Главная
Новости сайта
Анатомия профессии
Основные даты
Жилые дома
Общественные здания
Градостроительство
Архитектурные конкурсы
Недостоверные объекты
Карта Киева
Архив
Библиотека об Алешине
* Публикации
* Тематические блоги
* Журналы, газеты
* Видеоматериалы
Глоссарий
Книжная полка
Ссылки
Автора!
Гостевая книга
 
Поиск







Copyright © 2000—
Вадим Алешин
Публикации

Мастера архитектуры об архитектуре
Зарубежная архитектура. Конец XIX—XX век


АДОЛЬФ ЛООС
(1870-1933)

Адольф Лоос мало строил, фрагментарной была и его литературная деятельность, но мысли и творчество этого австрийского архитектора имели широкий резонанс, определив принципиальные черты западноевропейского рационализма 20-х годов. Лоос видел глубину социальной несправедливости; разнузданное украшательство и показная роскошь орнаментального декора эклектической архитектуры и "стиля модерн" представлялись ему выражением аморальности эпохи. Оценивая каждый элемент архитектурной формы затраченным на него трудом и протестуя против бессмысленного расточительства, он провозгласил лозунг: "Долой орнамент!"

Культу оригинальности Лоос противопоставил простые ценности целесообразного. Он называл себя ремесленником, который должен служить людям своего времени, и утверждал необходимость следовать таким традициям народного искусства, как бережное отношение к труду и любовное выявление свойств, присущих материалу. Несовместимость главной задачи, которую он ставил перед архитектурой - искать пути для удовлетворения массовых потребностей, - с отвлеченным эстетизмом, распространившимся в искусстве его времени, привела Лооса к утверждению, что искусство и польза исключают друг друга и что архитектура и искусство действуют в разных областях.

Отрицание декоративизма, возникшее у Лооса на морально-этической основе, расчищало путь к поискам чистоты рациональных форм "архитектуры целесообразности". В своих постройках Лоос шел к очищению разумно организованных объемов в их аскетической простоте. Его важной заслугой было создание "пространственного плана", объединяющего помещения в единую "текучую" систему пространств. В отличие от Райта, он не стремился растворить эту систему во внешней среде, сохраняя ее замкнутость и законченность, выраженную в геометрической определенности объема здания. Приемы композиции, которые разрабатывали в 20-е годы Ле Корбюзье, Гропиус, Ауд, в большой мере основывались на пространственном плане Лооса.

Сын ремесленника, резчика по камню, Адольф Лоос родился в Брно в 1870 году. Двенадцати лет он оглох, физический недостаток сделал его нелюдимым и замкнутым. Закончив в 1893 году Политехнический институт в Дрездене, он, чтобы расширить свой кругозор, на три года уехал в США. Ему пришлось работать каменщиком, паркетчиком и даже мойщиком посуды, но все же он сумел познакомиться с лучшими постройками "чикагской школы", оценив техническую прогрессивность и правдивость их формы. Большое впечатление произвела на него статья Л. Салливена "Орнамент в архитектуре".

Возвратившись в Европу, Лоос с 1896 года поселился в Вене. Его первые творческие работы, связанные с отделкой интерьеров, уже показывают стремление к строгой простоте, сочетающееся с высокой культурой детали и подлинным пониманием свойств материалов. Маленькое помещение бара Кёртнера в Вене (1907) было его настоящим шедевром. С 1897 года он выступает как теоретик и полемист, начав непримиримую борьбу с Венским Сецессионом, объединявшим австрийских приверженцев "стиля модерн". Столкновение со всеобщим неприятием усиливает индивидуализм Лооса и вносит в его статьи ноты пессимистической горечи, но не подрывает веры "современного Диогена", как Лооса называли критики, в собственные убеждения. Издав в 1921 году статьи 1898-1900 годов, он озаглавил сборник "Сказанное в пустоту", а статьи последующих лет объединил в книге "Вопреки", название которой возникло из афоризма Ницше: "Решительность торжествует вопреки всему". Выступая в защиту чистоты целесообразной формы, ее неразделимого единства, он говорит о необходимости процесса освобождения архитектуры и художественной промышленности от какого-либо орнамента. Наиболее ярко он выразил свои идеи в статье "Орнамент и преступление" (1908), получившей широкую известность.

А. Лоос. Бар Кёртнера в Вене.
1907.

Теоретическая концепция Лооса воплощалась и в его творчестве. Первое созданное им здание - вилла Карма в Монтрё (Швейцария, 1904) - еще свидетельствует о влиянии Вагнера. Однако, если в работах "вагнеровской школы" преобладает расчленение гладкой плоскости цветом, то здесь белизна штукатурки, покрывающей все здания виллы, возвращает композиционное значение пластичности объема. Законченным выражением рационалистической антиживописности Лооса стал дом Штайнера в Вене (1910). Объем этой железобетонной постройки с плоской кровлей приведен к сочетанию элементарных геометрических тел, аскетически гладкие белые фасады лишены каких-либо пластических деталей. Внутри симметричного объема развертывается асимметричная система помещений.

А. Лоос. Дом Штайнера в Вене.
1910.

В 1909-1911 годах на площади Михаэлерплац в Вене, против барочного дворца Хофбург, Лоос построил семиэтажный дом, внеся благородную сдержанность и простоту в трактовку традиционной классицистической схемы, где два первых этажа, занятых конторами и магазинами, образуют подобие цоколя. Верхние жилые этажи имеют абсолютно гладкую стену, равномерно прорезанную окнами, нижние облицованы зеленоватым мрамором, тосканский ордер дополняет их пластику. Прием введения декоративных элементов говорит о влиянии Л. Салливена. Сдержанность деталировки позволяет в полной мере воспринять сильную форму объема и выразительность больших членений. Лаконизм формы дома казался современникам строительства ошеломляющим. Газеты развернули ожесточенную травлю Лооса, доведя его до тяжелого заболевания.

А. Лоос. Дом на Михаэлерплац в Вене.
1909-1911.

В 1912 году, используя приемы устройства плоских крыш, изученные в Америке, Лоос построил в Хитцинге, пригороде Вены, террасный дом Шоя, объем которого повышается от сада к улице с двух до четырех этажей. Интерьеры с темными деревянными панелями стен и декоративными деревянными потолочными балками свидетельствуют о влиянии английского жилищного строительства и традиций народной архитектуры, но система их пространств воплощает своеобразную идею "пространственного плана".

А. Лоос. Дом Шоя в Вене.
1912.
А. Лоос. Дом Шоя в Вене. Интерьер.

После первой мировой войны, когда муниципалитет Вены был вынужден начать строительство жилищ для рабочих, Лоос был приглашен на должность главного архитектора города (1920-1922). Проект экспериментального квартала Хойберг и проекты типовых домов для его застройки свидетельствовали о широких возможностях рационалистической концепции Лооса. Однако столкнувшись с большими трудностями при осуществлении проектов, он уже в 1923 году уехал в Париж. Негативное отношение к декадентскому искусству, антиэстетство сблизили его с нигилистической группой художников-дадаистов. Для основателя группы, поэта Т. Тзара, Лоос в 1926-1927 годах построил дом на склоне Монмартра, отличающийся от других его построек более дробной и беспокойной трактовкой объема и сложной системой внутренних пространств.

Во Франции Лоос жил до 1928 года. Вернувшись в Вену, он построил дом Мол-лера (1928) и в пригороде Вены, Пайербахе, дом Кунера (1930), каменное основание которого завершено брусчатым срубом типа тирольского шале, с невысоким щипцом и покатой кровлей, имеющей большие свесы. Здесь интерес к народному зодчеству перешел в прямое копирование его форм. Самым гармоничным выражением идеи "пространственного плана" стал построенный Лоосом дом Мюллера в Праге (1930), помещения которого группируются вокруг высокого холла. Холодноватая классицистическая изысканность интерьеров сменила здесь безыскусственную теплоту ранних работ. Отвергая консервативное палладианство, он не без подозрительности относился и к авангардизму, повсеместное укрепление позиций функционалистов к концу 20-х годов вызывает у него усиление тяги к традиционному, к архитектурной классике и народному зодчеству.

А. Лоос. Дом Мюллера в Праге.
1930.
А. Лоос. Дом Мюллера в Праге. Интерьер.

В 1931 году болезнь заставила Лооса окончательно отойти от практики. Умер он в 1933 году в Кальксбурге под Веной. Лоос не влился в функционалистическое направление, которое во многом опиралось на заимствованные у него идеи. В конце жизни, как и в начале творческого пути, он оста вался одиночкой. Мы приводим здесь наиболее известную статью "Орнамент и преступление" и статью "Архитектура", отражающую основные идеи концепции Лооса.

Источники, по которым цитируются приводимые материалы, даны в примечаниях.
Переводы выполнены В. Г. Калишем и А. Б. Маховым.

 

К началу страницы
Содержание
Петер Беренс. Из манифеста "Праздник жизни и искусства"  Адольф Лоос. Орнамент и преступление