Главная
Новости сайта
Анатомия профессии
Основные даты
Жилые дома
Общественные здания
Градостроительство
Архитектурные конкурсы
Недостоверные объекты
Карта Киева
Архив
Библиотека об Алешине
* Публикации
* Тематические блоги
* Журналы, газеты
* Видеоматериалы
Глоссарий
Книжная полка
Ссылки
Автора!
Гостевая книга
 
Поиск







Copyright © 2000—
Вадим Алешин
Публикации

Мастера архитектуры об архитектуре
Зарубежная архитектура. Конец XIX—XX век


ОГЮСТ ПЕРРЕ
(1874-1954)

Огюст Перре - архитектор, впервые сделавший железобетон материалом зодчества, был в то же время последовательным выразителем классической традиции во Франции. Начало его творчества относится еще к первому десятилетию нашего века, но роль одного из лидеров современной архитектуры он сохранил в течение всей долгой жизни.

О. Перре родился в 1874 году в Брюсселе. Первые архитектурные знания и навыки получил в строительной фирме, которую основал в Париже его отец. Огюст Перре блестяще учился в Школе изящных искусств, но ушел из нее, не защитив диплома, когда Этого потребовали дела фирмы. Вместе с братьями он продолжал дело отца, соединив в своем творчестве согласно давней традиции труд архитектора, конструктора, строителя.

О. Перре начал свою деятельность в годы господства эклектики и броя;ения идей, когда новаторские предложения в области строительных конструкций неизменно связывались с использованием металлического каркаса, а стилистическое течение "Ар нуво" еще не успело сойти со сцены. В то время во Франции Перре, по свидетельству Ле Корбюзье, "был единственным на пути нового направления". В 1903 году он построил жилой дом на ул. Франклина, вошедший в историю архитектуры как здание, в котором железобетонная каркасная конструкция, органически связанная с планом здания и с организацией внутреннего пространства, впервые получила тектоническое выражение. Каждая из последующих работ Перре связана с выявлением конструктивных и художественных возможностей нового материала: гараж Понтье в Париже (1905), театр Елисейских полей там же (1911-1913). Перре много строит в годы между двумя мировыми войнами: промышленные сооружения, церкви, в том числе получившую широкую известность церковь в Рэнси (1923), ряд особняков и вилл, театры, музыкальную школу и большие общественные здания - Морское министерство, Государственное хранилище мебели, Музей общественных работ.

О. Перре. Дом на ул. Франклина в Париже.
1903.
О. Перре. Гараж Понтье в Париже.
1905.

Мастерство Перре, полное изобретательности и новаторства в решении частных проблем, было основано на признании незыблемости основных принципов архитектуры, на системе мышления, идущей от классицизма. Перре - прежде всего мастер конструкции, которая в его постройках нередко подчиняет себе художественный образ и ограничивает его тектоническим выражением структуры сооружения. Не случайно поэтому, что наибольшей цельности архитектурного облика и чистоты конструктивного решения Перре достигает в зданиях утилитарного назначения. Таковы доки в Касабланке (1915), где были впервые применены тонкие железобетонные оболочки, или швейная фабрика Эдер в Париже (1919), поражающая обилием света и легкостью железобетонных арок 20-метрового пролета. Это также мастерские театральных декораций (1923), литейный завод в Монтатере (1923 и 1927), алюминиевый завод в Иссуаре (1939), с мощным железобетонным каркасом и тщательно выисканными пропорциями. Здесь вырабатывался его архитектурный язык и шло то накопление художественных средств, которые он затем использовал при создании общественных сооружений, формируя их художественный образ.

О. Перре. Нотр-Дам де Рэнси в Париже.
1923.

Общность архитектурных приемов, применяемых для зданий промышленного и общественного назначения, носит у Перре принципиальный характер ("когда архитектор приходит на завод, он делает из него дворец"). Примером такого видоизменения трактовки форм при сохранении самого принципа их применения может служить интерьер церкви в парижском пригороде Рэнси, замечательный цельностью внутреннего пространства и новизной конструктивного решения. Те же легкие пологие своды, что и в доках Касабланки, та же обнаженность конструкции, тектонически выявляющей каркас здания, - и новый архитектурный образ, возникающий из иного пропорционального и ритмического строя.

После второй мировой войны Перре получает свои самые крупные заказы. Это реконструкция центральной части Гавра (начатая в 1947 г.), реконструкция вокзальной площади в Амьене. Комплекс Центра атомных исследований в Саклэ (1947-1953), раскинувшийся на территории 150 га, - последняя большая работа Перре.

В произведениях этого времени особенно ярко проявились характерные для творчества Перре черты: глубокое освоение свойств материала и следование классической традиции в общем строе сооружения; известная ограниченность средств архитектуры и их постоянное совершенствование. Верность материалу, конструкции, принципиальное уничтожение границ между сферами утилитарного и монументального строительства сближали позиции Перре с платформой, на которой стояли поборники рационалистической архитектуры функционализма. Но в самом новаторстве Перре был продолжателем, а не подрывателем основ. В эпоху полного пересмотра старых представлений, находясь, по выражению Ле Корбюзье, "между двух сражающихся армий", он не примкнул ни к одной из них. В годы, когда распространялся вненациональный функционализм, Перре был и остался французским архитектором, перенесшим в XX век исторические традиции зодчества своей страны. О. Перре не был теоретиком. Его творчество связано с несколькими фундаментальными идеями, почерпнутыми из опыта и опытом проверенными. Но они составляли как бы свод принципов, которым он следовал бескомпромиссно и до конца. Его мысли об архитектуре изложены в миниатюрной книжке "Contribution a une theorie de L,architecture", Paris, 1952 (которая приведена здесь полностью), нескольких статьях и докладах.

Предисловие, составление и примечания И. В. Эрн, переводы Л. Д. Липман и С. М. Ромова

 

К началу страницы
Содержание
Фрэнк Ллойд Райт. Из книги "Будущее архитектуры"  Огюст Перре. К теории архитектуры