Главная
Новости сайта
Анатомия профессии
Основные даты
Жилые дома
Общественные здания
Градостроительство
Архитектурные конкурсы
Недостоверные объекты
Карта Киева
Архив
Библиотека об Алешине
* Публикации
* Тематические блоги
* Журналы, газеты
* Видеоматериалы
Глоссарий
Книжная полка
Ссылки
Автора!
Гостевая книга
 
Поиск







Copyright © 2000—
Вадим Алешин
Публикации

Мастера архитектуры об архитектуре
Зарубежная архитектура. Конец XIX—XX век

1. "Sur les quatres routes" (1041), "Destin de Paris" (1941), "La maison des hommes" (1942), "La Charte d'Athenes" (1943). Вернуться в текст

 


ЛЕ КОРБЮЗЬЕ
(1887-1965)

Творчество Ле Корбюзье принадлежит к крупнейшим явлениям художественной культуры XX века. Оно исключительно по своему диапазону и влиянию на архитектурную мысль первой половины столетия. Ряд обстоятельств cоединился, чтобы сделать это влияние столь сильным: историческая обстановка, сложившаяся в этот период, свойства личности Ле Корбюзье, обостренное сознание обязанности художника дать ответ на запросы своего времени. Требования современности, вытекавшие из социальных условий и все ускоряющегося технического прогресса, казавшегося губительным для искусства, Ле Корбюзье сделал отправной точкой новой эстетики. Именно соединение поэтического видения с точным анализом закономерностей развития архитектуры придавало убедительность его произведениям - постройкам, проектам и теоретическим выступлениям.

Шарль Эдуард Жаннере (Ле Корбюзье) родился в Ля Шо де Фон (Швейцария) в октябре 1887 года. Готовясь к профессии часовщика-гравера, традиционной для семьи Жаннере, он поступил в Школу искусств, но скоро его интересы переросли рамки прикладного декоративного искусства, с которым, однако, Ш. Жаннере еще долго не терял связи. Это были годы его формирования как архитектора, общения с передовыми людьми своего времени, поездок по странам Европы. В Вене Жаннере встречается с Й. Гофманом (1907), в Лионе - с Т. Гарнье (1908). Несколько месяцев он работает в мастерской братьев Перре в Париже (1908), где, по его словам, он "узнал, что такое железобетон", затем, в 1910-1911 годах - у П. Беренса в Берлине. Целеустремленное самообразование (Ле Корбюзье не имел диплома архитектора) шло одновременно с напряженными поисками цельной архитектурной концепции.

Соприкосновение с опытом мировой культуры, с народным зодчеством, увиденным во всем его разнообразии и связях с окружающей средой, оставило глубокий след в творческой биографии Ле Корбюзье.

В 1917 году Ш. Жаннере обосновался в Париже. К этому времени относятся его первые картины: встреча с художником А. Озанфаном дала толчок занятиям живописью, которую он не оставлял до конца дней. Вместе ими были сформулированы основные положения "пуризма" - течения, возникшего как реакция на поздний кубизм.

С Озанфаном и поэтом П. Дерме Ш. Жаннере начал издавать журнал "Эспри нуво" ("Esprit nouveau" - "Новый дух", 1920- 1925), журнал науки, искусства и градостроительства, в октябрьском номере которого за 1920 год он впервые подписал статью именем Ле Корбюзье. Позднее статьи, опубликованные им в журнале, вошли в серию широко известных книг коллекции "Эспри нуво". Среди них: "К архитектуре", "Современное декоративное искусство", "Градостроительство". Идеи, которые отстаивал Ле Корбюзье в статьях и книгах, были" им воплощены в павильоне "Эспри нуво" на Международной выставке декоративного искусства и техники 1925 года в Париже. В дальнейшем огромный архитектурный труд Ле Корбюзье неизменно сопровождался теоретическими исследованиями: как и проекты, книги неотделимы от его творчества.

Два года спустя после основания журнала Ле Корбюзье со своим двоюродным братом П. Жаннере открыл в Париже мастерскую, ставшую центром притяжения для молодых архитекторов разных стран.

Главные темы в творчестве Ле Корбюзье 20-30-х годов - градостроительство и жилище, взятые в комплексе со всей материальной средой человека. В виллах, индивидуальных домах, которые Ле Корбюзье строил в Париже и близ него, в проектах многоквартирных домов неизменно разрабатывались частные аспекты этих главных тем, получая конкретное пластическое выражение. Это: виллы в Вокрессоне (1922), Ля Рош в Париже (1923), дом Кука в Булони-сюр-Сен (1926), виллы в Гарше (1927) и в Пуасси (1929-1931). Его исследования массового индивидуального жилища, начатые им в проектах серийных домов "Дом-Ино" (1914-1915), были продолжены в двух проектах домов "Ситроен", в осуществленном поселке Пессак близ Бордо. На основе этих работ Ле Корбюзье сформулировал "Пять пунктов современной архитектуры" (1926), характеризующих те сдвиги в строительной технике, которые открывали дорогу для новых архитектурных решений: применение каркасной железобетонной конструкции и, как следствие, - здание на столбах, открытое в первом этаже, крыша-терраса с садом на ней, свободный план, ленточное окно, свободный фасад (с ненесущей стеной-мембраной).

Ле Корбюзье. Вилла Стайн в Гарше.
1927. Общий вид и фасады.

Ле Корбюзье. Вилла Савой в Пуасси.
1929.
Ле Корбюзье. Общежитие швейцарских студентов в Париже.
1930-1032.

Непосредственно связаны с разработкой вопросов жилища градостроительные проекты Ле Корбюзье: город на три миллиона жителей (1922) и так называемый "план Вуазен" (1925) - проект грандиозной перепланировки центра Парижа, воплощающий идею вертикального города-сада. За этими проектами последовали проекты планировок для Барселоны (1932), Алжира (1930,1934, 1938), Стокгольма и Антверпена (1933). Связанные с ними теоретические изыскания легли в основу многих градостроительных положений Афинской хартии, принятых IV конгрессом CIAM (1933).

Ле Корбюзье. Проект застройки Алжира.
1930.

Общественные здания, построенные Ле Корбюзье, немногочисленны, но каждое из них представляет собой шаг в развитии принципов, которые до этого реализовались в небольших жилых домах. Здесь они применены в зданиях значительно большего масштаба, объединяющих разнообразные функции в сложном и пластически законченном архитектурном организме: Дом "Армии спасения" в Париже (1929-1933), Общежитие швейцарских студентов там же (1930-1932), здание Центросоюза в Москве (1929-1935). Для формирования типа современного большого общественного здания, основанного на заново пересмотренной программе и в своей композиции следующего свободно выраженной функции, не меньшее значение имели неосуществленные проекты Дворца Лиги Наций в Женеве (1927) и Дворца Советов в Москве (1931).

Ле Корбюзье. Макет Дворца Советов в Москве.
1931.

Геометрически ясные формы построек Ле Корбюзье в этот первый (условно обозначаемый) период его творчества заключают в себе многие черты, получившие развитие после второй мировой войны. Постройки 20-30-х годов постепенно обогащаются введением форм, устанавливающих родство с традиционными, идущими от народного жилища, искусственные материалы сочетаются с естественными. Для этой второй линии, наметившейся в работах Ле Корбюзье, характерны "дом для уик-энда" и вилла в Праде, дом в Мате, так же как и проект небоскреба в Алжире (макет 1938), в котором солнцезащитные устройства создают рснову для сильно выявленной пластики фасадной стены.

Годы войны и вынужденного прекращения строительной деятельности были для Ле Корбюзье временем углубления в неисследованные области искусства и подготовки к тому, что он считал своей главной задачей: послевоенному строительству. Ле Корбюзье пишет эскизы для будущих картин и скульптур, выпускает ряд книг [1]. Но после второй мировой войны Ле Корбюзье практически не участвует в восстановительных работах: его проекты и многочисленные предложения или отвергаются правительством, или остаются неосуществленными.

Первые значительные произведения второго, наиболее насыщенного периода творчества Ле Корбюзье относятся к 50-м годам, когда почти одновременно строятся здания, из которых каждое является событием в архитектурной жизни тех лет. Это жилой 17-этажный дом в Марселе (1947-1952) - здание, в котором реализовались идеи Лучезарного города (с середины 30-х гг. неизменно присутствующие во всех градостроительных проектах Ле Корбюзье). Задуманный как цельный организм с разнообразными функциями, определенным образом направляющий быт его обитателей, Марсельский дом представляет собой опыт решения проблемы равновесия индивидуального и коллективного, которое Ле Корбюзье считал одним из главных условий полноценного жилища. Это также церковь в Роншане (1950-1955), произведение столь сложное по своему содержанию, что оно все еще остается за пределами оценок, в которых делаются попытки найти ему однозначное определение. Новизна ее форм, не имеющих аналогий в прошлом, заслонила на время неизменность творческого метода, обогащенного художественными открытиями Ле Корбюзье последних лет, но сохраняющего свою рационалистическую основу. К этому же времени относятся: музей в Токио (1957-1959), монастырь Ля Туретт близ Лиона (1957-1959) и составляющие особую группу работы Ле Корбюзье в Индии: в Ахмадабаде - музей (1954) и Дом ассоциации бумагопрядильщиков (1952- 1956), заключающий в себе элементы большого общественного сооружения в их гармоническом сочетании, в Чандигархе - архитектурный ансамбль Капитолия со зданиями Верховного суда, Секретариата, Ассамблеи (1951-1965) и генеральный план города, в котором впервые Ле Корбюзье смог осуществить ряд своих градостроительных идей.

Ле Корбюзье. Жилой дом в Марселе.
1947-1952.
Ле Корбюзье. Дом ассоциации бумагопрядильщиков в Ахмадабаде.
1956.

Ле Корбюзье. Церковь в Роншане.
1950-1955.

Ле Корбюзье. Здание Верховного суда в Чандигархе.
1956.

Мощная скульптурная пластика зданий этого периода, усиленная полихромией и контрастом применяемых материалов, далека от ясного геометризма построек 20-х годов и на первый взгляд кажется их отрицанием. На деле же каждое из произведений послевоенного времени представляет собой результат развития принципов, провозглашенных в годы становления новой архитектуры. Скрытый процесс накопления идей, который шел непрерывно в 40-е годы, дал свои плоды. В постройках 50-х годов нашли архитектурное воплощение мысли о "невыразимом пространстве", о гармонической шкале пропорций, составившие содержание книг "New world of space" (1948) и "Le Modulor" (1949).

Ле Корбюзье. Монастырь Ля Туретт близ Лиона.
1957-1959.

В работах 60-х годов, как в осуществленных постройках - Центре искусств в Кембридже (США, 1961-1964), Доме молодежи и культуры в Фирмини (1961-1965), Центре Ле Корбюзье в Цюрихе (1965- 1967), - так и в проектах, работа над которыми была прервана его смертью, Ле Корбюзье не сказал своего последнего слова. Во многом они являются продолжением начатого ранее и вместе с тем обнаруживают новый шаг в исследовании сложнейшей проблемы архитектурного пространства, его организации и закономерностей восприятия (проект городской больницы в Венеции, 1965, или церковь в Фирмини, 1964).

Ле Корбюзье. Центр искусств в Кембридже, США,
1964. Фасад.

Скульптурность форм построек позднего периода - одна из черт наиболее очевидных. Менее заметна, но столь же существенна их связь с живописью: единство пластических искусств, особое свойство их слияния характерны для творческой индивидуальности Ле Корбюзье. Построенное, изваянное, написанное им образует одно целое. То же можно сказать и о его литературных произведениях. Ле Корбюзье написано более сорока книг, составляющих естественное продолжение его творчества архитектора, художника. Постоянное стремление высказать мысль через слово коренилось не только в желании распространить свои взгляды, но и в присущей Ле Корбюзье потребности найти для каждой мысли предельно ясную формулировку, установить гармоническую связь между пластической идеей и мировоззрением. Слово было для него одним из средств выявления художественной идеи.

Тематика книг Ле Корбюзье разнообразна. Во многом она определялась нуждами момента, условиями борьбы за новые эстетические воззрения, которые обусловливали полемическую заостренность изложения, а иногда и самую структуру книги. Такова, по существу, серия книг коллекции "Эспри нуво". Некоторые из них состоят из отдельных статей, представляющих собой изложение докладов, сделанных Ле Корбюзье, которые он чаще всего импровизировал, придерживаясь лишь самого краткого конспекта и набрасывая по ходу лекции цветными мелками иллюстрирующие рисунки. Вместе с тем каждая из его книг или статей отвечает внутренней необходимости добавить недостающее звено в цепь логической аргументации, заполнить "белое пятно" той или иной проблемы. Вопросы, затрагиваемые Ле Корбюзье, охватывают обширный круг идей, объединенных общностью художественной концепции, перерастающей в концепцию философскую. Положения, которые Ле Корбюзье считал особенно важными, он повторяет по многу раз, развивая их и раскрывая в новых аспектах и связях.

Художественные взгляды Ле Корбюзье сложились рано и в своих основных чертах оставались неизменными в течение всей творческой жизни. Его ранние работы отличает зрелость мысли, сближающая литературные произведения 20-х годов с работами последних лет.

Значительная часть приведенных ниже отрывков взята из ранних книг, где изложены основные мысли Ле Корбюзье об архитектуре, о ее месте в ряду человек - природа - космос, столь существенном для философии Ле Корбюзье, о ключевых вопросах архитектурного мастерства. Это: "Vers une architecture" (1958), "L'Art decoratif d'aujourd'hui" (1925), "L'Almanach de l'architecture moderne" (1927), "Une maison - un palais" (1928), "Precisions sur un etat present de l'architecture et de Turbanisme" (1930). Почти целиком приведена глава "Архитектура", занимающая центральное место в книге "Entretien avec les etu-diants des ecoles d'architecture" (1957). Отдельные высказывания взяты из книг Ле Корбюзье "New world of space" (1948), "Le Modulor" (1951), "L'Atelier de la recherche patiente" (1960), а также из книг: P. Damaz, Art in european architecture. Pref. by Le Corbusier, 1959; В. Некрасов, Первое знакомство, 1960.

Все тексты, за исключением указанных в примечаниях, даются в переводе Л. Д. Липман.
Предисловие, составление и примечания И. В. Эрн, переводы Л. Д. Липман, Н. В. Наумова и О. Н. Плигиной

 

К началу страницы
Содержание
Огюст Перре. К теории архитектуры  Ле Корбюзье. Из книги "Современное декоративное искусство"