Главная
Новости сайта
Анатомия профессии
Основные даты
Жилые дома
Общественные здания
Градостроительство
Архитектурные конкурсы
Недостоверные объекты
Карта Киева
Архив
Библиотека об Алешине
* Публикации
* Тематические блоги
* Журналы, газеты
* Видеоматериалы
Глоссарий
Книжная полка
Ссылки
Автора!
Гостевая книга
 
Поиск







Copyright © 2000—
Вадим Алешин
Публикации

Мастера архитектуры об архитектуре
Зарубежная архитектура. Конец XIX—XX век


ГАННЕС МЕЙЕР
(1889-1954)

Ганнес Мейер, швейцарец по происхождению, - один из главных героев легенды, которой стала история Баухауза, преемник Гропиуса на посту директора этого училища. Свою приверженность коммунистическим идеям он стремился воплотить в архитектурной концепции, направленной к удовлетворению подлинных нужд трудящихся. Мейер мечтал о методах творчества, основанных на точном анализе архитектурной формы, с математической точностью возникающей из научных проработок, вне влияния субъективного и эмоционального. Такой подход в большой мере был следствием остроты политической борьбы с носителями архитектурной традиции - консерваторами и националистами.

Интеллектуализм Мейера был во многом механистичен. Отвергая эстетическое как атрибут буржуазности, он открывал дорогу техницизму. Связанный с советскими конструктивистами, испытывая их плодотворное влияние, Мейер в то же время не избежал и воздействия вульгаризаторских тенденций Пролеткульта.

Отрицание всего, что прямо не определяется утилитарной функцией, было в большей степени дефектом теории Мейера, чем его собственной практики. Его творчество - и постройки и полемические статьи - были ярким явлением в архитектурной жизни 20-х годов, отражавшим нарастающее напряжение классовой борьбы. Оно наглядно свидетельствовало о том, что однолинейная "буржуазность" архитектуры конца прошлого века в самих капиталистических странах сменилась борьбой социально антагонистических тенденций, порожденных обострением и усложнением противоречий строя.

Родился Мейер в Базеле. Здесь, в 1909 году, он закончил художественно-ремесленное училище Вайсенхауз. После этого в течение трех лет он изучал градостроительство в Берлине, ездил в Англию, чтобы детально ознакомиться с опытом строительства городов-садов. В конце первой мировой войны Мейер участвовал в застройке Метцендорфа - одного из поселков при заводах Круппа.

Уже опыт первых самостоятельных работ привел Мейера к убеждению, что решение социальных проблем имеет определяющее значение для архитектуры. При проектировании кооперативного поселка Фрайдхоф близ Базеля (1919-1921) его интересует прежде всего организация жизни будущих обитателей.

Мейер принимает активное участие в становлении принципов рационалистической архитектуры в начале 20-х годов, поддерживая контакты с голландской группой "Стиль" и Ле Корбюзье.

В 1926 году он публикует статью "Новый мир", где впервые формулирует основы своей концепции: решительный разрыв с прошлым, признание роли технических и научных факторов современности; строительство - явление, определяемое техническими и биологическими, но не эстетическими факторами; жилой дом - машинерия для удовлетворения физических и психических потребностей. В его тезисах явственны отголоски идей Ле Корбюзье, Эль Лисицкого и ван Дусбурга.

Ярким воплощением принципов рационалистической архитектуры был созданный Мейером и швейцарским архитектором Гансом Виттвером конкурсный проект Дворца наций в Женеве (1927), с его четким построением объемов, отражающим систему функций здания, и каркасной конструкцией, расчленяющей фасады.

Г. Мейер и Г. Виттвер. Конкурсный проект Дворца наций в Женеве.
1927.

Борьба Мейера за рационалистический метод проектирования побудила Гропиуса в 1927 году пригласить его преподавателем архитектурного отделения Баухауза, а годом позже - передать ему свой пост директора училища.

Изменения, которые пришли в Баухауз вместе с Мейером, не были одним лишь уточнением сложившихся методов. Мейер стремился к тому, чтобы школа все более и более опиралась на марксизм как "единственное учение, позволяющее понять и разрешить проблемы современного мира". Прежний Баухауз отрицал капиталистическую действительность, но его положительный идеал был лишь расплывчатой, отвлеченной утопией. Мейер стремился внести в концепции школы позитивное содержание, стремился связать ее с рабочим классом и движением трудящихся. При нем в Баухаузе активно развертывает свою деятельность коммунистическая ячейка, читаются лекции по теории марксизма, а в полиграфической мастерской училища печатаются плакаты, оформляются журналы и книги Компартии Германии.

Гропиусовский Баухауз при всей своей технико-функциональной ориентации признавал роль иррациональности в творческом процессе. Мейер стремился к методам творчества, основанным на рациональном анализе объективных данных. Он резко ограничил влияние живописцев (что привело его к острому конфликту с Кандинским). Исходные позиции проектирования зданий и предметов стал определять социологический анализ, внедрялось серьезное изучение психологии и инженерных дисциплин.

Признавая значение социальных факторов, Гропиус останавливался там, где их анализ упирался в конкретные политические факты. Мейер, напротив, стремился к точному анализу социальной структуры, обнажая политическую реальность. На основе такого подхода создавались работы, отвечающие действительным потребностям жизни.

Примером были постройки самого Мейера - и прежде всего профсоюзная школа в Бернау близ Берлина (1928-1930) - его лучшее произведение. Композиция школы прекрасно использует особенности лесистого участка на берегу озера, но в ней нет и оттенка романтизма или сентиментальности. Скупые плоскости простых объемов, связанных стеклянным переходом, складываются в динамичную пространственную систему. Ее расчленение определено организацией жизненных процессов в здании.

Г. Мейер. Здание профсоюзной школы в Бернау близ Берлина.
1928-1930.

Под руководством Мейера архитектура заняла господствующее место в Баухаузе. Мастерские училища стали продуктивны, как никогда до этого. Товарищеское сотрудничество студентов и преподавателей в групповой работе дало Баухаузу новые творческие импульсы.

Однако обострение политической борьбы в обстановке экономического кризиса, начавшегося в 1929 году, привело к резкой поляризации групп и внутри Баухауза. Трения между Мейером и Кандинским обострялись различием их политических взглядов. Все более ожесточенными становились атаки на Баухауз извне - со стороны буржуазных консерваторов и нацистов, членов городского управления. Мейер не шел на компромиссы. В 1930 году постановлением социал-демократического магистрата Дессау он был уволен вместе с группой преподавателей и студентов.

Изгнанный из Баухауза, Мейер создал архитектурную бригаду "Рот фронт", с которой поехал в Советский Союз, чтобы работать "там, где выковывается подлинно пролетарская культура... где существует общество, за которое мы боролись с капитализмом". Он выполнил ряд проектов в Стандартгорпроекте и Гипровтузе, был одним из участников конкурса 1932 года на проект нового генерального плана Москвы, преподавал в Архитектурном институте (ВАСИ), возглавлял кабинет архитектуры жилища Всесоюзной Академии архитектуры.

В 1936 году Мейер возвращается на родину. Однако обстановка консервативной Швейцарии была невыносима для него. В 1939 году он переезжает в Мексику, где в то время под давлением прогрессивных сил, хоть и в ограниченном объеме, велось "социальное" строительство. Мейер стал там техническим директором департамента строительства рабочих жилищ в министерстве труда и возглавлял проектирование многих поселков и типовых зданий.

В 1949 году состояние здоровья заставило его покинуть Мексику. Он вновь вернулся в Швейцарию и умер в 1954 году в Крочифиссо ди Савоса близ Лугано.

Мы приводим здесь в переводе В. Г. Калита статью Г. Мейера "Строить", опубликованную в 1928 году журналом "Баухауз". Обостренная трактовка идей целесообразного формирования архитектуры характеризует напряженность полемики, развертывавшейся в то время. В оригинале эту остроту подчеркивали сложные приемы организации набора и сочетания шрифтов. Приведена также небольшая статья, напечатанная в 1933 году в журнале "Архитектура СССР" на русском языке.

Предисловие, составление и примечания А. В. Иконникова, перевод В. Г. Калиша

 

К началу страницы
Содержание
Вальтер Гропиус. Значение индустриальных архитектурных форм для образования стиля  Ганнес Мейер. Строить