Главная
Новости сайта
Анатомия профессии
Основные даты
Жилые дома
Общественные здания
Градостроительство
Архитектурные конкурсы
Недостоверные объекты
Карта Киева
Архив
Библиотека об Алешине
* Публикации
* Тематические блоги
* Журналы, газеты
* Видеоматериалы
Глоссарий
Книжная полка
Ссылки
Автора!
Гостевая книга
 
Поиск







Copyright © 2000—
Вадим Алешин
Публикации

Мастера архитектуры об архитектуре
Зарубежная архитектура. Конец XIX—XX век


ВАЛЬТЕР ГРОПИУС
(1883-1969)

Вальтер Гропиус вошел в историю как один из зачинателей рационалистического направления современной архитектуры, общепризнанный лидер немецких функционалистов 20-х годов, создатель и первый руководитель знаменитого Баухауза. С его именем связан один из наиболее интересных эпизодов развития архитектуры капиталистического общества - становление функционализма и его превращение из лабораторных экспериментов в широкое течение, распространившееся в зодчестве почти всех стран мира. Это становление началось после окончания первой мировой войны на фоне бурных социально-экономических процессов и обострившейся политической борьбы в западноевропейских странах, во время, когда становилось все более ощутимым влияние первого в мире социалистического государства - Советского Союза - и его культуры.

Под влиянием молодой советской архитектуры элементы трезвого социального анализа занимали все более значительное место в творчестве передовых западноевропейских архитекторов. Складывался новый метод архитектурного мышления и творчества - Гропиус одним из первых стал приводить положения этого метода к стройной системе, соединяя в своей деятельности практическую работу, ее теоретическое осмысление и активное внедрение новых идей в обучение студентов.

Последовательное применение метода неизбежно ограничивалось противоречиями буржуазного общества. Новое течение связывалось с социальным протестом и отрицанием буржуазной действительности.

Гропиус не вышел за пределы реформистских иллюзий, надежд, что разумная архитектура сможет внедрить в общество разумные и справедливые формы социальных отношений. Крушение этих иллюзий в 30-е годы подорвало творческую энергию Гропиуса. Ничто из созданного им за последние десятилетия жизни не приближалось к бескомпромиссности и суровой силе произведений его творческой молодости.

Вальтер Гропиус родился в Берлине, в семье, где профессия архитектора стала потомственной, - архитекторами были его отец и брат деда. В 1903-1907 годах он получил специальное образование, сначала в Мюнхене, а затем в Высшей технической школе в Берлине. Однако решающими для становления его творческой индивидуальности были годы работы в мастерской Петера Беренса, где в это же время работали Мис ван дер Роэ и Ле Корбюзье (1907-1910). Влияние мастера помогает Гропиусу прийти к идее единства предметной среды, окружающей человека. Эта идея легла позднее в основу его деятельности в Баухаузе. Беренс, один из первых дизайнеров в современном понимании этого слова, воспитывал у сотрудников интерес к средствам и возможностям современной техники, к их влиянию на формообразование в архитектуре и художественной промышленности. Гропиус, развивая идеи учителя, освобождает их от компромиссов традиционными вкусами, стилистикой модерна и классицизма, тяготением к благополучной красивости. С 1910 года он стал работать самостоятельно как архитектор, член организованного в 1907 году объединения "Немецкий Веркбунд".

В. Гропиус и А. Мейер. Павильон на выставке Веркбунда в Кёльне
1914.

Уже первая его постройка имела принципиальное значение для развития современной архитектуры. Это было здание обувной фабрики "Фагус" в Альфельде-на-Лейне (1911 г., спроектирована совместно с Адольфом Мейером). Здесь впервые была воплощена мысль об архитектуре, вырастающей на основе целесообразной организации функциональных процессов и ясно выявленных особенностей конструктивной структуры сооружения из железобетона, стали и стекла. Впервые получила свою специфическую форму наружная стена, подвешенная к внутреннему каркасу и превращенная в легкое ограждение. Углы, не имеющие опор, прорезанные непрерывными лентами окон, выявляют ее конструктивный характер.

В. Гропиус и А. Мейер. Фабрика "Фагус" в Альфельде-на-Лейне.
1911.

Разработку нового языка архитектуры металла и железобетона Гропиус продолжил, создавая административный павильон выставки Веркбунда в Кёльне (1914-1915, также совместно с А. Мейером).

Первая мировая война была для Гропиуса временем осмысления и оценки результатов первого периода творчества. В первые послевоенные годы он, как и многие другие представители творческой интеллигенции Германии, испытал влияние экспрессионизма. Когда в 1919 году Гропиус возглавил школы прикладного искусства и изобразительного искусства в Веймаре и объединил их под названием "Государственный Баухауз в Веймаре", он принес сюда дух экспрессионистической романтики, поэтизации ремесленничества. В первой программе училища он призывал: "Архитекторы, скульпторы, живописцы, все мы должны вернуться назад к ремеслу!"

Однако в пору социальных конфликтов, становящихся все более острыми, идиллическая вера в спасительную миссию ремесла не могла быть долговечной. Гропиус вновь устремляет свои интересы к освоению возможностей индустриального производства. Он ставит перед Баухаузом цель обеспечить массовое производство дешевых, но высококачественных предметов быта, создать методы индустриального домостроения, помочь решению жилищной проблемы, очень острой тогда в Германии.

В годы войны и послевоенных экономических трудностей у Гропиуса рождается острый интерес к социальным проблемам зодчества. Серийное производство предметов, окружающих человека, он противопоставляет художественному индивидуализму, "производству на заказ". В стандарте и серийности он видит прежде всего средства решения социальных задач архитектуры, средства ее демократизации.

Вокруг Гропиуса в Баухаузе собирается яркий, но разнохарактерный коллектив преподавателей. Наряду с теми, чье мышление было последовательно прогрессивным, работали равнодушные к социальным проблемам приверженцы художественного "авангардизма", такие, как Л. Фейнингер (с 1919), П. Клее (с 1920) и В.Кандинский (с 1923). Лишь безусловное отрицание господствующих мещанских вкусов и эклектики объединяло всех работников Баухауза. Гропиус направлял их деятельность к выработке универсальных принципов формообразования, единых для архитектуры и дизайна, к созданию новых методов преподавания, развивающих способности свободного решения задач, поставленных жизнью, без оглядки на "образцы", на общепринятое и привычное (в этом Баухауз сближался с московским Вхутемасом).

Такое направление училища привело Гропиуса к столкновению с консервативными городскими властями Веймара. Не принимал компромисса, Гропиус переводит Баухауз в небольшой промышленный город Дессау. В 1925-1926 годах здесь для Баухауза был построен по его проекту новый комплекс зданий, который стал как бы манифестом, вещественно утверждающим принципы рационалистической архитектуры. Смелое асимметричное построение масс отражало организацию функциональных процессов. В контрастах горизонталей и вертикалей ощутимо влияние экспериментов советского архитектора и художника Эль Лисицкого. Здание Баухауза в Дессау было вершиной творческого пути Гропиуса.

В. Гропиус. Здание Баухауза в Дессау.
1925-1926.

Постройка отразила и ограниченность функционализма - ее материальная структура создавала пространства, точно соответствовавшие определенной системе функциональных процессов. Рационализм Гропиуса здесь был "одномоментен", он исключал учет возможностей развития, взгляд в будущее.

Эту ограниченность Гропиус пытался преодолеть, проектируя вместе с берлинским режиссером Эрвином Пискатором здание "Тотального театра" (1927). Оно должно было обеспечить любой тип театрального представления, любую форму отношений между зрелищем и зрителями. Такой театр не был построен, но идея оставила глубокий след в развитии принципов рационалистической архитектуры.

В 1928 году Гропиус оставил Баухауз и переехал в Берлин с тем, чтобы всецело посвятить себя работе в области массового жилищного строительства. Он пытался осуществить свою мечту об архитектуре, способной улучшить условия жизни широких масс, создать постройки, которые при минимальной стоимости позволяют рационально организовать быт и обеспечить необходимый человеку уровень комфорта и гигиенических условий. Чтобы дать всем квартирам в равной мере максимум солнечного света и воздуха и вместе с тем выразить идею равноценности жилищ, Гропиус разработал прием "строчной застройки", при которой стандартные корпуса домов располагаются параллельными рядами. В 1927-1928 годах Гропиус применил этот прием в поселке Даммершток близ Карлсруэ, а в 1929 году - в большом жилом комплексе Сименсштадт на окраине Берлина.

В. Гропиус. Поселок Сименсштадт на окраине Берлина.
1929.

В Сименсштадте Гропиус и возглавлявшийся им коллектив архитекторов создали прообразы небольших экономичных квартир, во многом определившие основные направления разработки типов массового жилища в последующие десятилетия.

В 1933 году, после того как в Германии пришли к власти нацисты, даже расплывчатые идеи о совершенствовании социального устройства средствами архитектуры стали рассматриваться как опасная крамола. Гропиус эмигрировал в Англию. Вместе с английским архитектором Максуэллом Фраем он создает несколько построек, среди которых наиболее значительно здание сельской средней школы в Импингтон Вилледже (1936). Это здание дало начало развитию специфического для страны типа павильонной школы, его высокая оценка способствовала внедрению идей рационализма в консервативную архитектуру тогдашней Англии.

В 1937 году Гропиус принял приглашение Гарвардского университета и переехал в США.

Началом американского периода его творчества была постройка собственного дома близ Бостона (1937), где Гропиус стремился трансформировать метод функционализма в соответствии с местной строительной традицией.

До 1941 года Гропиус работал вместе с бывшим студентом, а затем преподавателем Баухауза Марселем Брейером. Их крупнейшая совместная работа - застройка рабочего поселка Нью-Кенсингтон близ Питтс-бурга (1941). Рельеф продиктовал здесь необычные для Гропиуса приемы живописного расположения сборных построек.

В. Гропиус. Поселок Нью-Кенсингтон, США.
1941.

После 1945 года Гропиус, пытаясь реализовать мечту о коллективном творчестве, создает бригаду из восьми молодых архитекторов. Однако работы этой группы - начиная с комплекса зданий Гарвардского университета в Кембридже (1950), повторяющего характер построек Гропиуса 20-х годов, и до университета в Багдаде (начат в 1960 г.), где эклектически соединились формальные атрибуты архитектуры 60-х годов, - лишены дерзкой смелости и цельности характера ранних произведений мастера. Они довольно безлики и не внесли нового в развитие мировой архитектуры. Построенное в 1961 году здание посольства США в Афинах повторяет характерные приемы американского неоклассицизма 60-х годов, находящиеся в полном противоречии с идеями, ранее провозглашавшимися Гропиусом.

Коллектив архитекторов под руководством В. Гропиуса. Комплекс сооружений Гарвардского университета, Кембридж, США.
1950.
Коллектив архитекторов под руководством В. Гропиуса. Здание ректората университета в Багдаде.
1960-1969.

Эти весьма неяркие работы, равно как и грузный небоскреб авиакомпании "Панамерикен Эрлайнз" в Нью-Йорке (1963), свидетельствуют о том, что, живя в Америке, Гропиус потерял веру в те идеи, которые вдохновляли его когда-то, и не сумел найти новых идеалов.

Умер Гропиус в США в 1969 году.

Значение теоретических работ и педагогической деятельности Гропиуса не менее велико, чем значение его творческой деятельности. Его ранние статьи, хоть и лишенные парадоксальности и полемического блеска высказываний Ле Корбюзье, имели большой резонанс. Мы приводим здесь несколько сокращенные тексты четырех таких работ, отражающих важные стороны концепции функционализма 20-х годов.

Среди более многочисленных публикаций американского периода выбраны отрывки из, книги "Границы архитектуры" и из двух статей. Отметим, что в этих сравнительно поздних работах большое место занимает разъяснение идей 20-х годов. В новом изложении, однако, острота их несколько сглажена, а иногда Гропиус, как будто смущенный крайностями, которые когда-то допускал, ищет им оправдание с точки зрения человека 60-х годов. Источники, по которым цитируются приводимые материалы, даны в примечаниях.

Предисловие, составление и примечания А. В. Иконникова, переводы В. Г. Калиша, Б. Б. Келлер и А. С. Пинскер

 

К началу страницы
Содержание
Хуго Херинг. Путь к форме  Вальтер Гропиус. Значение индустриальных архитектурных форм для образования стиля