Главная
Новости сайта
Анатомия профессии
Основные даты
Жилые дома
Общественные здания
Градостроительство
Архитектурные конкурсы
Недостоверные объекты
Карта Киева
Архив
Библиотека об Алешине
* Публикации
* Тематические блоги
* Журналы, газеты
* Видеоматериалы
Глоссарий
Книжная полка
Ссылки
Автора!
Гостевая книга
 
Поиск







Copyright © 2000—
Вадим Алешин
Публикации

Мастера архитектуры об архитектуре
Зарубежная архитектура. Конец XIX—XX век


ЭРИХ МЕНДЕЛЬСОН
(1887-1953)

Мендельсон - один из виднейших немецких архитекторов, выступивших в начале 20-х годов с позицией, противоположной эклектике и стилизаторству.

Чрезвычайно расширенное толкование, которое теоретики и историки архитектуры на Западе в последнее время придают экспрессионизму, привело к тому, что Мендельсона стали причислять к этому направлению. Между тем творчество Мендельсона не укладывается ни в одно художественное направление последнего столетия. Исключением являются лишь его динамичные архитектурные наброски, выполненные им в годы первой мировой войны, и первые осуществленные проекты: башни-обсерватории Эйнштейна в Потсдаме и шляпной фабрики в Люккенвальде, в островыразительных контурах которых безусловно присутствуют черты экспрессионизма.

В дальнейшем в творчестве Мендельсона тенденции произвольного обращения с формой для усиления пластичности исчезают, уступая место выразительному решению объема, оправданному расположением здания, характером окружающей среды.

Мендельсон не придерживался крайних позиций - он не поддерживал ни тех, кто выдвигал на первое место функцию, ни тех, кто ставил превыше всего острую выразительность. Считая и то и другое в равной степени необходимым для архитектуры, он раньше других своих современников - представителей нового направления сумел в своем творчестве объединить оба эти начала. Однако эта как бы "промежуточная" позиция, которую он занимал среди полемических бурь тех лет и которую историки в течение длительного периода рассматривали как компромиссную, привела к тому, что Мендельсон в целом ряде солидных трудов о современной архитектуре вообще не фигурировал, хотя в творческом отношении он был едва ли не самым активным, и во многих городах Германии - Берлине, Штутгарте, Хемнице и других - можно было встретить созданные им здания с характерными криволинейными контурами плана, горизонталями ленточных окон, выразительными контрастами фактуры материалов.

Э. Мендельсон. Башня Эйнштейна в Потсдаме.
1921. Эскиз, общий вид.

Эрих Мендельсон родился в Алленштейне в Восточной Пруссии в 1887 году. После непродолжительных занятий на экономическом факультете Мюнхенского университета он решил посвятить себя архитектуре и в 1912 году получил диплом Высшей технической школы в Мюнхене. В эти годы он сблизился с художниками, входившими в мюнхенскую группу "Синий всадник" и некоторое время работал в этой группе как художник.

Во время первой мировой войны Мендельсон был призван в армию и всю войну был на фронте. В 1919 году он открыл свое архитектурное бюро и стал принимать участие в выставках архитектурных проектов. Выставленные им в галерее Кассирера проекты и эскизы под общим лозунгом "Архитектура стали и железобетона" имели шумный успех. Вскоре Мендельсон стал получать заказы.

Среди осуществленных им проектов первая по времени известнейшая башня Эйнштейна в Потсдаме (1920-1921) - своеобразное сооружение, сочетающее в себе строгую функциональность, поскольку оно и в плане и в разрезе полностью отвечает своему назначению, с пластичностью в решении объема, уподобляющей это архитектурное сооружение произведению скульптуры. В осуществленном вслед за "башней" комплексе шляпной фабрики в Люккенвальде (1921-1923) особенно характерны для раннего периода творчества Мендельсона красильни - утилитарные постройки, отличающиеся монументальностью и необычайной пластичностью мощных масс, причем в этом случае пластичность не связана с плавными переходами одного плана в другой, как в "башне", а достигается резкими изломами плоскостей.

Э. Мендельсон. Фабрика в Люккенвальде. Красильный цех.
1921-1923.

Среди ряда зданий универсальных магазинов, построенных Мендельсоном в период между 1924-1929 годами и в значительной степени определивших характер этого типа зданий в Германии в 20-х годах, широкую известность получил универмаг фирмы "Шокен" в Штутгарте (1927). Фасад этого пятиэтажного здания представляет собой систему горизонтальных полос остекления, перемежающихся с полосами кирпича и золотистого травертина и захватывающих закругленную башню, в которой расположена лестница. Противопоставление плоскости и цилиндрического объема образует основу ясной асимметричной композиции.

Э. Мендельсон. Магазин Шокена в Штутгарте.
1927.
Э. Мендельсон. Магазин Шокена в Хемнице (Карл-Маркс-штадт - Хемниц).
1928.

Кинотеатр "Универзум" в Берлине (1926-1929), входящий в состав лишь частично осуществленного комплекса, - выдающийся пример чрезвычайно удачного функционального решения (план имеет форму несколько удлиненной подковы, обеспечивающую хорошую видимость). Вместе с тем это распластанное полукруглое здание с резко противопоставленной его мягким очертаниям вертикалью прямоугольной рекламной башни хорошо организует угол парадной столичной магистрали.

Последняя работа Мендельсона в Германии - так называемый "Колумбус-хауз" в Берлине (1931) - 12-этажное конторское Здание, более строгое, чем рассмотренные выше. Почти полное отсутствие характерной для Мендельсона криволинейности контура здания (фасад имеет лишь легкую кривизну) компенсируется глубокой светотенью от идущего по всему периметру фасада и выступающего далеко вперед выноса крыши над расположенным на верхнем этаже рестораном.

Э. Мендельсон. Колумбус-хауз в Берлине.
1931.

Литературно-публицистическая деятельность Мендельсона ограничивалась главным образом устными выступлениями, многие из которых были впоследствии опубликованы: доклад на заседании "Рабочего совета по делам искусств" в Берлине в 1919 году, в котором Мендельсон доказывал неизбежность появления новых форм, вызванного достижениями технической революции, а также революционными изменениями в общественной жизни; доклад, прочитанный в Голландии в 1923 году перед архитекторами, участниками группы "Architectura et Amicitia", посвященный вопросу о принципиально различном понимании динамики в архитектуре и в машине. В докладе 1930 года в Ассоциации архитекторов (Англия) Мендельсон вновь поднимает вопрос о необходимости сочетать функцию с динамизмом (этой проблеме Мендельсон уделял большое внимание и в ряде своих писем к жене, относящихся к 1913-1918 гг.). Три лекции об архитектуре были прочитаны им в 1942 году в США, одна из них (архитектура мирового кризиса) посвящена вопросу красоты в архитектуре.

С приходом к власти Гитлера Мендельсон эмигрировал в Голландию, а затем в Англию, где работал в содружестве с архитектором Чермаевым. После нескольких лет пребывания в Палестине переехал в США и поселился в Сан-Франциско. В последние годы жизни Мендельсон проектировал больницы и культовые здания, но принципиально новых решений в это время он уже не дает. Умер Мендельсон в 1953 году.

Источники, по которым цитируются приводимые материалы, даны в примечаниях.
Предисловие, составление и примечания Б. Б. Келлер, переводы В. Г. Калиша и Б. Б. Келлер

 

К началу страницы
Содержание
Якобус Иоганн Питер Ауд. Художественные средства архитектуры будущего  Эрих Мендельсон. Отрывки из писем