Главная
Новости сайта
Анатомия профессии
Основные даты
Жилые дома
Общественные здания
Градостроительство
Архитектурные конкурсы
Недостоверные объекты
Карта Киева
Архив
Библиотека об Алешине
* Публикации
* Тематические блоги
* Журналы, газеты
* Видеоматериалы
Глоссарий
Книжная полка
Ссылки
Автора!
Гостевая книга
 
Поиск







Copyright © 2000—
Вадим Алешин
Публикации

Мастера архитектуры об архитектуре
Зарубежная архитектура. Конец XIX—XX век


ХУГО ХЕРИНГ
(1882-1958)

Немецкий архитектор Хуго Херинг был одним из зачинателей рационалистической архитектуры в Германии. Активный период его творчества - 20-е годы, когда он, будучи наряду с Гропиусом и Мис ван дер Роэ одним из основоположников функционализма, стремился расширить границы его творческого метода. Эта тенденция не получила тогда широкого признания. Слава пришла к Херингу посмертно - его архитектурное творчество и теоретические работы оказали широкое влияние на формирование архитектуры Запада в 50-60-х годах.

Херинг родился в Бибербахе (Германия) в 1882 году, учился в Штутгартской технической школе и в Дрездене. Его архитектурная практика началась в Берлине. В 1924 году вместе с Гропиусом, Мис ван дер Роэ и братьями Таут он организует группу "Zehnerring", выступившую против консервативных тенденций тогдашнего главного архитектора Берлина Людвига Гофмана. Позднее группа перерастает в организацию "Ринг" (просуществовала до 1933 г., затем была разогнана нацистами). Херинг, занимая пост секретаря этой организации, объединившей наиболее прогрессивных архитекторов Германии, был одним из ее лидеров.

Программа и состав организации были очень широки. Херинг, сотрудничавший с Гропиусом в строительстве поселка Сименсштадт в пригороде Берлина (1929), в своих взглядах на архитектуру в значительной мере был антиподом его и других членов "Ринга", их объединяла борьба против эклектизма и стилизаторства в архитектуре. Позитивная программа, выдвинутая Херингом, была самостоятельна и оригинальна. Свой новый подход к архитектуре Херинг назвал "новым строительством", противопоставляя его принципам Гропиуса и других своих современников. В понятие "строить" он вкладывал создание такой формы, которая была бы связана с действием, то есть с процессами, происходящими в данной форме. В отличие от понимания функции Гропиусом и другими "ортодоксальными" функционалистами Херинг отождествлял действие не с механическими процессами, а с теми процессами, которые происходят при создании форм в органическом мире (гнезда птиц, норы и ходы крота и др.). Он считал, что создание такой архитектуры должно быть лишено холодной рассудочности, привнесенной геометрическими формами, и подобно инстинктивной деятельности представителей мира природы. Отсюда и возник термин "органическая архитектура" (organhaft), то есть архитектура, создающаяся по тем же законам, что и в органической природе.

При этом Херинг не отрицал полностью возможность применения "геометрических форм", считая их в некоторых случаях необходимыми, но не равноправными, а подчиненными элементами при создании пространственных структур. Именно "органическую архитектуру" Херинг связывал с подлинным прогрессом строительства, предсказывая ей большое будущее. Отрицая предвзятую форму, Херинг отвергал понятие стиля, творческой манеры архитектора, выражающей его индивидуальность. Он считал, что неповторимость форм должна диктоваться решением каждой конкретной задачи.

Пристальный интерес к процессам, происходящим в природе (в этом отношении Херинг предвосхитил бионику), и глубокое понимание техники как области постоянно развивающейся и совершенствующейся сочеталось у него с пренебрежением к стандартизации и важнейшим принципам массового строительства. Херинг протестовал против любых нормативов, считая их "смирительной рубашкой" для всего живого. Признавая лишь уникальные решения, Херинг тем самым открывал путь индивидуализму, хоть он и был противником индивидуализации. В этом основное противоречие его концепции.

Среди построек Херинга наиболее интересен комплекс сельскохозяйственных сооружений в поместье Гаркау (1925). Своеобразие каждого из составляющих его объемов возникает из функциональных процессов, например, эллиптическая форма плана хлева продиктована размещением скота вокруг кормушки.

X. Xеринг. Поместье в Гаркау. Коровник.
1924-1925.

После установления фашистского режима в Германии Херинг отошел от практической деятельности, возглавив частную школу прикладного искусства. В 1943 году он возвратился в Бибербах, где умер в 1958 году после длительной болезни.

Мы приводим отрывки из статей Херинга "Путь к форме", "Художественные и структурные проблемы строительства" и "Дом как органическое образование", характеризующие основные положения его теории "органической архитектуры", представляющие интерес для архитектурной теории и практики нашего времени.

Предисловие, составление, примечания и перевод Б. Б. Келлер

 

К началу страницы
Содержание
Эрих Мендельсон. Отрывки из писем  Хуго Херинг. Путь к форме