Главная
Новости сайта
Анатомия профессии
Основные даты
Жилые дома
Общественные здания
Градостроительство
Архитектурные конкурсы
Недостоверные объекты
Карта Киева
Архив
Библиотека об Алешине
* Публикации
* Тематические блоги
* Журналы, газеты
* Видеоматериалы
Глоссарий
Книжная полка
Ссылки
Автора!
Гостевая книга
 
Поиск







Copyright © 2000—
Вадим Алешин
Публикации

Мастера архитектуры об архитектуре
Зарубежная архитектура. Конец XIX—XX век


АНТОНИО САНТ'ЭЛИА
(1888-1916)

Антонио Сант'Элиа - молодой итальянский архитектор-мечтатель, автор романтических проектов архитектуры будущего - родился в Комо в 1888 году, погиб в 1916 году на фронте в Монфальконе во время первой мировой войны.

Сант'Элиа не удалось ничего осуществить из своих замыслов. Мировую славу принесли ему многочисленные талантливые рисунки различных зданий, грандиозный проект фантастического "Нового города" - города будущего, творческий манифест, программа новой архитектуры.

Сант'Элиа изучал архитектуру в академии Брера и в Политехникуме в Милане, экзамены сдавал в Болонье, в Институте изящных искусств, где в 1912 году получил диплом архитектора. Творчество его находилось в то время под двойным воздействием - австрийского архитектора Отто Вагнера, под руководством которого он некоторое время работал, и архитектуры США. Именно в архитектуре индустриальных городов США, больше чем где бы то ни было, претворялись тогда в жизнь новые идеи, порожденные бурным ростом технического прогресса. В новой технике видели архитекторы источник своего вдохновения, искали не только новые функционально-конструктивные приемы, но и новые художественные возможности, своеобразную романтику архитектуры будущего, основу ее образного начала. Фантастические проекты Сант'Элиа как бы соединили в себе реализм венских архитекторов с романтическим восприятием американских индустриальных городов.

"Новый город" - город будущего - предстал перед молодым романтиком как реальность, которая могла бы быть осуществлена в Италии, только что пробужденной от долгого сна и вновь возрожденной к жизни. Здесь воплотились его мечты, талантливое предвидение будущих возможностей. В этом проекте Сант'Элиа разрабатывал индустриальные мотивы, стремился отобразить движение, передать его отдельные фазы. В проекте подчеркиваются различные Элементы, служащие целям движения и сообщения, улицы, лежащие на разных уровнях, выдвинутые башни лифтов, движущиеся лестницы.

А. Сант'Элиа. Город будущего. Рисунок.
1913.

Проект "Нового города" был обнародован в 1914 году в Милане, на выставке, организованной группой "Новые тенденции", в которой состоял тогда Сант'Элиа. В каталоге этой выставки был опубликован текст его страстного "Обращения", в котором он призывал немедленно порвать со старым и создать в Италии новую архитектуру. В новой архитектуре все должно быть революционизировано, она должна быть новой, как ново душевное состояние молодого поколения. Тогда смогут возникнуть новые формы города для человека, свободного от традиций и рутины.

Работы Сант'Элиа привлекли внимание итальянских футуристов, глава которых, Маринетти, 14 июля 1914 года, некоторое время спустя после открытия выставки, опубликовал подписанный Сант'Злиа "Манифест футуристической архитектуры". В нем он развил и модифицировал отдельные пункты "Обращения", сблизив их с программой футуристов. После этого заговорили о футуристической архитектуре в Италии и о Сант'Элиа как о главе архитекторов-футуристов.

В литературе и в изобразительном искусстве футуристы (поэты, художники, скульпторы) требовали категорического разрыва с прошлым, восхваляли машину как символ новой красоты, призывали к отображению в произведениях только современности и будущего, признавая в качестве основных элементов художественного воздействия динамику и технику.

"Нужно вымести все уже использованные сюжеты, чтобы выразить нашу вихревую жизнь стали, гордости, лихорадки и быстроты", - писали футуристы в "Манифесте художников".

Внешняя революционность футуристических воззваний была уже тогда во многом проявлением мелкобуржуазного анархизма, а их идеи носили ярко выраженный националистический характер. Несколькими годами позднее футуристическое движение полностью пошло в ногу с фашизмом. Однако Сант'Элиа, уже в 1915 году призванный в армию и вскоре погибший, по существу, никакого отношения к итальянскому футуристическому движению не имел.

Изложенные в "Манифесте" идеи Сант'Элиа поражают своей самобытностью и новизной. В 1914 году, когда еще только начиналось бурное развитие техники, он предвидел ту огромную роль, которую ей предстоит сыграть в будущей архитектуре. Ему грезились динамические сооружения, создаваемые из новых, еще неведомых материалов и легких конструкций.

А. Сант'Элиа. Жилой дом. Рисунок.
1913.

Имя Сант'Элиа, который начал борьбу за новое в эпоху триумфа мелкобуржуазного умонастроения, занимает почетное место среди самых первых зачинателей новой архитектуры. В то же время его творчество имело мало общего с тем новым движением к рационализму в архитектуре, которое развивалось в Германии, Австрии и других странах Западной Европы. Оно осталось в известной мере изолированным от него. Однако в проектах и высказываниях Сант'Элиа нельзя не заметить ряда черт, как бы предопределявших принципы рационалистической архитектуры, хотя в его кредо и имелись принципиальные расхождения с рационализмом, поскольку Сант'Элиа выдвигал на первый план не функциональные, а образные задачи архитектуры. Общими были у них призывы покончить с архаикой и искать новые формы создания архитектуры будущего.

Манифест Сант'Элиа, однако, это не просто выступление против декоративизма "стиля модерн", не одни нигилистические высказывания и призывы к поискам новой формы. Здесь есть и стремление "создать здоровый план дома", решить организацию пространства, углубить проблемы архитектуры, отказавшись от элементарного представления о ней, как о простой игре плоскостей. Среди призывов к разрушению старого звучат и его настойчивые призывы удовлетворять потребности времени и быта. Говоря о необходимости создать "Новый город", Сант'Злиа призывает гармонизировать среду, соотнося ее с человеком, вернуть миру отражение разума.

В своем стремлении к индустриальной архитектуре Сант'Элиа не просто пропагандирует инженерию. Он понимает архитектуру как искусство синтетическое и экспрессивное. Говоря "что лишь линии круглые и эллиптические, динамичные по своей натуре в тысячу раз важнее перпендикулярных и горизонтальных, что не может быть без них динамичной архитектуры", - он одновременно призывает к чистоте и целостности объемов, к освобождению здания от тяжести монументальных масс.

Все это характеризует Сант'Элиа как одного из зачинателей новых идей, реально проступающих в его романтических, утопических и подчас изощренных рисунках, в своеобразных формах динамических инженерных сооружений.

"Манифест футуристской архитектуры" дается в переводе А. Б. Махова из книги: Alberto Sartor is, Antonio Sant'Elia, Milan, 1930.
Предисловие и составление Р. А. Кацнельсон.

 

К началу страницы
Содержание
Адольф Лоос. Орнамент и преступление  Антонио Сант'Элиа. Манифест футуристской архитектуры