Главная
Новости сайта
Анатомия профессии
Основные даты
Жилые дома
Общественные здания
Градостроительство
Архитектурные конкурсы
Недостоверные объекты
Карта Киева
Архив
Библиотека об Алешине
* Публикации
* Тематические блоги
* Журналы, газеты
* Видеоматериалы
Глоссарий
Книжная полка
Ссылки
Автора!
Гостевая книга
 
Поиск







Copyright © 2000—
Вадим Алешин
Публикации

Мастера архитектуры об архитектуре
Зарубежная архитектура. Конец XIX—XX век


ДЖО ПОНТИ
(1891-1979)

Джо Понти родился в 1891 году в Милане. В 1921 году окончил архитектурный факультет Миланского политехнического института. Понти - один из наиболее известных современных итальянских архитекторов старшего поколения, организатор первых миланских архитектурно-художественных выставок - Триеннале, директор журналов "Стиле индустрия" и "Домус", автор административного здания фирмы Пирелли в Милане и многих других крупных сооружений. Архитектор и художник, он, кроме того, уделяет много внимания написанию многочисленных книг и статей по архитектуре, проектированию промышленных изделий и оборудованию интерьеров зданий и пассажирских судов. Он проектировал мебель, санитарное оборудование, лампы и пресс-папье для небоскреба Пирелли, рисовал эскизы декораций для постановок в театре "Ла Скала". Форма швейной машины или корзины для бумаги обладает для него той же ценностью, как форма конторского здания, жилого дома или проект планировки города, в котором строится этот дом. Все это для Понти - компоненты единой предметной среды, окружающей человека.

Джо Понти живет и работает в Милане. Но строит и в других городах Италии, в Северной, Центральной и Южной Америке, в Скандинавских странах, Ираке и Пакистане.

Свою деятельность Понти начинал с рисунков для керамики (1923-1930). Это были утонченные рисунки в несколько стилизованной классической манере. Вскоре, однако, он увлекается экспрессионизмом.

Коллектив архитекторов ББПР. Гелиотерапевтическая колония в Леньяно.
1936-1938.

Понти не изменил живописи и позднее, став широко известным архитектором. "Мечта о живописи сопровождает меня на протяжении всей моей жизни", - говорит он. И Понти всю свою жизнь остается художником, живописцем и декоратором.

Коллектив архитекторов ББПР. Гелиотерапевтическая колония в Леньяно.
1936-1938.

Ранние проекты Понти связаны с неоклассикой. Но в 1928 году он основал архитектурно-декоративный журнал "Домус", где среди других активно сотрудничал один из лидеров рационалистической архитектуры в Италии - молодой критик Эдоардо Персико, оказавший известное влияние на творчество Понти. Тем не менее его работы тех лет носят на себе следы влияния неоклассицизма, выражающиеся как в общей объемно-пространственной композиции сооружения, так и в его внешней трактовке.

Коллектив архитекторов ББПР. Памятник итальянцам, погибшим в концентрационных лагерях.
1946.
Коллектив архитекторов ББПР. Жилое и административное Здание - башня Веласка в Милане.
1954-1958.

Тонкое понимание композиционных основ Зодчества, длительное изучение традиций и наследия итальянской архитектуры и присущее Понти чувство новаторства помогли ему в создании административного здания фирмы Пирелли (1956-1960), где им преодолен, казалось, незыблемо сложившийся тип высотного административного здания-параллелепипеда. Композиция здания Пирелли обладает пластичностью, острыми контрастами. Подобно произведениям классики, Это композиция завершенная, не допускающая каких-либо частных отклонений от избранной формы без качественного изменения целого. Несомненно, что своим успехом это здание во многом обязано техническому и конструктивному талантам Нерви, но несомненно также и то, что большое художественное чутье Понти определило гармоничность формы и красоту пропорций этого здания.

Коллектив архитекторов ББПР. Жилое и административное Здание - башня Веласка в Милане.
1954-1958.

Понти - создатель не одних только уникальных произведений. Много времени уделяет он проектированию и строительству жилья в новых, так называемых "социальных" кварталах Милана.

В своем творчестве Понти в известной мере индивидуален. Так же индивидуальны и его теоретические высказывания, проникнутые глубокой любовью к архитектуре. "Любите архитектуру" - так называется одна из его книг, в которой он излагает свое творческое кредо. Книга эта не имеет в своей основе точной философской концепции. Есть определенный эклектизм в тех профессионально-архитектурных установках, из которых она возникла (как есть он и в творчестве Понти). Но суждения Понти, человека, обладающего огромным разносторонним опытом, тонкой интуицией, подчас очень метки. За парадоксальной формой есть глубина наблюдений. Они подкупают своей искренней взволнованностью, огромной заинтересованностью в судьбах архитектуры как искусства. Теоретические работы Понти сыграли свою роль в преодолении техницистской ограниченности западноевропейской архитектуры 50-х годов.

Отрывки из высказываний Д. Понти даны в переводе Р. А. Кацнельсон.
Предисловие, составление, примечания и перевод Р. А. Кацнельсон

 

К началу страницы
Содержание
Пьер Луиджи Нерви. Современная строительная техника и ее архитектурные возможности  Джо Понти. Любите архитектуру