Главная
Новости сайта
Анатомия профессии
Основные даты
Жилые дома
Общественные здания
Градостроительство
Архитектурные конкурсы
Недостоверные объекты
Карта Киева
Архив
Библиотека об Алешине
* Публикации
* Тематические блоги
* Журналы, газеты
* Видеоматериалы
Глоссарий
Книжная полка
Ссылки
Автора!
Гостевая книга
 
Поиск







Copyright © 2000—
Вадим Алешин
Публикации

Мастера архитектуры об архитектуре
Зарубежная архитектура. Конец XIX—XX век


ГЕРМАН МУТЕЗИУС
(1861-1927)

Немецкий архитектор Герман Мутезиус не имел ярко выраженной творческой индивидуальности, но, быть может, именно отсутствие стремления самоутвердиться помогло ему осознать подлинное значение тенденций рационализма, нарождавшихся в архитектуре на рубеже XIX и XX столетий. В развитии архитектуры и прикладного искусства Мутезиус сумел увидеть связь с общим прогрессом производства. Первым он осмыслил значимость для становления новых художественных форм используемой в массовом индустриальном производстве стандартизации. Теоретик, пропагандист и организатор в большей степени, чем архитектор-практик, он много сделал для того, чтобы в годы, предшествующие первой мировой войне, превратить разрозненные поиски в единое движение к производственному искусству.

Концепции Мутезиуса были специфическим порождением культуры Германии начала нашего века. Их широкое и долго сохранявшееся влияние определялось не только ориентацией на объективные закономерности развития производства, но и стремлением возродить единство искусства и техники, эстетического и разумно-целесообразного, которое было утеряно буржуазной культурой.

Герман Мутезиус родился в Гросс-Нойхаузене в 1861 году. Архитектурное образование он получил в Берлинском техническом училище. Проработав некоторое время в мастерской Пауля Валлота (1841-1912), архитектора эклектического направления, построившего претенциозное здание рейхстага в Берлине, он поступил на дипломатическую службу. Ее возможности Мутезиус сумел использовать для того, чтобы расширить свой профессиональный кругозор архитектора. После пребывания в Японии он с 1896 по 1903 год был атташе германского посольства в Лондоне и за эти годы внимательно и углубленно изучил английскую архитектуру и прикладное искусство того времени.

Его увлек "романтический функционализм" английских архитекторов, которым пример архитектуры средневековья дал толчок к решениям, основанным на целесообразной организации конкретных жизненных процессов. Большое влияние на Мутезиуса оказало движение, которое в середине XIX века возглавлял У. Моррис, ставившее своей целью возродить высокий уровень художественного ремесла и внедрить его в повседневную жизнь.

Мутезиус стал пропагандировать в Германии достижения английской архитектуры и прикладного искусства, подчеркивая в них то, что отвечало его собственным рационалистическим устремлениям. В 1900 году вышла его книга "Современная английская архитектура". В 1904-1905 годах в Берлине появилось богато иллюстрированное трехтомное издание "Английский дом", ока-. завшее большое влияние на развитие архитектуры во всех странах Западной Европы.

В Германии строительство поселков с коттеджами английского типа было активно поддержано промышленными монополиями. Концентрацию пролетариата в городах стремились заменить рассредоточенностью в полусельских поселках, контролируемых предприятиями. В монотонности их строго унифицированной застройки видели средство "тектонизации" и унификации форм самой жизни, противостоящих "анархическому либерализму". Характерным примером подобного поселения был Хеллерау под Дрезденом, генеральный план которого разработал архитектор Р. Римершмидт, а часть кварталов была застроена по проекту Мутезиуса (1909) домами, напоминающими английские так называемые "террасхаузы" (сомкнутые боковыми сторонами и образующие длинные блоки ряды двухэтажных коттеджей с садиками). Аскетичная архитектура этих домов характерна сопоставлением обнаженных геометрических масс и простыми ритмами, в которых, однако, отразилось и характерное для Германии того времени стремление к монументальности. Стандартные дома для квалифицированных рабочих в Хеллерау и предместье Дуйсбурга - лучшее среди того, что Мутезиус создал как архитектор-практик. Многочисленные буржуазные особняки в пригородах, аристократические загородные виллы и поместья, которые он строил, эклектичны и не содержат принципиальных идей организации жилища.

Г. Мутезиус. Застройка квартала в поселке Хеллерау близ Дрездена.
1909.
Г. Мутезиус. Четырехквартирные дома для рабочих в Дуйсбурге.
1910.

Чисто буржуазное преклонение перед эффективностью и целесообразностью рождало новые целевые установки в области художественного творчества. Там, где раньше господствовали индивидуальное и эмоциональное, совершался поворот к стандартному и объективно обусловленному. И повседневную жизнь и искусство мечтали подчинить "формообразующей воле", основанной на рассудке и логике. Мутезиус стал идеологом новой буржуазной культуры вещественного, которую называл "машинным стилем". Признаки прогресса эстетического он видел в машинах и экипажах, формообразование которых определяют законы целесообразности. Орнаментальности модерна он противопоставлял "чистую лаконичность формы", основанной на правдивом выражении свойств материала. Единственно возможным украшением он считал абстрактный геометрический орнамент.

Публичная лекция, направленная против имитаторства, которую Мутезиус прочел в 1907 году, вызвала бурную дискуссию, ставшую толчком для создания общества "Deutsche Werkbund". Это общество имело задачей "выбрать лучших представителей искусства, промышленности, ремесла и торговли, объединяя все стремления к высокому качеству в индустриальном производстве и образуя место сплочения всех, кто хочет и может работать, добиваясь высокого качества". К основателю общества, Г. Мутезиусу, присоединился ряд крупнейших архитекторов того времени - Г. Пёльциг, Г. Тессенов, Й. Гофман, А. Ван де Вельде, с ним активно сотрудничал П. Беренс.

Главный пункт программы Веркбунда - качество - включал в себя не только добротность исполнения и материала, но также органичность целого и достижение художественного эффекта выражением разумной целесообразности. В отличие от Морриса, считавшего машинное производство причиной социальных зол и эстетического упадка, сторонники Веркбунда приветствовали индустриализацию как средство массового производства высококачественной продукции. Для Мутезиуса видеть зло в машине как таковой - абсурд, все дело в способе ее применения. Моррисовское понятие "художественное ремесло" вытеснялось понятием "промышленное искусство". В противоположность "стилю модерн", стремившемуся уйти от всеобщего, как высшая цель выдвигалось единство вкусов, исключавшее индивидуалистическую экстравагантность. На ежегодном собрании Веркбунда в 1914 году Мутезиус подчеркнул значение стандартизации, которую он связывал с математическими закономерностями организации формы, что привело его к резкому столкновению с Ван де Вельде, отстаивавшего свободу индивидуальной деятельности художника. Социально-этические лозунги "благородства труда" смешивались в программе Веркбунда с чисто меркантильными тенденциями и националистическими нотами.

В начале своей деятельности Веркбунд столкнулся с оппозицией и в художественных кругах и среди промышленной буржуазии. Однако уже скоро он получил активную поддержку крупных промышленных монополий. В повышении эстетического качества индустриальной продукции увидели средство "победы немецкого труда" (читай - монополистического капитала) в борьбе за международные рынки сбыта.

Крупнейшим начинанием Веркбунда была выставка промышленного искусства 1914 года в Кёльне, здания для которой были созданы крупнейшими европейскими архитекторами того времени. Сам Мутезиус построил здесь павильон красителей. Создание немецкого Веркбунда и разработка его программы были главной заслугой Мутезиуса. Влияние этого общества перед первой мировой войной распространилось на всю Западную Европу, подкрепляя рационалистические тенденции в архитектуре и дизайне; в связи с Веркбундом происходило творческое становление крупнейших немецких архитекторов поколения, деятельность которого развернулась в 20-е годы, - В. Гропиуса, Л. Мис ван дер Роэ, Б. Таута.

Сам Мутезиус в послевоенные годы продолжал работать в области строительства малоэтажных домов и поселков, которому посвятил и ряд публикаций. Он умер в Берлине в 1927 году.

Мы приводим здесь отрывки из фундаментального труда Мутезиуса "Английский дом", характерные для его концепции архитектуры вообще, и отрывки из книг "Прикладное искусство и архитектура" и "Единство архитектуры", содержащие важные положения его рационалистической концепции.

Источники, по которым цитируются приводимые материалы, даны в примечаниях.
Предисловие, составление и примечания А. В. Иконникова, переводы В, Г. Калиша и Э. И. Львовой

 

К началу страницы
Содержание
Хендрик Петрус Берлаге. Искусство и общество  Герман Мутезиус. Из книги "Английский дом"