Главная
Новости сайта
Анатомия профессии
Основные даты
Жилые дома
Общественные здания
Градостроительство
Архитектурные конкурсы
Недостоверные объекты
Карта Киева
Архив
Библиотека об Алешине
* Публикации
* Тематические блоги
* Журналы, газеты
* Видеоматериалы
Глоссарий
Книжная полка
Ссылки
Автора!
Гостевая книга
 
Поиск







Copyright © 2000—
Вадим Алешин
Публикации

Мастера архитектуры об архитектуре
Зарубежная архитектура. Конец XIX—XX век


ЭЭРО СААРИНЕН
(1910-1961)

Ээро Сааринен - один из крупнейших архитекторов США послевоенного времени - родился в Киркконумми, в Финляндии. Его отцом был знаменитый финский архитектор Элиэл Сааринен. В 1923 году семья Сааринена переезжает в Соединенные Штаты Америки, и фактически формирование творческой индивидуальности Ээро происходит в условиях этой страны.

В юности Сааринен увлекался скульптурой, однако позднее под влиянием отца поступает на архитектурное отделение Йельского университета. Сразу же после его окончания, в 1934 году, Сааринен отправляется в двухлетнее путешествие с целью изучения новой европейской архитектуры. Вернувшись в Америку, он работает в мастерской отца, однако вскоре покидает ее для самостоятельной деятельности.

Первой крупной работой, принесшей Ээро Сааринену широкую известность, был ансамбль зданий технического центра фирмы "Дженерал-моторе" в Уоррене, штат Мичиган (закончен в 1957). Некоторые критики увидели в нем блестящее подражание Мис ван дер Роэ, другие находили значительно большее разнообразие композиционных приемов, в которых проявилась индивидуальность автора. И лишь немногие осознали значение новых идей, заложенных в архитектуре этого ансамбля. Хотя все здания центра прекрасно отвечают своему назначению, их архитектуру уже нельзя считать традиционно-функционалистической. Уже здесь для Сааринена выявление функции перестало быть конечной целью произведения архитектуры.

Э. Сааринен. Технический комплекс "Дженерал-моторе" в Детройте, США. Водонапорная башня и административное здание.
1951-1957.

Несмотря на широкое признание его ранних работ, Ээро Сааринен во второй половине 50-х годов делает резкий поворот, стремясь к усилению пластической выразительности форм и утверждению собственно эстетических ценностей архитектуры.

Э. Сааринен. Массачусетский технологический институт. Капелла, США.
1955.
Э. Сааринен. Массачусетский политехнический институт. Конференц-зал, США.
1955.

В начале своей деятельности Сааринен находился под влиянием Мис ван дер Роэ. В его ранних работах можно увидеть оригинальное воплощение идей универсального пространства, призывов к анонимной архитектуре. Однако наиболее существенный вклад Сааринена в теорию архитектуры был связан с дальнейшей разработкой принципов "органичной архитектуры", последним крупным представителем которой был Ф.-Л. Райт.

Ээро Сааринен исходил из идеи, что развитие архитектурной композиции можно уподобить развитию биологического организма на основе заложенного в нем генетического кода. Следуя этому принципу, Сааринен создает здания аэровокзала имени Дж. Кеннеди в Нью-Йорке (1956-1962), аэропорта им. Даллеса в Вашингтоне (1958-1962) и крытого хоккейного стадиона Йельского университета (1958). Своим пренебрежением к последовательности утверждения в каждой новой постройке собственной манеры Сааринен как бы демонстрирует широту стилистического диапазона сформулированного им принципа формообразования.

Э. Сааринен. Хоккейный стадион Йельского университета, США.
1958. Интерьер.

Во второй половине 50-х годов Ээро Сааринен становится признанным лидером нового направления американской архитектуры. Излагая свои теоретические позиции в многочисленных статьях и выступлениях, Сааринен привлекает широкий круг архитектурных проблем. Особое значение он придает эмоциональной и психологической функции архитектуры, а также возможностям использования традиционных форм - проблемам, недальновидно отвергнутым сторонниками ортодоксального функционализма.

Он отдал дань своеобразному "неоакадемизму" в зданиях американских посольств в Лондоне и Осло. Одна из его последних работ - жилой комплекс Йельского университета (1962) - пример оригинального творческого прочтения готики.

Э. Сааринен. Здание посольства США в Осло.
1955-1959.
Э. Сааринен. Здание Международного делового центра ТВМ в Рочестере.
1956.

Сааринен утверждал значимость творческой интуиции и в этой связи говорил о доминировании художественного образа в единстве функциональной и технологической программ. Тем самым, вслед за Ле Корбюзье 50-х годов, Сааринен делает новую расстановку акцентов в классической триаде - функция, конструкция, красота, - придавая решающее значение эстетической выразительности.

Э. Сааринен. Здание международного аэропорта им. Кеннеди в Нью-Йорке.
1962.
Э. Сааринен. Здание аэровокзала в Вашингтоне.
1962.

В известной мере творчество и теоретические идеи Сааринена, оказавшие и оказывающие влияние на архитекторов многих стран, способствовали преодолению ограниченности концепции функционализма. В то же время вклад этого талантливого и беспокойного архитектора, погибшего в 1961 году, не столько завершает этап переоценки ценностей, выработанных функционалистическим направлением, сколько раскрывает перед современной архитектурой ранее неизвестные ей перспективы.

Отрывки из статей Сааринена даны в переводе М. Д. Канчели.
Предисловие, составление и примечания В. И. Локтева, перевод М. Д. Канчели

 

К началу страницы
Содержание
Минору Ямасаки. Интервью, опубликованное журналом "Аркитекчурал Форум"  Ээро Сааринен. Изменяющаяся философия архитектуры