Главная
Новости сайта
Анатомия профессии
Основные даты
Жилые дома
Общественные здания
Градостроительство
Архитектурные конкурсы
Недостоверные объекты
Карта Киева
Архив
Библиотека об Алешине
* Публикации
* Тематические блоги
* Журналы, газеты
* Видеоматериалы
Глоссарий
Книжная полка
Ссылки
Автора!
Гостевая книга
 
Поиск







Copyright © 2000—
Вадим Алешин
Публикации

Мастера архитектуры об архитектуре
Зарубежная архитектура. Конец XIX—XX век


ФРЭНК ЛЛОЙД РАЙТ
(1869-1959)

Фрэнк Ллойд Райт - крупнейший архитектор в истории США. За более чем семьдесят лет своего творческого пути он сделал для развития современной архитектуры больше, чем любой другой мастер в странах Запада. Влияние Райта выходит далеко за пределы основанного им течения, так называемой "органичной архитектуры". Он одним из первых, еще на рубеже столетий, развернул борьбу с академическим стилизаторством в архитектуре, с ремесленническим "антииндустриализмом", питавшимся эстетикой Рёскина. Он выдвинул принцип архитектуры органичной - то есть целостной, являющейся неотделимой частью среды, окружающей человека. Им была сформулирована идея непрерывности архитектурного пространства, противопоставляемая артикуляции, подчеркнутому выделению частей в классической архитектуре. Основанный на этой идее прием так называемого "свободного плана" вошел в число средств, используемых всеми течениями современного зодчества.

Райт противоречив. Его творчество, образующее прямую связь между прогрессивными поисками в архитектуре конца прошлого столетия, архитектурой 20-х и архитектурой 50-х годов нашего века, соединило в себе тенденции, казалось бы, взаимоисключающие. Он воспитан на идеях американского неоромантизма конца XIX века и сохранил верность сентиментальной мечте о жизни среди природы, но вместе с тем он один из основоположников рационализма в архитектуре нашего столетия. Он создатель "стиля прерий" и дезурбанистических проектов "города широких горизонтов", пропагандировавший постройки, стелющиеся по земле, пространство которых развернуто по горизонтали, - но он же оставил и проект небоскреба "Иллинойс" (1957) высотой в милю. Последний романтик и первый функционалист - эти две стороны его индивидуальности часто вступали в конфликт и в творчестве и в теоретическом осознании творчества. Райт-мыслитель близок к таким американским гуманистам конца прошлого века, как Марк Твен, Уитмен, Мелвилл. Он выступает за архитектуру, которая должна быть гуманным, человечным искусством. Но гуманизм его внесоциален, абстрактен. Он причудливо сочетается с ницшеанским индивидуализмом, заставляющим если не противопоставлять личность обществу, то отделять, абстрагировать от него. Райт не принимал капиталистическое общество, эмоционально и искренне критиковал его противоречия, но лишь в тех пределах, дальше которых не идет мелкобуржуазное бунтарство. Он ратовал за свободу личности, но за свободу ее от общества, а не за свободу, обеспеченную обществом. Посетив в 1937 году Советский Союз, он говорил, что "Россия - это великая надежда". Но идеи научного социализма остались ему чужды.

Сохранив многие критерии прошлого столетия, Райт с враждебным непониманием относился к интерпретации его идей архитекторами младших поколений. Никогда не была единодушной оценка и его собственных работ. Несмотря на попытки преподавать, он не создал устойчивой школы и не имел непосредственных продолжателей и последователей. Тем не менее влияние его - особенно на западноевропейскую архитектуру - было очень широким.

Родился Райт в поселке Ричлэнд-Сентер (штат Висконсин, США) в 1869 году. Его отец был священником и музыкантом, мать, дочь переселенцев из Уэлса, - сельской учительницей. Семья нуждалась, но все воспитание Райта было подчинено мечте матери - сделать сына великим архитектором. Окружавшие его с самых ранних лет гравюры и альбомы, игры, главной задачей которых было создание из популярных тогда кубиков Фребеля фантастических сооружений, наконец, книги Рёскина и Виоле ле Дюка сделали для формирования будущего архитектора, вероятно, больше, чем два года, проведенные в инженерном колледже Висконсинского университета, который он не смог закончить.

В 1887 году Райт переезжает в Чикаго и после недолгой работы в ателье архитектора Дж.-Л. Силсби, приверженца модного тогда эклектизма, поступает на работу в ателье Адлера и Салливена. Луис Салливен стал для Райта "любимым мастером". Преподанные им уроки правдивости, естественности и целостности в решении архитектурных задач Райт усвоил навсегда.

Ф.-Л. Райт. Административное здание компании Ларкин в Буффало, США.
1904. Интерьер.

Уже в 1893 году Райт начинает работать самостоятельно. В его первых произведениях (собственный дом в Ок-парке, 1895; мельница в Спринг-Грин, 1896, и др.) очевидны следы многих влияний, среди которых влияние романтической архитектуры Г.-Г. Ричардсона (1838-1886) было наиболее плодотворным. Творческая зрелость мастера приходит с наступлением нового века. В 1900 году постройкой домов Брэдли и Хикока в Канаке (штат Иллинойс) он начинает знаменитую серию так называемых "домов прерий", наиболее значительны среди которых дом Уиллитса в Хайленд-парке (Иллинойс, 1902), дом Мартин в Буффало (штат Нью-Йорк, 1904) и дом Роби в Чикаго (1909). Внутренние пространства этих небольших зданий свободно "перетекают" одно в другое. Окнами, образующими непрерывные горизонтальные полосы, системой террас и лоджий, огромными свесами кровель интерьер связывается с внешней средой. Замкнутость помещений разрушена, вместо цепи законченных в себе, изолированных пространств создана единая система. Эти постройки невелики, их композиция основывается на своеобразном истолковании идеала бытового уклада буржуазной семьи. Но Райт стремился воплотить в их архитектуре идею, значение которой выходит за пределы конкретного типа постройки. "Пространство должно рассматриваться как архитектура, иначе мы не будем иметь архитектуры". Воплощение этой идеи было связано с изучением японской народной архитектуры, которой Райт увлекся в 90-е годы. Правдивость выражения свойств материалов и конструкций сочетается в этих постройках с романтическим отношением к природному ландшафту, частью которого Райт стремится сделать свои здания. Идея единства внутреннего пространства была использована Райтом и в здании конторы фирмы Ларкина в Буффало (1904), массивные объемы которого так же свободны от декоративных деталей, как и "дома прерий".

Ф.-Л. Райт. Дом Роби в Чикаго, США.
1909.

За первое десятилетие века Райт построил более ста домов, но на развитие американской архитектуры они в то время не оказали заметного влияния.

В 1909 году Райт едет в Европу. В Берлине в 1910 году устраивается выставка его работ, издается монография. Они оказывают большое влияние на рационалистическое направление, которое начинает формироваться в те годы в Западной Европе. Творчество Гропиуса, Мис ван дер Роэ, Мендельсона, голландской группы "Стиль" в последующие полтора десятилетия обнаруживает очевидные следы этого влияния. С особенным энтузиазмом были восприняты идеи Райта о целостности внутреннего пространства зданий, о роли новой техники, машины для современной архитектуры.

Следующее десятилетие, однако, не было для Райта столь же плодотворным. В течение нескольких лет он работает в Японии, где в Токио строит отель "Империал" (1916-1922). Использование идеи целостности конструктивной структуры обеспечило Этому зданию прочность, позволившую устоять при катастрофическом землетрясении 1923 года.

Ф.-Л. Райт. Империал-отель в Токио.
1916-1922. Дворик.

У себя в стране Райт остается в изоляции. Положение одинокого борца за новые принципы в архитектуре обостряет его индивидуализм, в творчество проникают элементы мрачной фантастичности. На тяжелых, почти гротескно монументальных формах появляется геометрический орнамент, свидетельствующий о влиянии архитектуры древней Америки. Испытывая кризис в своих художественных исканиях, Райт оставался новатором в использовании технических средств в архитектуре. Так, ко времени его возвращения в США в начале 20-х годов относится серия домов в Калифорнии, построенных из бетонных блоков. Наиболее примечателен среди них дом Милларда в Пасадене (1923), где повтор стандартных элементов образует ритмическое расчленение поверхностей.

Ф.-Л. Райт. Дом Милларда в Пасадене, Калифорния, США.
1923.

К середине 20-х годов творчество Райта кажется исчерпавшим себя. Он переживает полосу тяжелых испытаний в личной жизни, почти не имеет заказов. Непризнанный на родине, он, однако, по-прежнему остается популярным в Европе. Но функционализм, завоевывающий там господство, чужд ему. Он отвергает любые формы конформизма, а "ящики на ходулях", как называет он функционалистические постройки, таят его угрозу. Ему чуждо преклонение перед вещами, и он, в начале века боровшийся за признание машины средством искусства, протестует против господства машины над человеком.

Ф.-Л. Райт. Проект Бродэйкр-сити.
1931-1935. Макет.

Популярность Райта росла вместе с разочарованием в функционализме. В середине 30-х годов начинается второй период расцвета его творчества, наиболее впечатляющими результатами которого стали так называемый "дом-водопад", особняк Кауфмана в Пенсильвании-Вудс (1936) и административное здание фирмы "Джонсон и сыновья" в Расине (штат Висконсин, 1936-1939). Первый из них, системой смелых железобетонных консолей продолжающий уступы скал над лесным ручьем, поражает своей слитностью с романтичным пейзажем и виртуозным использованием контрастов широкой гаммы материалов - от грубой каменной кладки до полированного стекла. Во втором свободно стоящие грибообразные колонны образуют как бы систему зонтов над внутренним пространством. Через остекленные промежутки между ними пространство раскрывается не только по горизонтали, но и вверх, к небу. Обе постройки предельно остры, выразительны, но обе стоят на грани гротеска.

Ф.-Л Райт. "Дом-водопад", особняк Кауфмана, Пенсильвания-Вудс, США.
1936.
Ф.-Л. Райт. Тейлизив Вест, около Феникса, Аризона, США.
1938-1959.

К концу 30-х годов относится и серия так называемых "юсонианских", то есть специфически американских (от сокращенного Юнайтед Стейтс - Соединенные Штаты) домов. Эти дома имеют легкие конструкции, целостную, сливающуюся систему помещений, где даже обычную кухню заменило так называемое "рабочее пространство", освещенное лентой окон под потолком и присоединяемое к жилой комнате (дом Винклера в Окемосе, Мичиган, 1939). Для своей новой резиденции Тейлизин Вест, которую строит около города Феникса в штате Аризона (1938-1959), он использует так называемый "бетон пустыни", в котором крупные грубо околотые каменные блоки укладываются в опалубку с минимальным количеством цементного раствора. Живописные массивы этого бетона вливаются в общий колорит каменистой пустыни; они резко контрастируют с легкими деревянными конструкциями. Произведения конца 30-х годов были встречены с энтузиазмом. Но индивидуализм Райта усиливается. Последние его работы отличает экстравагантность и предельная индивидуализация формы.

Ф.-Л. Райт. Дом Винклера в Окемосе, Мичиган, США.
1939. Интерьер.
Ф.-Л. Райт. Административное здание фирмы Джонсона, Расин, Висконсин, США.
1936-1939. Интерьер.

Еще в конце 30-х годов Райт, как бы полемизируя с прямоугольностью, превращенной функционалистами в доктрину, начинает опыты по расширению приемов организации пространства на основе углов 60° и 120°, круга и спирали ("дом-соты" - особняк Ханна в Пало-Алто, Калифорния, 1937). Завершением этой серии экспериментов было здание музея Гуггенхейма в Нью-Йорке (проект 1943-1946 гг., строительство 1956-1959 гг.). Главный объем здания формируется громадным спиральным пандусом, охватывающим перекрытый прозрачным куполом световой дворик. Цельности, нерасчлененности внутреннего пространства отвечает здесь непрерывность, однородность "текучей" формы его ограждения. В жилом и административном здании "Башня Прайса" в Бартлесвилле (штат Оклахома, 1955) он осуществляет идею "дома-дерева" с мощным бетонным сердечником, включающим лифты и лестницы, от которого, как ветви от ствола, отходят консоли железобетонных перекрытий. Серия проектов, полных фантастической романтики, для Багдада, Питсбурга, Чикаго также относится к последнему периоду его творчества. В этих произведениях Райт с огромным мастерством решает формальные задачи, которые сам же ставит. Но нарочитая остраненность их рождает впечатление курьеза, капризной и, быть может, бесцельной растраты сил большого таланта.

Ф.-Л. Райт. Музей С. Гуггенхейма в Нью-Йорке.
1956-1959. Общий вид и интерьер.

Ф.-Л. Райт. Жилое и административное здание "Башня Прайса" в Бартлесвилле, Оклахома, США.
1955.

Райт не был молчаливым художником. С 1894 года он опубликовал несколько книг и множество статей. В 1949 году наиболее значительные статьи были объединены в книгу "Ф.-Л. Райт об архитектуре" (ed. F. Gutheim, New York). Среди лучших книг Райта - "Автобиография" (Нью-Йорк, 1932), "Органичная архитектура: архитектура демократии" (Лондон, 1939). В его работах, однако, нет ни последовательной разработки метода, ни целостной структуры. Он многократно возвращался к одним и тем же темам, вновь и вновь развивая их. В поздних книгах, таких, как "Будущее архитектуры" (1953), "Завещание" (1957), он сам стремится свести в некое единство свои ранние статьи, связывает и дополняет их. Книга "Будущее архитектуры" была издана на русском языке (Стройиздат, Москва, 1960) в переводе арх. А. Ф. Гольдштейна. Здесь мы приводим отрывки из этой книги, сгруппированные по главным темам, которых касается Райт. Их дополняет статья "Чем является стиль для архитектора" (из журнала "Architectural Record", 1928, February), отрывок "Скульптура и живопись" из номера журнала "Architectural Forum" (1938, January), посвященного Ф.-Л. Райту. Эти материалы дают достаточно полное представление об основных положениях творческой концепции Райта.

Предисловие, составление и примечания А. В. Иконникова, переводы А. Ф. Гольдштейна и М. Д. Канчели

 

К началу страницы
Содержание
Антонио Сант'Элиа. Манифест футуристской архитектуры  Фрэнк Ллойд Райт. Из книги "Будущее архитектуры"