятием "действие в определенных обстоятельствах" представление о функции, как единообразно осуществляемом процессе, акцентирует внимание на связях произведения архитектуры и окружающей его среды, бескомпромиссной честности выражения назначения постройки, ее конструкций и материалов. Крушение надежд, связанных с перспективами строительства в послевоенные годы, отвращение к самодовольству лидеров официальной архитектуры, к внешнему блеску построек модных направлений легли в основу течения.

Агрессивное отрицание сущего в сочетании с весьма расплывчатыми позитивными идеями сближало бруталистов с их современниками - так называемыми "сердитыми молодыми людьми" в литературе Англии.

Как течение брутализм неопределенен. Он не связан с какими-либо организационными формами и не имеет всесторонне и последовательно разработанной концепции. ЗапаДноевропейская архитектурная критика присоединяет к нему явления, подчас возникшие совершенно независимо (например, работы Ле Корбюзье конца 50-х годов или творчество Л. Кана, К. Танге). Значение Смитсонов определяется не их творческими достижениями (при всей остроте их немногих осуществленных произведений они вряд ли более ярки, чем работы других лидеров брутализма, - таких, например, как англичане Стирлинг и Гован, голландцы ван дер Брук и Бакема, норвежцы Лунд и Слату, швед Леверентц, не говоря уже о бруталистских постройках Ле Корбюзье). Не одни Смитсоны создавали творческий метод брутализма, присущие ему приемы и язык форм. Но именно Смитсоны выдвинули теоретическую платформу, на основе которой стали объединяться в течение разрозненные явления. Они дали течению имя, хоть и сложившееся случайно (из сочетания студенческого прозвища П. Смитсона - "Брут" и сокращенного имени А. Смитсон), но выразившее общий характер его внешних признаков. Питер Денхэм Смитсон родился в 1923 году в Стонктон-он-Тис. После перерыва, вызванного службой в инженерных войсках во время второй мировой войны, он закончил архитектурное образование в 1948 году на архитектурном факультете университета в Ньюкасле. В университете он встретил Алисой Маргарет Джилл, которая стала его женой (родилась в Шеффилде в 1928 г.).

Первой бруталистской постройкой стала созданная Смитсонами школа в Ханстентоне (Норфолк, Англия, 1949-1954). Пуританская строгость этого здания с его открытым прямоугольным каркасом и плоскими стенами из лишенного отделки бетона и кирпича свидетельствует о влиянии Мис ван дер Pop. Системы инженерного оборудования не скрыты и участвуют в организации пространства, как полноправные элементы зримой формы.

А. и П. Смитсон. Средняя школа в Ханстентоне, Норфолк, Англия.
1949-1954. Общий вид и интерьер.

К концу 50-х годов Смитсоны отошли от скованности симметричных схем и преклонения перед геометрией прямых углов. Творческий метод их стал основываться на сотрудничестве не только с инженерами-конструкторами, но и с технологами и социологами, детально разрабатывающими возможные варианты организации системы процессов. Их наиболее крупная постройка начала 60-х годов - комплекс зданий редакции газеты "Экономист" (1962-1964) в историческом центре Лондона. Авторы здесь видели свою главную задачу в том, чтобы органично и естественно ввести новые сооружения в сложившуюся среду, сохранив присущую ей масштабность и характер обжитого уюта.

А. и П. Смитсон. Группа зданий редакции журнала "Экономист" в Лондоне.
1964.

Смитсоны не создали крупных теоретических трудов, но их статьи регулярно появляются в английских архитектурных журналах. Мы постарались сгруппировать приводимые нами отрывки по главным темам, раскрывающим теорию брутализма. Характерно, что, говоря об изменчивости назначения построек, Смитсоны мыслят ее лишь в пределах структуры капиталистического общества. Их "радикализм" не распространяется за пределы проблем формы. Однако их статьи имеют значение не только "исторического документа", характерного для определенного этапа развития архитектуры капитализма. В них есть интересные и тонкие наблюдения, они затрагивают и некоторые проблемы, имеющие общее значение, - рост урбанизации, роль транспортных магистралей в современном городе, задачи освоения техники, выдвигают требование целостного подхода к архитектуре и ее среде.

Предисловие, составление и примечания А. В. Иконникова, перевод Е. Н. Чечик.

 

К началу страницы
Содержание
Роберт Вентури. Из книги "Сложность и противоречия в архитектуре"  Алисой и Питер Смитсон. Город как целое.