Главная
Новости сайта
Анатомия профессии
Основные даты
Жилые дома
Общественные здания
Градостроительство
Архитектурные конкурсы
Недостоверные объекты
Карта Киева
Архив
Библиотека об Алешине
* Публикации
* Тематические блоги
* Журналы, газеты
* Видеоматериалы
Глоссарий
Книжная полка
Ссылки
Автора!
Гостевая книга
 
Поиск







Copyright © 2000—
Вадим Алешин
Публикации

Мастера архитектуры об архитектуре
Зарубежная архитектура. Конец XIX—XX век


ЭРНЕСТО НАТАН РОДЖЕРС
(1909-1969)

Эрнесто Натан Роджерс родился в 1909 году в Триесте. В 1932 году окончил архитектурный факультет Миланского политехнического института. Роджерс широко известен своими многочисленными трудами в области критики и теории архитектуры. Будучи в течение многих лет главным редактором популярного архитектурного журнала "Казабелла" ("Casabella Continuita", 1954-1966), он почти в каждом номере выступал с редакционными статьями, освещающими основные проблемы современной архитектуры.

Практическая деятельность Роджерса тесно связана с творческим коллективом ББПР (Банфи, Бельджойзо, Пересутти, Роджерс), родившимся еще в стенах института. Вместе со многими молодыми архитекторами своего поколения коллектив ББПР прошел тяжелый путь от увлечения фразеологией фашизма до его отрицания, а затем и активной борьбы против фашистского режима. В этот борьбе погиб в 1945 году Банфи, замученный в концентрационном лагере Маутхаузен. Три друга остались верны памяти погибшего товарища и сохранили его имя в названии своего творческого коллектива.

Творческий путь группы ББПР в большой степени отражает эволюцию взглядов передовой части архитекторов Италии. Борьба против эклектики Римской академической школы и до известной степени подражание "новой архитектуре" соседних стран, поиски рациональных решений на основе функционализма, в широком смысле этого слова, и, наконец, поиски новых рациональных решений на основе исторических традиций национальной архитектуры - вот те основные вехи, по которым двигались архитекторы ББПР. "Мы протестуем против всякого формализма, в какой бы форме он ни проявлялся" - с этим лозунгом продолжали они до последнего времени совместную работу.

Роджерс соединял в себе талант ученого, писателя и архитектора-практика. Среди ранних построек, выполненных им в коллективе ББПР, выделяется Гелиотерапевтическая колония в Леньяно (1936-1938), одно из лучших произведений итальянского рационализма, где конструкция не только определяет собой композицию, но и служит главным средством художественной выразительности. Памятник итальянцам, погибшим в концлагерях Германии (Милан, 1946), работы по реставрации и интерьеры музея во дворце Сфорца в Милане (1952- 1956) и, наконец, башня Веласка в Милане (1958) отражают поиски мастером, творчество которого неотделимо от работы коллектива ББПР, новой художественной выразительности, основанной на преемственности и исторических традициях.

Особое место в творчестве Роджерса занимает проблема так называемого "социального жилого дома" для рабочих и служащих. Поиски нового типа жилого дома, начатые коллективом ББПР в 1939 году в проекте комплекса Ле Грация в Леньяно, продолжаются на протяжении всей его практической деятельности.

Книга Роджерса "Опыт архитектуры" ("Esperienza dell architettura", Милан, 1958) обобщает его творческую практику, лекции по архитектуре и выступления на страницах архитектурной печати. Роджерс выступает в ней как рационалист. Функция для него, однако, не только не исключает красоту ради пользы, но, наоборот, функция только тогда становится органичной, говорит он, когда она превращается в синтез пользы и красоты, в синтез рационального проекта и современной техники, в синтез творчества и окружающей среды, традиции и новаторства. Одновременно Роджерс выступает против теории "органичной архитектуры". Взамен формалистов одного типа она создала других, не менее порицаемых, говорит он. Проблемы сущности архитектуры, творческого освоения наследия, взаимосвязи архитектуры и науки, органической связи нового сооружения с городом и окружающей его исторической средой, вопросы традиции и преемственности составляют содержание этой книги, во многом субъективной, отражающей противоречивость позиций автора.

Предисловие, составление и примечания Р. А. Кацнельсон, перевод Н. В. Наумова

 

К началу страницы
Содержание
Джо Понти. Любите архитектуру  Эрнесто Натан Роджерс. Из книги "Опыт архитектуры"