Главная
Новости сайта
Анатомия профессии
Основные даты
Жилые дома
Общественные здания
Градостроительство
Архитектурные конкурсы
Недостоверные объекты
Карта Киева
Архив
Библиотека об Алешине
* Публикации
* Тематические блоги
* Журналы, газеты
* Видеоматериалы
Глоссарий
Книжная полка
Ссылки
Автора!
Гостевая книга
 
Поиск







Copyright © 2000—
Вадим Алешин
Публикации

Мастера архитектуры об архитектуре
Зарубежная архитектура. Конец XIX—XX век


ТЕО ВАН ДУСБУРГ
(1883-1931)

Голландец Тео ван Дусбург (псевдоним, подлинное имя - Кристиан Кюппер) не был крупным архитектором-мастером и тем не менее оказал значительное влияние на развитие архитектуры Запада. Разносторонне талантливый, увлекавшийся театром, поэзией, живописью, архитектурой, - он всюду оставался дилетантом. Энергичный, обладавший умом скорее острым, чем глубоким, он был во-первых пропагандистом и организатором и лишь во-вторых созидателем. Однако в начале 20-х годов, когда устои эклектики в архитектуре окончательно распались, образовавшийся "вакуум" стал благодатным полем деятельности для ван Дусбурга. Легко подхватывая смутно зарождавшиеся новые идеи, он придавал им конкретность и яркую форму, активно распространял и пропагандировал. Его деятельность всецело сосредоточивалась на проблемах формы, их пределами была ограничена "революционность" этого буржуазного авангардиста. Но его деятельность расчищала дорогу и для подлинно позитивных влияний - в первую очередь со стороны советского конструктивизма. Эксперименты ван Дусбурга были и определенным вкладом в создание нового языка форм современной архитектуры. Они оказали заметное влияние на зарождение функционализма, наиболее значительного течения в западноевропейской архитектуре конца 20-х - начала 30-х годов.

Тео ван Дусбург родился в 1883 году в Утрехте. Выходец из буржуазной семьи, он унаследовал состояние, позволившее ему не заботиться о профессиональном заработке, и вместе с ним - беспринципность, агрессивность и цепкость биржевого дельца. Живописью он начал заниматься очень молодым и в 1908 году впервые участвовал на выставке в Гааге. В 1915 году сблизился с живописцем Питом Мондрианом, увлекаясь его "неопластицизмом" - беспредметными композициями, основанными на сочетании прямоугольных плоскостей, окрашенных в чистые цвета. В них Мондриан видел приближение к "постоянным элементам формы", к "абсолюту". Бесстрастная отвлеченность абстракций Мондриана была, однако, чужда прагматичному ван Дусбургу. Он пытается перенести эту живопись в трехмерный пространственный мир архитектуры, использовать ее для обновления архитектурной формы.

В 1917 году вместе с П. Мондрианом и архитектором Я.-И.-П. Аудом он организовал в Лейдене группу "Стиль" и основал журнал с тем же названием. Члены группы ставили своей задачей объединить деятельность различных искусств; ван Дусбург вместе с Аудом работает над оформлением интерьеров, пытаясь усилить архитектуру организацией пространства цветом. В 1921 году ван Дусбург совершает лекционную поездку по европейским странам. Пропагандируя идеи группы, он пишет многочисленные статьи, издает несколько книг. Журнал "Стиль", издававшийся тиражом всего в 200 экземпляров, получил неожиданно большую популярность, оказав особенно заметное влияние на архитектуру Германии, отчасти и на формирование Баухауза. Встретившись во время поездок по Германии с советским художником и архитектором Эль Лисицким, ван Дусбург знакомится через него с идеями нашего конструктивизма и заимствует многие его находки (ограничивая, впрочем, свой интерес формальными достижениями конструктивистов).

В 1926-1927 годах ван Дусбург пытается реализовать идеи организации пространства цветом в интерьере ресторана "Обетт" в Страсбурге. Вместе с архитектором К. ван Зстереном ищет возможности применить идеи группы "Стиль" в градостроительстве. В 1930 году Дусбург переселился в Париж.

Т. ван Дусбург, X. Арп и С. Таубер-Арп. Ресторан "Обетт" в Страсбурге.
1926-1927. Интерьер.
Т. ван Дусбург и К. ван Эстерен. Эскизы жилого дома.
1927.

Умер ван Дусбург в 1931 году в Давосе (Швейцария). Его смерть означала и конец существования группы "Стиль".

В архитектуре ван Дусбург и его единомышленники пропагандировали красоту безукоризненно точных, гладких, ничем не нарушенных плоскостей и прямых углов. Кирпич с его крупной фактурой и неровным цветом заведомо отвергался. Пространство здания толковалось как часть пространства вообще, организованная системой плоскостей. (В ртом отношении ван Дусбург во многом опирался на теоретические работы Ф.-Л. Райта.) Цвет служит средством раскрытия пространства. Чистота его (контрастирующие - красный, синий, желтый, серый) полемически противопоставлялась приглушенным гаммам коричневых тонов, характерным для интерьеров начала века.

Ван Дусбург, как и вся группа "Стиль", не шел дальше чисто эстетических концепций, в отличие от функционализма, для которого эстетические суждения были вторичными. Непосредственное приложение теорий "Стиля" к практике архитектуры 20-х годов было разочаровывающим.

Попытки сохранить чистоту формальных догм привели "Стиль" к быстрому одряхлению и распаду. Но идеи Дусбурга как бы детонировали другие, более плодотворные. Здесь мы приводим статью ван Дусбурга "На пути к пластической архитектуре", напечатанную в журнале "Стиль" в декабрьском номере 1924 года. Статья с достаточной полнотой раскрывает основные идеи группы "Стиль", связанные с организацией архитектурного пространства, - часть ее концепции, оказавшую наиболее значительное влияние на развитие архитектуры. Статья "Цвет в пространстве" посвящена важному звену концепции Дусбурга.

Предисловие, составление и примечания А. В. Иконникова, перевод М. Д. Канчели

 

К началу страницы
Содержание
Ле Корбюзье. Из книги "Современное декоративное искусство"  Тео ван Дусбург. На пути к пластической архитектуре