Главная
Новости сайта
Анатомия профессии
Основные даты
Жилые дома
Общественные здания
Градостроительство
Архитектурные конкурсы
Недостоверные объекты
Карта Киева
Архив
Библиотека об Алешине
* Публикации
* Тематические блоги
* Журналы, газеты
* Видеоматериалы
Глоссарий
Книжная полка
Ссылки
Автора!
Гостевая книга
 
Поиск







Copyright © 2000—
Вадим Алешин
Публикации

Мастера архитектуры об архитектуре
Зарубежная архитектура. Конец XIX—XX век


ПЬЕР ЛУИДЖИ НЕРВИ
(1891-1979)

Пьер Луиджи Нерви родился в 1891 году в Сондрио (Ломбардия). В 1913 году окончил инженерный факультет Болонского университета. Нерви - создатель выдающихся сооружений, замечательных смелостью, рациональностью и гармоничностью конструктивных структур - один из наиболее известных строителей нашего столетия. Постройки Нерви сыграли значительную роль в области развития конструктивных и архитектурных форм 40-50-х годов, они и теперь продолжают оказывать влияние на архитектуру разных стран. Нерви - мастер сборных железобетонных конструкций, которые он применяет в сооружениях самого различного назначения. Он достиг большого совершенства и разнообразия форм, создаваемых из сборных элементов. Он доказал своими работами, что сборные конструкции не только Экономичны, но и обладают эстетическими качествами. Работы Нерви опираются на теоретическую концепцию, в которой он стремится к универсальному решению проблем архитектуры на основе познания и использования законов природы.

Одной из первых крупных работ Нерви было сооружение в 1929-1932 годах спортивного стадиона имени Джованни Берта во Флоренции, с трибунами на 35 000 зрителей. Архитектурно-конструктивные элементы стадиона, выполненные из железобетона, отличаются легкостью и пластической выразительностью. Смелые конструкции крытых трибун стадиона еще тогда принесли громкую славу его автору.

В период с 1936 по 1943 год Нерви - директор и проектировщик фирмы "Инженер Нерви и Бартоли" в Риме, построил ряд большепролетных ангаров для самолетов со сводчатыми покрытиями, рациональность конструкции которых соединяется с высокими эстетическими достоинствами. Особенно хороша вторая серия ангаров, сооруженных им в 1940-1941 годах. Здесь Нерви применил сборные железобетонные элементы, которые открыли еще одну страницу в развитии итальянской архитектуры. Их пространственные формы, отличающиеся неожиданной красотой, и внушительные размеры безопорного пролета показали, какие неограниченные возможности таят в себе современные строительные материалы и конструкции.

Предложив совершенно новое применение известного ранее сочетания цементного раствора и стальных сеток, названное им армоцементом, Нерви на этой основе создает разнообразные варианты легких железобетонных конструкций. Большепролетные тонкостенные покрытия из сборных армоце-ментных элементов впервые были осуществлены Нерви в выставочных залах дворца выставок в Турине (1948-1950). Построенные им совместно с архитектором Соттсассом залы по совершенству пространственного решения могут соперничать с произведениями архитектурной классики. Среди работ Нерви особепно выделяются сооружения Олимпиады 1960 года в Риме.

П. Л. Нерви. Выставочный павильон в Турине.
1948.
П. Л. Нерви и А. Вителлоцци. Малый дворец спорта в Риме.
1957.

В комплексе спортивных сооружений наиболее ярко выявлены технические, пространственные и художественно-пластические возможности тонкостенных конструкций из сборных армоцементных элементов.

В опубликованных Нерви книгах, статьях, докладах нет стройного изложения созданной им концепции архитектуры. Это, как правило, лишь отдельные рассуждения, иногда отвлеченно-теоретические, иногда связанные с конкретной практикой, а чаще всего - размышления по поводу "архитектуры будущего". В общих чертах его концепция сводится к тому, что "новая архитектура", если она будет основана на богатстве красок и красоте статических форм огромных сооружений, твердо следующих законам физики, в конечном счете приведет к созданию единого "правдивого стиля".

П. Л. Нерви. Дворец труда в Турине.
1960. Интерьер.
Д. Понти и П. Л. Нерви. Здание фирмы Пирелли в Милане.
1956-1960.

Нерви считает, что уже сейчас мы видим первые ростки этого нового подлинно правдивого стиля. Он решительно выступает против архаики и эклектики, против вульгарного декоративизма, против обращения к формам прошлого. В архитектуре, где функциональные, конструктивные и экономические требования слиты воедино, говорит он, для достижения хорошего эстетического результата необходима правдивость.

Сам Нерви соединяет в себе глубокие знания, необходимые конструктору и архитектору. Проникновение в вопросы теории органически связано со всем его творчеством. Приведенные здесь высказывания об искусстве архитектуры рисуют широкий диапазон мышления Нерви - инженера и архитектора одновременно.

Предисловие, составление, примечания и перевод Р. А. Кацнелъсон

 

К началу страницы
Содержание
Кендзо Танге. Точка зрения  Пьер Луиджи Нерви. Современная строительная техника и ее архитектурные возможности