Главная
Новости сайта
Анатомия профессии
Основные даты
Жилые дома
Общественные здания
Градостроительство
Архитектурные конкурсы
Недостоверные объекты
Карта Киева
Архив
Библиотека об Алешине
* Публикации
* Тематические блоги
* Журналы, газеты
* Видеоматериалы
Глоссарий
Книжная полка
Ссылки
Автора!
Гостевая книга
 
Поиск







Copyright © 2000—
Вадим Алешин
Публикации

Мастера архитектуры об архитектуре
Зарубежная архитектура. Конец XIX—XX век


ЯКОБУС ИОГАНН ПИТЕР АУД
(1890-1963)

Голландский архитектор Якобус Иоганн Питер Ауд был одним из основателей и лидеров группы, сложившейся вокруг журнала "Стиль". Его влияние на развитие современной архитектуры определялось, однако, не ролью пропагандиста и теоретика. Ауд прежде всего практик, рассудительный и трезвый, одним из первых, уже в начале 20-х годов показавший в своих постройках реальную осуществимость принципов рационалистической архитектуры. Рационализм его ранних работ был ограничен тем рассудочным подходом к формообразованию пространства, который развивался в коллективной теории группы "Стиль". Но рамки этой отвлеченной теории становятся тесны, когда Ауд задумывается над социальными функциями архитектуры, стремится создать экономичные и вместе с тем комфортабельные типы жилья, и тогда он порывает с группой, всецело отдаваясь практической деятельности. Родился Ауд в городке Пюрмеренде, учился в амстердамском ремесленном училище и затем в техническом колледже Дельфта. Большое влияние на его формирование как архитектора оказали тогда произведения Х.-П. Берлаге, романтичные и экспрессивные. В 1916 году он сблизился с ван Дусбургом, принимал участие в создании журнала "Стиль" и группы, связанной с журналом, вместе с нею разрабатывая планы "синтетического поиска универсального стиля". Но уже двумя годами позже Ауд становится главным архитектором Роттердама, крупнейшего порта Голландии, и сталкивается с трудной задачей - необходимостью сочетать слишком тяготевшие к формальным абстракциям идеи группы, возглавлявшейся ван Дусбургом и Мондрианом, с реальными задачами строительства. Стремление к чистоте понятий пространственности и цвета помогало отрешиться от эклектической рутины, однако реальные требования жизни заставляли искать более широких решений.

Эксперименты Ауда, связанные с концепцией группы "Стиль", немногочисленны. Неосуществленный проект фабрики в Пюрмеренде (1919) основывается на сочетаниях разномерных параллелепипедов, в группировке которых, однако, чувствуется влияние "стелющихся по земле" ранних композиций Ф.-Л. Райта. Ближе всего к догматам группы плоский фасад кафе "де Юни" в Роттердаме (1924-1925), композиция которого основывается на сочетаниях прямоугольных плоскостей бетона и стекла.

Однако уже при создании кварталов Тусшендийкен (1919) и Ауд-Матенессе (1922) жесткие экономические и функциональные требования, предъявляемые к так называемому "дешевому" жилищу, заставляют архитектора забыть о догмах "поэтики" неопластицизма. Он ищет наиболее прямого ответа на поставленную задачу.

Первым значительным произведением Ауда были жилые дома в сателлите Роттердама - поселке Хук ван Холланд (1924- 1927). Распластанные объемы домов имеют законченную в себе, замкнутую композицию, лаконичные формы спокойны, статичны - вопреки программным положениям группы "Стиль". В решении внутреннего пространства квартир основное внимание уделено практическим задачам организации комфортабельного жилища на минимальной площади, а не абстрактной идее "переливающихся пространств". Рабочий квартал Роттердама Кифхук (1925-1927) в своем решении столь же непосредственно подчинен практической реальности. Преодолению формалистической ограниченности идей раннего периода творчества Ауда во многом способствовало его знакомство с работами советских конструктивистов.

Я.-И.-П. Ауд. Дом в поселке Хук ван Холланд.
1924-1927.
Я.-И.-П. Ауд. Квартал Кифхук в Роттердаме.
1925-1927.

Трезвость подхода к решению жизненных задач, отработанность по-фордовски рациональных, предельно экономных планировок, ясность скупых форм, обладающих своеобразной выразительностью, привлекают в те годы широкое внимание к произведениям Ауда. Его пример многое значил для практического становления рационалистического подхода в архитектурном проектировании, для выработки творческого метода функционализма.

Стремление к живой практической деятельности, интерес к социальной реальности (ограниченный, однако, именно той конкретной реальностью, которая существовала в буржуазной Голландии) привели Ауда к столкновению с интересами ван Дусбурга, устремленными лишь к формальным абстракциям, к разрыву с группой "Стиль" и сближению с Баухаузом.

Ауд был одним из пионеров функционализма, но его творчество не было динамичным. Когда течение получило широкое распространение, его роль в развитии архитектуры оказалась исчерпанной. Такие спроектированные им постройки, как административное здание компании "Шелл" в Гааге (1938) или детский санаторий близ Арнхема (1952-1960), типичны для ортодоксального функционализма, но не поднимаются выше его среднего уровня. Последние годы жизни Ауда были отданы преподавательской деятельности в техническом колледже Дельфта, где он получил образование. Умер он в 1963 году в Вассенаре.

Отрывки из книги "Голландская архитектура", которые мы приводим, заключают в себе основу творческой программы архитектора. Книга была написана в период подъема его творчества, в начале 20-х годов. Многие ее идеи исходят от рассудочной эстетики группы "Стиль", но в ней звучат и трезво-рационалистические ноты, ощутимы новые настроения, возникшие под влиянием советского конструктивизма. Здесь со всей определенностью выдвинуты тезисы об эстетической значимости строительных конструкций и о роли техники как прообраза новых эстетических форм, чуждые идеям группы "Стиль". Книга Ауда - яркий документ своего времени, отразивший идеи раннего этапа становления рационалистической архитектуры.

Мы приводим также небольшую статью, написанную Аудом по просьбе редакции журнала "Архитектура СССР" и опубликованную в 1936 году. Отрывки из книги "Голландская архитектура" даны в переводе В. Г. Калиша.

Предисловие, составление и примечания А. В. Иконникова, перевод В. Г. Калиша

 

К началу страницы
Содержание
Тео ван Дусбург. На пути к пластической архитектуре  Якобус Иоганн Питер Ауд. Художественные средства архитектуры будущего