Главная
Новости сайта
Анатомия профессии
Основные даты
Жилые дома
Общественные здания
Градостроительство
Архитектурные конкурсы
Недостоверные объекты
Карта Киева
Архив
Библиотека об Алешине
* Публикации
* Тематические блоги
* Журналы, газеты
* Видеоматериалы
Глоссарий
Книжная полка
Ссылки
Автора!
Гостевая книга
 
Поиск







Copyright © 2000—
Вадим Алешин
Публикации

Мастера архитектуры об архитектуре
Зарубежная архитектура. Конец XIX—XX век


ЛУИС КАН
(1901-1974)

Имя этого американского архитектора стало широко известным в конце 50-х годов, когда он почти достиг шестидесяти лет. Зримая материальность его построек, их спокойный монументализм стали одним из проявлений реакции против дематериализации архитектуры, параллелепипедов из стекла и безжизненно гладких коммерческих построек городов США. Творчество Кана отмечено стремлением к значительности образного содержания, утверждению гуманистических ценностей. Его концепция, открывающая путь к творчеству вне ассоциаций с уже существующим, вне подражания, и органическое соединение в одном лице мыслителя и художника, теоретика и крупного практика импонируют западной архитектурной молодежи. Широкой популярности Кана способствовал его талант педагога, умеющего установить контакт с любой аудиторией.

Луис Кан родился на эстонском острове Сарема и шестилетним ребенком вместе с родителями переехал в США. В 1924 году он закончил архитектурное отделение Школы изящных искусств Пенсильванского университета, получив добротную академическую выучку.

Начало его творческой биографии не было многообещающим. Знакомство с "авангардистской" архитектурой Европы во время поездки, которую он совершает в 1928- 1929 годах, подорвало его веру во всемогущество доктрин классицизма. Особенно большим было впечатление от работ Ле Корбюзье. Он примыкает к функционалистам.

Однако в годы экономического кризиса ему не удается найти настоящего применения своим силам. Долгие десятилетия Кан работал как помощник и соавтор заурядных архитекторов, лишь изредка самостоятельно выполняя не очень крупные заказы. До 50-х годов ничто из сделанного им не поднималось выше среднего профессионального уровня.

Перелом в жизни Кана наступает, когда он, уже немолодым человеком - сорока семи лет, - становится преподавателем Иельского университета. Здесь он находит себя. Общение со студентами, стремление дать им исчерпывающие ответы, индуцируют его мысль, заставляют отвергнуть установившиеся представления. Он стремится осмыслить изначальные основы архитектуры, проникнуть в ее сущность, разработать всеобъемлющую теоретическую концепцию зодчества.

Развитие Кана как педагога и теоретика дало мощный импульс его творчеству. Оно позволило ему оторваться от рутины, от комбинаций уже известных элементов и достичь нового качества в своих постройках. Это новое воспринималось особенно ярко на фоне эпигонской архитектуры конца 50-х годов, растрачивавшей наследие функционализма.

В работах Кана на рубеже 60-х годов архитектуре вновь возвращаются такие утерянные ею средства, как зримое выражение массивности, весомости конструкций, использование контрастов фактуры и цвета, естественно присущих строительным материалам, симметрия, уравновешенность в организации объема и пространства.

В Западной Европе "телесность", "материальность" архитектуры возрождали Ле Корбюзье, Аалто, супруги Смитсон. Кан не подражал им, он искал свой путь, пытаясь нащупать общие законы архитектуры, не подвластные не только моде, но и стилю. Уроки академической школы, результаты изучения памятников Древнего Египта и античности вместе с опытом рационалистической архитектуры служат материалом для теоретических построений Кана.

В основе мировоззрения Луиса Кана нет последовательной философской системы. Однако, в отличие от пессимистической мизантропии многих теоретиков архитектуры современного Запада, Кан верит в извечную созидательную способность человека, его неистребимую потребность утверждать себя в творчестве. Верит он и в объективность законов природы - творчество представляется ему как бы раскрытием, реализацией уже существующих закономерностей.

Общую закономерность структурного построения объекта Кан называет "формой" и говорит, что представляет ее себе как реализацию законов природы, как нечто предшествующее конкретной работе над проектом, так как формой в таком понимании определяется взаимосвязь элементов.

Функции сооружений Кан стремится свести к неким общим типам, извечно существующим "институтам" человеческого общества (не случайно он часто возвращается к мысли о принципиальном единстве во все времена "института обучения"). Подобный подход определяет широту взглядов на явления, позволяющую увидеть новое в привычном, но он и ограничивает диапазон возможного применения концепции - ее широта оказывается чрезмерной для многих конкретных задач.

Особое значение Кан придает организации света. Свет для него - важнейшее структурное средство формирования пространства, непременное условие восприятия его свойств.

Классическая архитектура вызывает у Кана глубокое уважение как проявление способности человека познать закономерности мира и воплотить их в определенных конкретных условиях. Но он чужд мысли имитировать формы, созданные в прошлом.

В современном буржуазном мире, мятущемся и раздробленном, Кан сумел сохранить веру в существование всеобъемлющих закономерностей творчества. Но, отрекаясь от конъюнктурного и случайного, он порывает и с конкретностью социальной действительности. Любое задание он сводит к абстракциям "человеческих институтов".

Первыми значительными реализациями концепции Кана были здания Художественного музея Йельского университета в Нью-Хейвене (1951-1953) и американской федерации медицинских работников в Филадельфии (1954-1956). Здесь проявилось стремление Кана к уравновешенности композиций, их ощутимой весомости. Кан даже несколько утрирует массивность и крупную пластику конструкций, эффектно использует контрасты материалов. Он не избегает симметрии, но, как сильнейший прием эмоционального воздействия, использует и ее частичное нарушение.

Л. Кан и Д. Орр. Художественная галерея Йельского университета в Нью-Хейвене, США.
1951-1953. Общий вид и интерьер.

Широкую известность Кану принесло здание медицинских лабораторий Пенсильванского университета (Филадельфия, 1957-1961). Четкое подразделение объема, основанное на логичном расчленении пространств, позволило создать исключительную пластическую напряженность необычной композиции. Эта работа, в которой Луис Кан достиг неоспоримой самобытности, отмечает начало периода творческой зрелости, наступившей в шестьдесят лет.

Л. Кан и Э.-Г. Тинг. Проект "ратуши будущего".
1957. Макет.

Л. Кан. Здание медицинских лабораторий Пенсильванского университета, Филадельфия.
1957-1961.

В последующие годы Кан лихорадочным трудом как бы стремится наверстать упущенное. Он одновременно выполняет проекты целого ряда крупных объектов, включая комплекс правительственного центра в Дакке - столице Восточного Пакистана, Индийский институт управления в Ахмадабаде, Биологический институт Солка в Сан-Диего (США), Дворец конгрессов в Венеции, художественный колледж в Филадельфии. Концепция мастера получает, казалось бы, все более разностороннее выражение. Новые проекты решены широко и целостно. Однако многое в них производит впечатление надуманности. Монументальность, перерастающая в самодовлеющее качество, подавляет.

Чтобы сохранить гармонию и логику концепции в негармоничном и нелогичном буржуазном мире, Кан превращает ее в своеобразную замкнутую систему. И эта замкнутость приносит плоды, толкая к творческим абстракциям. Уходит естественность "ранних" работ Кана, работ, которые действительно могли казаться воплощением осознанных закономерностей природы и человеческой деятельности.

Мы приводим здесь несколько статей и отрывков, в сумме своей достаточно полно характеризующих основные элементы сложной теоретической платформы мастера.

Источники, по которым цитируются приводимые материалы, даны в примечаниях.
Предисловие, составление и примечания А. В. Иконникова, переводы А. В. Иконникова и М. Д. Канчели

 

К началу страницы
Содержание
Ээро Сааринен. Изменяющаяся философия архитектуры  Луис Кан. ***