Главная
Новости сайта
Анатомия профессии
Основные даты
Жилые дома
Общественные здания
Градостроительство
Архитектурные конкурсы
Недостоверные объекты
Карта Киева
Архив
Библиотека об Алешине
* Публикации
* Тематические блоги
* Журналы, газеты
* Видеоматериалы
Глоссарий
Книжная полка
Ссылки
Автора!
Гостевая книга
 
Поиск







Copyright © 2000—
Вадим Алешин
Публикации

Мастера архитектуры об архитектуре
Зарубежная архитектура. Конец XIX—XX век


КЕНДЗО ТАНГЕ
(1913-2005)

Кендзо Танге - выдающийся японский архитектор, яркий представитель неонационального движения в послевоенной мировой архитектуре, родился в городе Имабари в 1913 году. Архитектурное образование Танге получил в Токийском университете. После завершения курса, в 1938 году, он поступил в мастерскую Кунио Маекава, который был одним из первых японских архитекторов, примкнувших к идеям рационалистической архитектуры. Через Маекава, работавшего у Ле Корбюзье, идеи этого мастера распространялись среди молодых архитекторов Японии. Воспринял их и Танге.

Первый осуществленный проект Кендзо Танге - выставочный павильон на ярмарке в Кобе (1950) - утвердил его профессиональную репутацию. Он получил ряд крупных заказов и построил зал для конгрессов в Матсуяма (1954), здание ратуши в Шимидзу (1954) и в Кураёши (1956), в которых продемонстрировал оригинальную трактовку принципов функционализма.

Строительство комплекса мемориального музея мира в Хиросиме (1955-1956) принесло ему мировую известность. Чисто архитектурными средствами был создан художественный образ большой эмоциональной силы. В трактовке архитектурного пространства и пластических форм здесь было достигнуто органичное единство приемов современной рационалистической архитектуры и национальной традиции.

Среди последующих работ, выдвинувших Танге в число признанных лидеров современной архитектуры, - административное Здание муниципалитета в Токио (1957), здание муниципалитета префектуры Кагава в Такамацу (1958), ратуша в Имабари (1958), проект реконструкции центра Токио, предусматривающий застройку поверхности Токийского залива (1960), проект восстановления югославского города Скопле (1964), комплекс радиотрансляционного центра и издательства Яманаси в Кофу, собор св. Марии в Токио и др.

К. Танге. Мемориальный комплекс мира в Хиросиме.
1955-1956.
К. Танге. Здание зала собраний в Сидзуока.
1955-1957.

К. Танге. Дом Танге в пригороде Токио.
1951-1953.
К. Танге. Здание центра культуры Согетсу в Токио.
1955-1960.

Панорама произведений, созданных Танге, наглядно показывает эволюцию его взглядов от концепций довоенного функционализма к пластическим экспериментам 60-х годов. Это непостоянство находит свое объяснение в том, что все его творчество всегда тесно связано с непрекращающейся разработкой наиболее сложных теоретических проблем мировой архитектуры последних десятилетий. Современные интерпретации проблем творческого метода, соотношения национального и интернационального, приспособления архитектуры к динамически изменяющимся потребностям общества, соотношение формы и функции, пластической выразительности, архитектурного символизма трудно представить себе без вклада Танге.

К. Танге. Здание муниципалитета в Курасика.
1958-1960. Общий вид и интерьер.

Оставаясь яркой художественной индивидуальностью, как Ф.-Л. Райт или Ле Корбюзье, Танге в то же время значительно больше заинтересован в объективном обосновании своих творческих открытий. Этому способствует присущее ему обостренное чувство личной ответственности архитектора перед обществом.

К. Танге. Проект реконструкции Токио.
1960.
К. Танге. Католический кафедральный собор св. Марии в Токио.
1960.

В первый период своей творческой деятельности Танге не без успеха пытается синтезировать европейские концепции функционализма с национальной архитектурной традицией и в этой связи выдвигает идею преемственности архитектуры, основанной не на подражании национальным формам, а на дальнейшем развитии специфически национальной манеры пространственного мышления.

К. Танге. Административное здание в Токио.
1967.

Во второй половине 50-х годов, испытав на себе силу воздействия новых идей Ле Корбюзье, Танге переосмысливает принятую им ранее функциональную концепцию и приходит к выводу, что общепринятый постулат - "форма следует функции" необходимо откорректировать, признав равноправие формы. С этого момента творческий процесс становится главной темой его теоретических исследований, а определение общественной функции архитектурного объекта он относит к числу творческих архитектурных проблем.

Изучение проблем современного общества приводит Танге к выводу о необходимости понимания архитектуры как искусственной среды, приспособленной к динамически изменяющейся действительности. На этой почве он приобретает идейных союзников в лице группы японских архитекторов "метаболистов", выдвигавших идею динамически изменяющихся пространственных структур, отвечающих потребностям развития общества.

В 60-е годы Танге создает ряд проектов будущего расселения в масштабе города и целого континента.

Пожалуй, одной из наименее разработанных теоретических проблем в концепции К. Танге остается проблема эстетического. Здесь он остается наследником традиций антиэстетизма европейской функционалистической школы. В то же время последние работы Танге - спортивные залы олимпийского комплекса, собор св. Марии в Токио, гимнастический зал Кагава и др. - свидетельствуют о дальнейшем изменении его творческих взглядов.

К. Танге. Национальный гимнастический зал Помоги в Токио.
1964.

В них Танге как бы утверждает самостоятельную ценность художественных открытий в противоположность принятому функционалистами примату функции над формой. Однако в своих теоретических работах Танге еще не удалось найти пути устранения этого противоречия.

Оригинальность вклада К. Танге в теорию архитектуры связана в первую очередь с новой трактовкой проблемы национальных традиций. Он стремится следовать диалектическому методу в анализе современной действительности. Однако его оценки социальных явлений неопределенны, неконкретны. Здесь он остается значительно менее доказательным, чем в своих архитектурно-теоретических выводах. В отличие от скептического отношения к социальной роли архитектуры, распространившегося на Западе в 60-е годы, К. Танге уверен в плодотворности влияния архитектуры на общество. Такие взгляды нереалистичны, в условиях капиталистического общества их можно считать наивными, но они рождают высокую моральную ответственность архитектора перед людьми.

Источники, по которым цитируются приводимые материалы, даны в примечаниях. Предисловие, составление и примечания В. И. Локтева, переводы М. Д. Канчели и Г. Е. Комаровского

 

К началу страницы
Содержание
Оскар Нимейер. Отрывки из статей  Кендзо Танге. Точка зрения