Главная
Новости сайта
Анатомия профессии
Основные даты
Жилые дома
Общественные здания
Градостроительство
Архитектурные конкурсы
Недостоверные объекты
Карта Киева
Архив
Библиотека об Алешине
* Публикации
* Тематические блоги
* Журналы, газеты
* Видеоматериалы
Глоссарий
Книжная полка
Ссылки
Автора!
Гостевая книга
 
Поиск







Copyright © 2000—
Вадим Алешин
Публикации

Мастера архитектуры об архитектуре
Зарубежная архитектура. Конец XIX—XX век


ОСКАР НИМЕЙЕР
(1907-2012)

Оскар Нимейер Суарес Фильо - крупнейший архитектор Бразилии, одна из наиболее ярких фигур мировой архитектуры 50-60-х годов. Нимейер родился в 1907 году в Рио-де-Жанейро и там же получил профессиональное образование, закончив в 1934 году Школу изящных искусств.

Еще студентом, в 1932 году, он поступил в мастерскую известного архитектора, теоретика и педагога Люсио Коста. Совместно с Л. Коста О. Нимейер создал проект павильона Бразилии на Всемирной выставке 1939 года в Нью-Йорке. Эта временная постройка, продемонстрировавшая художественные достоинства изобретенного современной архитектурой "непрерывного пространства", стала этапным произведением для становления национальной архитектурной школы Бразилии. Примерно в это же время в составе группы, возглавляемой Коста, Нимейер участвует в проектировании здания министерства просвещения и здравоохранения в Рио-де-Жанейро (1937-1943). Здесь ему представляется редкий случай совместной работы с Ле Корбюзье, приглашенным в качестве консультанта проекта. Близкое знакомство с творчеством прославленного мастера во многом определяет художественные симпатии молодого Нимейера.

Однако то, что с энтузиазмом было воспринято им от Ле Корбюзье, менее всего было связано с духом доктринерства, отличающим позднюю функционалистическую архитектуру. Нимейер видит в Ле Корбюзье прежде всего большого художника, ярко и свободно выражающего себя в каждом новом произведении. Этот тип подражания был наименее опасен, поскольку гарантировал от увлечения стилистическими шаблонами.

Уже в первой крупной самостоятельной работе - комплексе спортивных и увеселительных зданий в Пампульхо, курорте на берегу искусственного озера близ города Бело Оризонти (1943) - Нимейер противопоставляет аскетизму принятых стереотипов функционалистической архитектуры богатство пластики, экспрессию форм, свободу композиции. Криволинейные формы построек сближают их с национальной архитектурной традицией, идущей от барокко колониального периода.

О. Нимейер. Церковь св. Франциска Ассизского в Белу Оризонти, Пампульхо.
1943.

В своих следующих работах Нимейер развивает и обогащает найденные им принципы (банк Боависта в Рио-де-Жанейро, 1946; муниципальный театр в Бело Оризонти, 1946; здания международной выставки в честь 400-летия Сан-Паулу, 1951-1954; собственный дом в Гавеа, Рио-де-Жанейро, 1953; проект Музея искусств в Каракасе, 1955; жилой дом в квартале Ганза ЗапаДного Берлина, 1957).

О. Нимейер. Отель в Диамантина.
1951.
О. Нимейер. Проект Музея искусств в Каракасе, Венецуэла.
1955.

О. Нимейер. Дом Нимейера в Рио-де-Жанейро.
1953.

В 1956 году О. Нимейер приступает к проектированию правительственного комплекса и других зданий новой столицы страны. В этой грандиозной работе Нимейер вновь вступает в сотрудничество с Л. Коста, получившим первую премию за проект генерального плана Бразилиа. Здесь раскрываются градостроительные способности Нимейерл. Его композиционные идеи главных городских ансамблей естественно продолжают и дополняют общий градостроительный замысел Л. Коста. Система крупных пересекающихся осей, лаконичный рисунок плана, громадные открытые пространства требовали выразительных и одновременно немногословных композиций. В экстравагантных сооружениях правительственного центра, контрастирующих с нейтральными формами жилых комплексов, можно увидеть возрождение традиций монументализма, отличающих искусство барокко.

О. Нимейер. Кафедральный собор в Бразилиа.
1959.
О. Нимейер. Дворец президента в Бразилиа.
1959.

В эти годы Нимейер выступает как общественный и политический деятель, принимает активное участие в международном движении борцов за мир.

В 1963 году ему присуждается Международная Ленинская премия "За укрепление мира между народами".

Свой идеал социальной гармонии Нимейер пытался воплотить в грандиозных ансамблях Бразилиа. Он мечтает о времени, когда "Бразилиа будет городом свободных и счастливых людей, освобожденных от социального и экономического неравенства". Однако по окончании строительства Нимейер становится свидетелем безжалостного искажения этого идеала капиталистической действительностью.

Нимейеру не свойственно теоретическое осмысление архитектурных проблем. И тем не менее его скупые и не всегда доказательные суждения всегда авторитетны, хотя бы уже потому, что за ними стоят созданные мастером бесспорные художественные ценности.

В послевоенные годы Нимейер был одним из первых, кто противопоставил непререкаемому авторитету утилитаризма - требование пластической выразительности, функционалистической определенности замысла - символическую значимост форм, интернациональному стилистическому штампу - своеобразие национального пластического мироощущения.

Свои теоретические принципы Нимейер пытается объединить в систему, которую он произвольно называет "необарокко".

Для Нимейера архитектура всегда была и остается искусством. Этой теме посвящена большая часть его публицистических выступлений, и об этом красноречиво говорят его произведения.

Источники, по которым даны цитируемые материалы, указаны в примечаниях.
Предисловие, составление и примечания В. И. Локтева, переводы В. Хаита, О. Яницкого, Дж. В. де Карвальо, Ю. К. Земцова, Н. Г. Копылевской

 

К началу страницы
Содержание
Алвар Аалто. На перепутье между гуманизмом и материализмом  Оскар Нимейер. Отрывки из статей