Главная
Новости сайта
Анатомия профессии
Основные даты
Жилые дома
Общественные здания
Градостроительство
Архитектурные конкурсы
Недостоверные объекты
Карта Киева
Архив
Библиотека об Алешине
* Публикации
* Тематические блоги
* Журналы, газеты
* Видеоматериалы
Глоссарий
Книжная полка
Ссылки
Автора!
Гостевая книга
 
Поиск







Copyright © 2000—
Вадим Алешин
Публикации

Мастера архитектуры об архитектуре
Зарубежная архитектура. Конец XIX—XX век


ЛЮДВИГ МИС ВАН ДЕР РОЭ
(1886-1969)

Людвиг Мис ван дер Роэ в 20-е годы был одним из основоположников рационалистической архитектуры в Германии, после второй мировой войны он становится одним из ведущих архитекторов США.

В начале 50-х годов американские политики, выдвигавшие лозунги "интеграции" Запада под эгидой США, активно поддержали идеи Мис ван дер Роэ о "наднациональной" архитектуре. Основой его творческой концепции стала универсальность формы. Отвергая метод функционализма, который был основан на претворении в архитектурную форму особенностей назначения постройки, Мис ван дер Роэ отталкивался от универсальности приемов классицизма и утверждал, что возможно создать структуры, пригодные для того, чтобы вместить любую функцию.

Свою эстетическую концепцию Мис ван дер Роэ связывает с идеалистической философией неотомизма, согласно которой истоки прекрасного - в целостности, внутренней уравновешенности формы, математической чистоте ее пропорций. В абстрактности элементарных геометрических фигур, ясности прямого угла и параллельных линий Мис ван дер Роэ видит воплощение "абсолютной идеи", "высшей гармонии". "Лучезарность", "светлость" - одну из главных ценностей эстетики томизма - он воплощает в постройках, вся или почти вся поверхность ограждения которых образована стеклом.

Возникают здания-параллелепипеды с нерасчлененным внутренним пространством или этажами, собранными в единый вертикальный блок. Детали сведены к минимуму ("меньше - значит больше" - любимый афоризм Мис ван дер Роэ). Непременная симметрия, жесткая регулярность, четкий ритм - свойства его универсальной системы. Эта эстетика утверждает ничтожество человека и его "преходящих стремлений" перед непреклонностью и вечностью законов математической логики, перед возможностями технологии, с помощью которой созданы холодно мерцающие глыбы из стекла и металла.

Кристаллические формы построек Мис ван дер Роэ были "приняты на вооружение" крупными проектными фирмами США. На какое-то время они стали едва ли не обязательными и для новых административных и коммерческих зданий, строившихся в странах Западной Европы.

Однако к началу 60-х годов изменились лозунги американской политики. Направление лишилось официальной поддержки. Эффект новизны был исчерпан, а формальное развитие линии Мис ван дер Роэ невозможно: есть предел обобщению, абстрагированию формы. Следствием был переход от утонченного рассудочного эстетства Мис ван дер Роэ к вульгарному украшательству американского неоклассицизма.

Людвиг Мис родился в Аахене в 1886 году. Уже в 20-е годы к фамилии, унаследованной от отца, он прибавляет фамилию матери. Он не получил профессионального образования в обычном понимании. Интерес к строительству привил ему отец, мастер-каменщик, владелец лавочки, торговавшей пиленым камнем. С пятнадцати лет он помогал местному архитектору, выполняя бесконечные чертежи штукатурных орнаментов. В 1905 году Мис уезжает в Берлин, где работает сначала у Бруно Пауля, одного из лучших в то время специалистов по архитектуре и оборудованию интерьеров, с 1908 года - в мастерской Петера Беренса. Беренс, в то время крупнейший архитектор Германии, стремился дать новую жизнь классицизму, связав его с новыми конструкциями и решением новых функциональных задач. Среди поручений, которые пришлось выполнить Мису, был надзор за строительством Германского посольства в Петербурге. Три года, проведенные в мастерской Беренса, заложили основу формирования Миса как архитектора, навсегда усвоившего и неоклассические идеи и технико-промышленные аспекты творчества своего учителя. Определенное влияние на молодого архитектора оказали и работы Райта, которые он видел на выставке в 1910 году в Берлине. Получив заказ в Голландии, Мис в 1912 году едет в Гаагу, где знакомится с работами Х.-П. Берлаге. В 1913 году он открыл в Берлине свое проектное бюро.

Период ученичества завершила первая мировая война. В годы социальных потрясений и экономической разрухи, когда строилось мало, Мис ван дер Роэ выступает с серией экспериментальных проектов (1919-1924). Среди них отмеченные влиянием экспрессионизма проекты стеклянных небоскребов, где архитектор ищет новый тип конструктивной структуры и вместе с тем форму, полнее всего выявляющую прозрачность и блёскость стекла. В проектах сельских домов влияние "открытого плана" построек Райта соединяется с явными отголосками экспериментов голландской группы "Стиль". Картины П. Мондриана с тех пор становятся для него источником вдохновения.

Л. Мис ван дер Роэ. Проект стеклянного небоскреба.
1921. Макет.
Л. Мис ван дер Роэ. Памятник Карлу Либкнехту и Розе Люксембург в Берлине.
1926.

В 20-е годы Мис ван дер Роэ был связан с наиболее радикальными из прогрессивных архитекторов Германии. В 1926 году в Берлине он строит памятник Карлу Либкнехту и Розе Люксембург. Кирпичная стела, асимметрично расчлененная выступающими и западающими плоскостями, несет эмблему Компартии Германии. Памятник полон суровой и страстной динамики. Годом позже он возглавляет международную выставку жилища в Штутгарте. Ему удалось объединить на выставочной территории постройки крупнейших архитекторов рационалистического направления из нескольких стран Европы. Сам он создает здесь трехэтажный жилой дом со стальным каркасом и изменяемой внутренней планировкой - прообраз типа, широко распространившегося в архитектуре 30-х годов.

Л. Мис ван дер Роэ. Проект конторского здания из железобетона.
1923. Рисунок.
Л. Мис ван дер Роэ. Павильон Германии на Международной выставке в Барселоне.
1929.

Однако интересы Мис ван дер Роэ сосредоточиваются на формально-эстетических проблемах, в первую очередь на создании пространственных систем, части которых связаны и свободно "переливаются", образуя непрерывное динамическое единство. Павильон Германии на международной выставке в Барселоне (1929) и дом Тугендхат в Брно (1930) были наиболее интересными экспериментами в этом направлении. Здесь впервые получили конкретное выражение многие формальные приемы, вошедшие в язык форм современной архитектуры. Но устремленность к чисто эстетическим поискам, не связанным функциональной обусловленностью, неизбежно уводила Мис ван дер Роэ от массового строительства, социальную роль которого декларировал и он.

Л. Мис ван дер Роэ. Дом на Международной выставке жилища. Вайссенхоф, Штутгарт.
1927.
Л. Мис ван дер Роэ. Дом Тугендхат в Брно.
1930. Интерьер.

Когда в 1930 году Мис ван дер Роэ возглавляет Баухауз, он направляет его деятельность на изучение в первую очередь чисто формальных проблем. Несмотря на это, нацисты делают невозможной работу школы в Дессау. Мис ван дер Роэ вынужден перевести ее в Берлин, а затем, в 1933 году, распустить. В 1937 году он эмигрировал в США, где годом позже был приглашен возглавить архитектурную школу ИТИ - Иллинойского института технологии в Чикаго. Курс обучения в этом институте Мис ван дер Роэ вел от изучения материалов и конструкций к анализу функции построек и далее - к эстетическим проблемам архитектуры.

Л. Мис ван дер Роэ и Ф. Джонсон. Конторское здание Сигрэм-билдинг в Нью-Йорке.
1958.

Строительство зданий комплекса института стало первой крупной практической работой Мис ван дер Роэ в США (1942-1958). Именно здесь определилась главная архитектурная тема его построек американского периода - нерасчлененный параллелепипед с вынесенным наружу каркасом. Планировку комплекса ИТИ он организует по принципу, который в свое время положил в основу барселонского павильона, - прямоугольные блоки зданий лишь направляют развитие непрерывной системы пространств. Вся планировка подчинена единой модульной сетке.

Одновременно с первыми зданиями ИТИ Мис ван дер Роэ спроектировал и построил дом Фэрнсуорт в Фокс Ривер (Иллинойс, 1946-1950). Три гладких железобетонных плиты - терраса, пол и покрытие - как бы плавают над землей, приподнятые на металлических опорах, расположенных снаружи и связанных с боковыми гранями плит. Внутреннее пространство, огражденное лишь стеклянными панелями, не расчленено и воспринимается как часть общего пространства сада.

Л. Мис ван дер Роэ. Дом Фэрнсуорт, Иллинойс, США.
1946-1950.
Л. Мис ван дер Роэ. Здание архитектурной школы Иллинойского технологического института, Чикаго.
1952.

В значительно более крупном масштабе тема открытого павильона использована для здания Краун-холла - архитектурной школы ИТИ (1952). Первый этаж фактически двухэтажного сооружения, имеющий традиционную планировку, заглублен в землю, замаскирован. Композицию определяет стеклянный параллелепипед второго этажа. Плоская плита его покрытия подвешена к мощным металлическим рамным конструкциям, выведенным наружу. Ничто не намечает членений цельного пространства - цельного в данном случае, вопреки прямым потребностям организации учебного процесса.

Та же архитектурная тема - нерасчлененный прямоугольный объем - положена в основу небоскребов Мис ван дер Роэ. Цельное внутреннее пространство здесь заменяет сумма равноценных стандартных этажей и пространственных ячеек. Конструктивный каркас небоскребов скрыт за их внешней оболочкой. Элегантные членения стеклянных стен стальными или алюминиевыми профилями здесь не образованы конструкцией - как в Краун-холле, - они являются таким же символическим выражением реальной структуры, как пилястры на стенах дворцов Ренессанса.

Форма высотных зданий Мис ван дер Роэ не зависит от их назначения. Высотные жилые дома в Чикаго на Лейк-Шоо-Драйв (1951), Коммонуэлс променад (1957) отличаются лишь деталями от конторского здания Сигрэм-билдинг в Нью-Йорке (1958). Последний выделяется особой утонченностью проработки деталей и роскошью отделочных материалов - бронзовый каркас, стены из сиреневого стекла со сплавом золота. Кажущаяся простота этих зданий достигнута дорогой ценой - она потребовала сложных конструкций и определенных жертв в функциональной целесообразности сооружений.

Л. Мис ван дер Роэ. Жилые дома на Лейк-Шоо-Драйв в Чикаго.
1951.

Начинавший как последователь Райта, Мис ван дер Роэ становится его антиподом. Рождается непримиримый антагонизм между романтикой "органичной архитектуры" и оголенным классицизмом универсальных структур Миса. В начале 60-х годов, когда направление Мис ван дер Роэ исчерпало себя, он оставляет преподавательскую работу в ИТИ. Крупнейшая его постройка 60-х годов - Музей современного искусства в Западном Берлине (1968) - еще один вариант воплощения идеалов неоклассицизма в утонченно разработанной металлической конструкции.

Мис ван дер Роэ немногословен, однако в своих немногих статьях и интервью он с достаточной полнотой и определенностью раскрывает свою творческую концепцию. Радикализм ранних статей уже сосредоточен на вопросах формы. Время, эпоха связываются с определенной ступенью технического прогресса, но не с социальным анализом ("новая эра… - чистое данное, не содержащее в себе никакой оценки"). Развитие истории для него - слепо и фатально. Его интересы устремлены к "абсолютной идее". Техника, о которой он подчас говорит с высоким пафосом, увлекает его именно как средство воплощения этой идеи, очищенной от всего привходящего. Вместе с тем его высказывания раскрывают творческий путь человека, бескомпромиссно стремящегося к поставленной цели, достигшего высокого мастерства в том направлении, которое он избрал.

Источники, по которым цитируются приводимые материалы, даны в примечаниях.
Предисловие, составление и примечания А. В. Иконникова, переводы Н. В. Наумова, А. В. Иконникова

 

К началу страницы
Содержание
Ганнес Мейер. Строить  Людвиг Мис ван дер Роэ. Рабочие тезисы