Главная
Новости сайта
Анатомия профессии
Основные даты
Жилые дома
Общественные здания
Градостроительство
Архитектурные конкурсы
Недостоверные объекты
Карта Киева
Архив
Библиотека об Алешине
* Публикации
* Тематические блоги
* Журналы, газеты
* Видеоматериалы
Глоссарий
Книжная полка
Ссылки
Автора!
Гостевая книга
 
Поиск







Copyright © 2000—
Вадим Алешин
Публикации

Мастера архитектуры об архитектуре
Зарубежная архитектура. Конец XIX—XX век


АЛВАР ААЛТО
(1898-1976)

Алвар Аалто известен и как основоположник современной финской архитектуры - одного из наиболее значительных явлений в архитектуре XX столетия - и как мастер, обладающий неповторимой художественной индивидуальностью. Его поиски неизменно устремлены к гармонии между человеком со всем разнообразием его потребностей и той средой, которую формирует архитектура. Система внутренних пространств здания и ее связи с окружением - будь то нетронутая природа или городской ландшафт, - для него, как и для Ф.-Л. Райта, - главное в архитектуре. Ее пластические качества, однако, для Аалто имеют и самостоятельное значение - как своеобразный язык, диктующий человеку форму его поведения. Пластика и колорит построек Аалто неразрывно связаны с природой Финляндии, суровой и неяркой, но полной сильных контрастов.

Своеобразное творчество Аалто, при всей абстрактности "внесоциального" гуманизма, лежащего в основе его мировоззрения, стало ярким явлением на фоне обесчеловеченности современной буржуазной культуры.

Родился Алвар Аалто в 1898 году в Куортане - небольшом городке в центральной части Финляндии. В 1923 году он стал архитектором, закончив Политехнический институт в Хельсинки. Начало его творчества не было обещающим. В Ювяскюле и Турку он создал несколько построек, скупая форма которых типична для варианта неоклассицизма, идущего из Скандинавии, тяжеловесного и строгого. Эти работы говорят о необычной для молодого архитектора профессиональной зрелости, но не о самостоятельности таланта.

Индивидуальности Аалто помогло раскрыться соприкосновение с идеями Баухауза и работами Ле Корбюзье. На рубеже 20-30-х годов он создает произведения, в которых выдвигает свое истолкование принципов рационализма в архитектуре, - библиотеку в Выборге (1927-1935) и санаторий в Паймио близ Турку (1929-1935).

А. Аалто. Здание библиотеки в Выборге.
1927-1935. Интерьер.
А. Аалто. Здание санатория в Паймио близ Турку.
1929-1935.

В годы, когда на западе Европы функционализм стал признанным "интернациональным стилем", из направления превратился в моду, - постройки Аалто привлекли всеобщее внимание. Они обладали той бескомпромиссностью, которую утратили вчерашние бойцы, постепенно превратившиеся в "мэтров". Принципы, так быстро обратившиеся рутинными догмами, в творчестве Аалто вновь получили острое, свежее истолкование. Его постройки, неразрывно связанные со специфическими условиями севера Европы, создававшие как бы связующее звено между ее суровой природой и людьми с их самобытной культурой, были глубоко национальны и вместе с тем отвечали стандартам современности, которые провозглашал функционализм.

В последующих постройках Аалто этот вариант рационализма обогащался новыми приемами пластической выразительности, освобождался от некоторой скованности формы и абстрактной белизны первых построек. Павильоны Финляндии на Всемирных выставках в Париже (1937) и Нью-Йорке (1939) стали демонстрацией новых возможностей такого, казалось бы, давно изведанного материала, как дерево. Целлюлозная фабрика в Сунила (1936-1939) стала утверждением художественной полноценности промышленных сооружений.

А. Аалто. Павильон Финляндии на Всемирной выставке в Нью-Йорке.
1939. Интерьер.

В послевоенные годы Аалто, используя такие традиционные для Финляндии материалы, как кирпич, гранит, красная медь и дерево, ищет новых путей использования их свойств. Десятилетиями он остается верен одним и тем же приемам пространственной композиции: таков прием полуоткрытого интимного дворика - промежуточного звена между интерьером и внешней средой, вокруг которого строится вся композиция. Прием получил первое воплощение в здании муниципального центра поселка Сяйнатсало (1950-1952), затем в крупных столичных постройках конца 50-х годов (Дом культуры рабочих организаций, 1955-1958, и государственное управление пенсионного обеспечения, 1952-1957, в Хельсинки). Преобразованная в многообразный ритм пространств и объемов, такая система определяет и композицию главного здания Политехнического института в Отаниеми (1963- 1966), крупнейшего произведения мастера. Очень большое внимание Аалто уделяет организации освещения в зданиях. Свет формирует пространство, выявляет пластику конструкций, служит мощным средством воздействия на эмоции. Серию экспериментов с "архитектурой света" Аалто начал еще на рубеже 20-х и 30-х годов при создании библиотеки в Выборге. Он продолжил их в здании Пенсионного управления, доме Каррэ в Базоше (1959, Франция), культурном центре в Вольфсбурге (1962, ФРГ). Библиотека в Рованиеми (1967) и большая аудитория в Отаниеми стали новыми этапами таких исканий.

А. Аалто. Здание муниципального центра поселка Сяйнатсало.
1950-1952.
А. Аалто. Здание пенсионного управления в Хельсинки.
1952-1957.

А. Аалто. Здание Дома культуры рабочих организаций в Хельсинки.
1955-1958.

В начале 60-х годов казалось, что в творчестве Аалто начался спад. Его постройки в Финляндии (правление фирмы "Энсо-Гутцайт" в Хельсинки, 1960-1962) не были значительны, а в произведениях, строившихся за рубежами страны, появилась холодная, надуманная вычурность (высотный дом в Бремене, 1963; культурный центр в Вольфсбурге, ФРГ, 1959-1962). Но здание Политехнического института в Отаниеми, комплексы в центрах Рованиеми и Сейнайоки, завершаемые к концу десятилетия, не уступают лучшим постройкам прошлых лет в своей суровой силе, они еще богаче, еще совершеннее в своей свободной гармонии, чуждой примитивному геометризму стала их форма.

А. Аалто. Жилой дом в Бремене.
1963.
А. Аалто. Главное здание Политехнического института в Отаниеми близ Хельсинки.
1963-1966.

Аалто - всецело архитектор-практик, его высказывания об архитектуре крайне немногочисленны. Однако и в тех немногих строчках, которые мы приводим, ясно звучит основной мотив творчества мастера - уважение к человеку, стремление познать всю сложность его потребностей и творить, не подчиняя человека предвзятым нормам, а, напротив, подчиняя архитектуру человеку. Особого интереса заслуживают мысли Аалто о соотношении национального и интернационального в архитектуре. Глубоко самобытный мастер, творчество которого имеет прочные корни в культуре родной страны, он выступает как поборник архитектуры, связанной с местом, с родной землей и вместе с тем чуждой национальной ограниченности.

Источники, по которым даны цитируемые материалы, приводятся в примечаниях.
Предисловие, составление и примечания А. В. Иконникова, переводы В. Г. Калиша и А. В. Иконникова

 

К началу страницы
Содержание
Людвиг Мис ван дер Роэ. Рабочие тезисы  Алвар Аалто. На перепутье между гуманизмом и материализмом