Главная
Новости сайта
Анатомия профессии
Основные даты
Жилые дома
Общественные здания
Градостроительство
Архитектурные конкурсы
Недостоверные объекты
Карта Киева
Архив
Библиотека об Алешине
* Публикации
* Тематические блоги
* Журналы, газеты
* Видеоматериалы
Глоссарий
Книжная полка
Ссылки
Автора!
Гостевая книга
 
Поиск







Copyright © 2000—
Вадим Алешин
Публикации

Мастера архитектуры об архитектуре
Зарубежная архитектура. Конец XIX—XX век

Примечания

1. Статья была опубликована в журнале "Bauhaus" ("Zeitschrift fiir Gestaltung", 1928, №4) вскоре после того, как Г. Мейер был назначен директором Баухауза, и была его программной декларацией. Вернуться в текст
2. DIN - Deutsche Industrie Norm - германский промышленный стандарт. Вернуться в текст
3. Статья опубликована в журнале "Архитектура СССР", 1933, № 6. Вернуться в текст

 


ГАННЕС МЕЙЕР
(1889-1954)

СТРОИТЬ [1]

Все вещи на земле являются произведением от перемножения функции на экономичность.

Все вещи поэтому не являются произведениями искусства. Любое произведение искусства является сочинением и тем самым нецелесообразно.

Все проявления жизни являются функциями и, следственно, нехудожественны.

Сама мысль "сочинить морской порт" представляется смехотворной!

Как же создается проект планировки города? или плана жилого дома? что это - сочинение или функция? искусство или жизнь???

Зодчество - процесс биологический. 3°Дчество не является процессом эстетического порядка. Создаваемый новый жилой дом будет не только "машиной для жилья", а биологическим устройством для удовлетворения духовных и физических запросов.

Новые времена предоставляют в распоряжение нового жилищного строительства новые строительные материалы:

 железобетон  алюминий  вискоза
 синтетический каучук  эбонит  этернит
 искусственная кожа  фанера  гудрон
 ячеистый бетон  каучук  асбест
 дерево - металл  торфолеум  ацетон
 армированное стекло  кремнистая сталь  казеин
 прессованная пробка  холодные клеи  
 синтетические смолы  газобетон  
 деревоплита  прокатное стекло  

На принципах экономичности мы из этих строительных элементов организуем конструктивное единство.. Так автоматически создаются отвечающие жизненным запросам отдельные формы, отдельные здания, красители, фактура поверхностей.

(Уют или представительность не могут служить ведущей темой жилищного строительства.) (Первый зависит от человеческой души, а не от стен комнаты...) (Вторая отражает положение хозяина дома, а не его персидского ковра!)

Архитектура как "самовыражение художника" не имеет права на существование.

Архитектура как "следование по пути архитектурных традиций" значит упражнение в исторических стилях!

Функционально-биологическое понимание зодчества как формирования жизненных процессов с логичной неизбежностью приводит к совершенной конструкции: мир конструктивных форм не знает своего отечества. Они выражают интернациональный характер строительства. Интернационализм является преимуществом нашей эпохи. Совершенство конструкции является и основой и признаком нового мира форм.

  1. 1. Супружеская жизнь
  2. 2. Привычные условия сна
  3. 3. Содержание домашних животных
  4. 4. Уход за садом
  5. 5. Личная гигиена
  6. 6. Защита от непогоды
  7. 7. Уборка квартиры
  8. 8. Стоянка автомобиля
  9. 9. Приготовление пищи
  10. 10. Отопление
  11. 11. Инсоляция
  12. 12. Прислуга.

Удовлетворение этих запросов является единственным поводом к жилищному строительству. Мы исследуем повседневный ход жизни каждого проживающего в доме и составляем функциональные диаграммы для отца, матери, ребенка, грудного ребенка и домочадцев. Мы изучаем взаимосвязи дома и его жильцов с внешним миром: с почтальоном, прохожим, гостем и соседом, вором, трубочистом, прачкой, полицейским, врачом, уборщицей, с товарищем по игре, с газовиком, мастеровым, медицинской сестрой, рассыльным. Мы изучаем связи людей и домашних животных с садовым участком, взаимодействия между людьми, домашними животными и домашними насекомыми. Мы устанавливаем годовые колебания температуры грунта, на основании чего определяем теплопотери пола и глубину заложения фундаментов. Геологическое строение подпочвенного слоя садового участка определяет его капиллярные свойства, от чего зависит, следует ли применить подземное орошение или отводную канализацию. Мы определяем годовые изменения угла падения солнечных лучей в зависимости от широты, на которой расположен земельный участок, и в связи с этим определяем систему теневых зеленых насаждений в саду и солнцезащитных устройств на окнах спальни. Мы вычисляем дневное освещение на рабочих плоскостях в помещениях и сопоставляем теплопроводность наружных стен и влажность наружного воздуха. Мы теперь разбираемся в циркуляции воздуха в отапливаемом помещении. Мы внимательно относимся к регулированию зрительных и акустических связей с соседним домом. Нам известна атавистическая склонность будущих жильцов к различным породам древесины, и в зависимости от этого принимаем для отделки помещений в стандартном сборном доме или огненную сосну, или строгий тополь, импортный окумэ или шелковистый клен. Окраска является всего лишь средством определенного психологического воздействия или средством ориентировки. Окраска никогда не может служить средством подделки под различные строительные материалы. Пестрая окраска вызывает отвращение. Покраска служит защитным средством. Там, где мы считаем обязательным психологическое воздействие цвета, мы учитываем вместе с тем и его коэффициент отражения. Мы избегаем чисто-белой наружной окраски дома; масса дома служит нам в качестве аккумулятора тепла солнечных лучей. [...]

Новый полносборный жилой дом является продуктом промышленного производства и в связи с этим является произведением коллектива специалистов: экономиста, статистика, гигиениста, климатолога, организатора производства, знатока норм и стандартов, теплотехника... а где же архитектор?., был раньше художником и становится теперь специалистом-организатором!

Новый жилой дом - явление социальное. Он освобождает строительное производство от частичной безработицы в связи с сезонностью строительных работ и предохраняет его от позора, обусловленного острой, непрекращающейся жилищной нуждой. Рациональной организацией планировки и оборудования квартир он освобождает женщину от рабского подчинения домашнему хозяйству; благодаря целесообразной организации садового участка он освобождает жильца от дилетантизма садовника-любителя. Он прежде всего потому явление социальное, что является индустриальным, стандартным продуктом анонимного сообщества изобретателей-творцов (как и любой стандарт DIN [2]).

Новый населенный пункт в законченном виде является конечной целью на пути к народному благополучию, произведением, сознательно организованным силами всего общества; в нем на общетоварищеской основе проявляется соединение кооперативных принципов с индивидуальными запросами. Современный характер такого поселка определяется не плоскими крышами и вертикально-горизонтальными членениями фасадов - он непосредственно зависит от созданных в нем условий проживания. В нем разумно организованы, с учетом психологических факторов, взаимоотношения между отдельными лицами, полами, соседями, общественными группами. Строить - это продуманная организация жизненных процессов. Строить - как технический процесс является всего лишь частичным процессом. Функциональные диаграммы и экономические задачи являются решающими и директивными факторами, определяющими планы строительства. Строить - уже не является частным вопросом честолюбия отдельного архитектора. Строить - это совместная работа трудящихся и творцов. Только тот, кто в совместном труде с другими проявил свое мастерство в организации жизненных процессов, - является зодчим. Строить - это означает превратить личное дело каждого отдельного человека (обусловленное безработицей или жилищной нуждой) в общенародное коллективное дело. Строить - это всего только организация: организация социальная, техническая, экономическая и психологическая.

КАК Я РАБОТАЮ [3]

Я никогда не проектирую один. Все мои строительные проекты являются результатом коллективной работы. Я считаю поэтому выбор подходящих сотрудников самым важным предварительным условием творческой работы.

Чем более разносторонне противоположны способности отдельных членов коллектива проектировщиков, тем более одаренным и работоспособным будет коллектив в целом. [...]

Я проектирую, постоянно анализируя. Основным камнем преткновения в начале моей архитектурной деятельности при проектировании было увлечение эскизами моих тогдашних архитектурных фантазий. Теперь я и мои сотоварищи подходим к проекту без предвзятых идей и предубеждения. Мои предварительные наброски являются бесчисленными графически осуществленными анализами, которые я заношу в возможно меньшем формате и масштабе в свой миллиметровый блокнот ОСТа.

Если это возможно, проектировочная бригада должна сама составлять точную строительную программу, так как это дает возможность провести коллективный анализ заданной строительной задачи. Во всяком случае, анализ должен быть произведен в трех направлениях: а) хозяйственно-технические элементы, б) политико-экономические элементы, в) психологически-художественные элементы.

Этот анализ строительной программы должен быть выполнен по всем правилам научной методики, так как он является важнейшим фундаментом проекта. [...]

Мне кажется важным, чтобы проекты изображались по возможности в формах, близких к жизни. Чтобы они были понятны и для массового зрителя и для того, чтобы определить, какое впечатление будет производить задуманное здание после его осуществления, я прибегаю к приему впечатывания проекта в увеличенный фотографический снимок с места постройки. Классическим прообразом такого доступного массам изображения являются в их неуклонной верности природе художественно-выразительные технические зарисовки Леонардо да Винчи; воспроизведения предметов, домов и городских видов в графических работах Альбрехта Дюрера или великолепные городские виды из "Топографии Европы" Мериана. [...]

Ознакомление с Палладио побудило меня в моей первой градостроительной работе для Кооперативного союза Швейцарии (Базель, 1919-1921) подчинить все здания поселка единому архитектурному модулю. Все наружные пространства (площади, улицы и сады) и все общественные здания (школа, ресторан, магазины, зал для собраний) были благодаря системе объединенного модуля подчинены единому художественному принципу пространственной гармонизации. Еще во времена моей педагогической работы в Баухаузе в Дессау я постоянно побуждал студентов анализировать архитектурные системы различных эпох на основании планировки Парижа, Гента, Базеля и вскрывал их зависимость от господствовавшего общественного строя.

В настоящее время я вновь предпринимаю вылазку в область классической и вообще старой архитектуры, потому что меня увлекает проблема "национальной выразительности" в социалистической архитектуре. [...]

Мы, советские архитекторы, должны сознательно и упорно изучать методы строительства классиков всех эпох (и при этом не забывать архитектурное творчество народных низов прошлых эпох). Но мы должны перерабатывать, а не копировать классиков. Для нас, архитекторов, классическое наследие не менее важно, чем теория контрапункта для музыканта. Это - также теория контрапункта архитектурных закономерностей и архитектурной выразительности.

Наконец, наше отношение к новейшей западной архитектуре. С нею, как известно, я не в ладу. О том, что можно взять от западной архитектуры, я скажу в другой раз..

Во всяком случае, мне кажется, что любой "подвал", опубликованный в нашей "Правде", кажется мне значительно более важным событием, отмечающим рождение новой социалистической архитектуры, чем изысканно-легкомысленные фельетоны Корбюзье.

 

К началу страницы
Содержание
Ганнес Мейер  Людвиг Мис ван дер Роэ