Главная
Новости сайта
Анатомия профессии
Основные даты
Жилые дома
Общественные здания
Градостроительство
Архитектурные конкурсы
Недостоверные объекты
Карта Киева
Архив
Библиотека об Алешине
* Публикации
* Тематические блоги
* Журналы, газеты
* Видеоматериалы
Глоссарий
Книжная полка
Ссылки
Автора!
Гостевая книга
 
Поиск







Copyright © 2000—
Вадим Алешин
Публикации

Мастера архитектуры об архитектуре
Зарубежная архитектура. Конец XIX—XX век


МИНОРУ ЯМАСАКИ
(1912-1986)

Американский архитектор Минору Ямасаки получил широкую известность как один из создателей так называемого "американского неоклассицизма шестидесятых" (а если выражаться точно - неоэклектизма). Течение Это было порождено идеологией "потребительского общества", стремлением уйти от мучительных социальных проблем. Создавались архитектурные декорации, которые должны были свидетельствовать о благополучии и стабильности. Связь с традициями классицизма придавала течению солидную респектабельность, в то же время техническая рациональность говорила о достаточно современных взглядах. Стерильная красивость форм произведений "неоклассиков" импонировала вкусам, воспитанным американским "стайлингом", - полукоммерческим искусством придавать приятный облик предметам потребления. Течение получило в США широкую официальную поддержку - перед ним ставились задачи "продемонстрировать миру позитивную сущность американского образа жизни" и создать для администрации и бизнеса здания, служащие целям престижа. Мода на "неоклассицизм шестидесятых" не была долговечной и едва дожила до середины десятилетия, когда его эфемерная радужность стала раздражать вопиющим несоответствием обострившимся противоречиям действительности.

Ямасаки - талантливый архитектор, обладающий высоким профессиональным мастерством, которого привели к неоклассицизму неудовлетворенность холодным техницизмом официальной американской архитектуры начала 50-х годов и разочарование в социальной миссии зодчества. При всех противоречиях его творчества оно несомненно значительнее всего того, что отмечено мишурным блеском "неоклассицизма шестидесятых".

Ямасаки родился в 1912 году в Сиэттле (США), в семье эмигрантов из Японии. В 1934 году он закончил архитектурное отделение университета в Вашингтоне, затем учился в Нью-Йоркском университете. Свою деятельность он начал как чертежник в конторе Шрю, Лэмба и Хэрмона, строителей Эмпайр стейт-билдинг, затем перешел в офис Гаррисона и Абрамовица, одну из крупнейших архитектурно-проектных фирм США. Это были годы обезличенного, изнуряющего труда, которые дали Ямасаки великолепную профессиональную выучку и глубокую неприязнь к бесстрастно-холодной архитектуре для бизнеса, создававшейся в офисах. Работая в конце 30-х годов в фирме известного дизайнера Раймонда Лоуи, Ямасаки приобщается и к секретам "стайлинга". Самостоятельную работу он начал в 1949 году в Детройте. Его первой значительной постройкой было здание аэропорта в Сент Луисе (1952-1956, совместно с Дж. Лейнвебером) - эффектное сооружение, залы которого перекрыты легкими пересекающимися железобетонными сводами.

М. Ямасаки и Дж. Лейнвебер. Здание аэропорта в Сент Луисе, США.
1952-1956. Интерьер.

Ямасаки заявлял о своей приверженности архитектуре Мис ван дер Роэ, в которой он видел высшее проявление единства архитектуры и технологии, но он стремится преодолеть ее абстрактность, "обогатить" ее. Здание компании "Рейнолдс металл" в Детройте (1959) он "одевает" в орнаментальную решетку из анодированного алюминия, вуалирующую его структурные элементы. Этот прием решетки, своего рода декорации, скрывающей здание, становится обычным приемом американского неоклассицизма. Ямасаки даже не пытается преодолеть хаотичность американских городов - он лишь стремится изолировать свои здания, ограждая их высокими бетонными стенами, в пределах которых создает "контролируемое окружение" (здания Американского института бетона и Общества ремесел в Детройте. 1959). Композиции зданий жестко симметричны, их общее построение идет от приемов классицизма, но место традиционных форм заняли элементы из стали и железобетона, продукты современной техники. Ямасаки стремится сочетать приемы европейского классицизма, национальной японской архитектуры и функционализма. Его лучшая постройка - здание конференц-центра университета в Детройте (1958) - любопытное сочетание симметричного объема ренессансного палаццо, формы которого "переведены на язык" эФФективН0й железобетонной конструкции, с бассейнами и островками геометризированного японского сада. Эклек™зм Ямасаки еще более откровенен в причудливых ажурных структурах из бетона и металла на ярмарке в Дели (1960) и выставке в Сиэттле (1962), где он переходит к сочетанию мотивов архитектуры Востока и готики. Это архитектура, отрешенная от социальных целей, "архитектура для радости", как называет ее сам Ямасаки, обращенная лишь к чувственному восприятию. Внешний облик построек становится самоцелью. Пресыщение этой архитектурой для человека-потребителя затронуло и самого Ямасаки. Два здания огромного торгового центра в Нью-Йорке он создает как гигантские обнаженные параллелепипеды из стекла, поднимающиеся на 110 этажей (450 м).

М. Ямасаки. Здание компании "Рейнолдс металл" в Детройте, США.
1959.
М. Ямасаки. Здание конференц-центра университета в Детройте, США.
1958. Интерьер.

Ямасаки критикует функционализм, исходя из буквального истолкования лозунга "форму определяет функция" (наделе функционализм никогда не был столь примитивен). Он всецело сосредоточивает свое внимание на внешнем - даже организация архитектурного пространства для него прежде всего источник наслаждения "чувством пространства". Индивидуализм его находит выражение не только в "отказе от систем", но и в подходе к проблемам города, а главное, в отрицании значимости социальных проблем для архитектора. Приводимый нами сокращенный перевод (выполненный М. Д. Канчели) его интервью, опубликованного в июльском номере журнала "Architectural Forum", достаточно полно отражает ограниченность его концепции "архитектуры радости". Вместе с тем в нем есть наблюдения, которые небезынтересны сами по себе, - например, касающиеся процесса творчества, конкретных приемов профессионального мастерства архитектора.

Предисловие, составление и примечания А. В. Иконникова, перевод М. Д. Канчели

 

К началу страницы
Содержание
Бруно Дзеви. Из книги "уметь видеть архитектуру"  Минору Ямасаки. Интервью, опубликованное журналом "Аркитекчурал Форум"