Главная
Новости сайта
Анатомия профессии
Основные даты
Жилые дома
Общественные здания
Градостроительство
Архитектурные конкурсы
Недостоверные объекты
Карта Киева
Архив
Библиотека об Алешине
* Публикации
* Тематические блоги
* Журналы, газеты
* Видеоматериалы
Глоссарий
Книжная полка
Ссылки
Автора!
Гостевая книга
 
Поиск







Copyright © 2000—
Вадим Алешин
Публикации

Мастера архитектуры об архитектуре
Зарубежная архитектура. Конец XIX—XX век


РОБЕРТ ВЕНТУРИ
(1925-2018)

Профессор Йельского университета Роберт Вентури - один из наиболее сложных и противоречивых мастеров архитектуры современной Америки. В его теоретических концепциях и творчестве ярко отразился перелом, наступивший в архитектуре капиталистических стран 60-х годов, кризис функционализма и реакция против холодных абстракций из металла и стекла, создававшихся последователями Мис ван дер Роэ.

Осуществленные по проектам Вентури постройки немногочисленны; пока самая крупная среди них - дом для престарелых "Гилд-хауз" в Филадельфии (1960-1965). Широкую международную известность и влияние на архитектурную молодежь Запада принесли ему критико-теоретические работы и, прежде всего, небольшая книга "Сложность и противоречия в архитектуре", опубликованная в Нью-Йорке в 1966 году. В этой работе протест против упрощения, схематизации жизни, присущей концепции функционализма, получил последовательное выражение и аргументацию, отнюдь не ограниченную чисто эмоциональными доводами.

Вентури выступает за архитектуру, которая основывается не на порядке, произвольно навязанном жизни, а на сложностях и противоречиях самой жизни. Вентури не защищает ни сложность, рождаемую неумением внести дисциплинирующее начало, ни произвольную вычурность. Он утверждает неизбежность и необходимость многоплановости и многозначности смысловых значений. Он призывает добиваться целостности, не отсекая живые ветви, не исключая элементы реальности, а обобщая их, приводя к сложному и многогранному единству. В середине 60-х годов, когда схематизму и абстракциям одних концепций были противопоставлены призывы других - порвать с логикой и естественностью, - идеи Вентури получили широкий отклик, они казались выходом из тех противоречий, которые раздирали саму современную архитектуру.

Р. Вентури, Дж. Паттон, Н. Гианопулос. Конкурсный проект памятника Рузвельту.
1960. Перспектива.

"Трудный порядок", достигаемый обобщением, Вентури стремится распространить на все уровни решения проблем архитектуры, которую он рассматривает как часть целостной среды. Зданив для него неотделимо от окружающей среды, и в то же время оно является развитием этой среды, изменяя своим существованием всю систему, наше восприятие всех прочих ее элементов.

В теории и творчестве Вентури отразилась и тенденция к возрождению монументальности, определившаяся в начале 60-х годов. Он стремится преодолеть утилитарность, холодность архитектуры функционализма, сделать архитектуру впечатляющей, активно выражающей ту информацию, которая заключена в ее образах.

Стремясь повысить силу выразительности архитектуры, Вентури обращается к ее явлениям, которые решительно отвергались в последние десятилетия. Он пытается использовать приемы воздействия, присущие коммерческой рекламе, вульгарному громкого лосию гигантских афишных стендов и вывесок, стремясь использовать для создания архитектурного образа средства скорее изобразительные, чем абстрактно-геометрические.

Показателен в этом отношении его конкурсный проект Зала славы американского футбола (1968), где он предлагает своеобразный гибрид здания и гигантского афишного стенда. Светящаяся реклама и надписи, как полагает Вентури, равноправны в его композиции с элементами организованного пространства и конструктивными структурами.

Р. Вентури. Дом в Честнат-хилл, Пенсильвания, США.
1964.

Вентури оправдывает необходимость поиска таких приемов громадностью открытых пространств современных американских городов, их автомагистралей, площадей для паркирования автомашин. Он говорит о необходимости учитывать скорость движения автомобиля, с которой связываются условия восприятия большой части людей и вместе с тем о притупленности чувств современного американца. Внесение сильных, резких раздражителей представляется ему единственной возможностью сделать архитектурный образ действенным.

Вентури прагматичен. Он говорит об архитектуре, которая должна вырастать в реальных условиях экономических ограничений, жестко устанавливаемых функциональных программ, доступных материалов и освоенной технологии. Ратуя за жизненную необходимость органичного слияния архитектуры с конкретным местом, он привязывает свою концепцию к конкретности современных американских городов.

Вентури видит сложность и противоречия жизни современной американской действительности, но он принимает ее такой, какова она есть. Он констатирует существование противоречий, не стремясь проникнуть к их истокам. Он не стремится к преобразованию и совершенствованию сущего, не проявляет конструктивной воли по отношению к нему.

В этом тоже характерная черта 60-х годов, когда архитектура Запада утратила свои стремления к социальному. Решение социальных замыслов уже не закладывается в основу решений - разочарование в той роли, которую архитектура играет в развитии общества, оказалось слишком сильным. Разочарование закрыло дорогу социальным утопиям, столь многочисленным в 20-е годы. Давно известна и цена социал-реформистских идей, их претворение в архитектуре для всех утратило какую-либо привлекательность.

Пессимизм, рождающий социальную пассивность, - главная слабость теоретических концепций и практики Роберта Вентури. Однако его работы, выстраданные, основанные на мучительных раздумьях и на большой эрудиции настоящего знатока архитектурной классики (Вентури в начале 50-х гг. получил солидную академическую подготовку на архитектурном факультете Принстонского университета, а затем в Американской академии в Риме), заключают много интересных мыслей о художественно-образных возможностях архитектуры, ее средствах, ее целостности. Его борьба против схематизма и нарочитых упрощений имеет отнюдь не конъюнктурное значение. Представляют интерес и мысли Вентури об "архитектуре информации".

Мы приводим здесь сокращенный текст его главной работы - "Сложность и противоречия в архитектуре" - в переводе М. Д. Канчели.

Предисловие, составление и примечания А. В. Иконникова, перевод М. Д. Канчели

 

К началу страницы
Содержание
Луис Кан. ***  Роберт Вентури. Сложность и противоречия в архитектуре